На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 760 подписчиков

Свежие комментарии

На пресс-конференции в Нью-Йорке Н. Назарбаев сделал неожиданное заявление

18 января на пресс-конференции в Нью-Йорке Нурсултан Назарбаев сделал неожиданное заявление. Он сообщил, что президент США Дональд Трамп якобы выступил за перенос переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе из Минска в другое место

Об инициативе пока известно только со слов казахского лидера. Официальный Вашингтон оставляет ее без комментариев.

Рассказывая о разговоре с Трампом, Назарбаев немного запутался. Он ошибочно назвал текущий дипломатический формат Минском-1, который «застопорился», и предложил вместо него начать Минск-2. Между тем, подписанный 12 февраля 2015 года в Минске Комплекс мер по выполнению Минских соглашений неофициально как раз принято именовать Минском-2.

Казахский президент также не упустил возможности напомнить, что уже предлагал выбрать свою страну в качестве переговорной площадки.

Во время начала конфликта на востоке Украины Назарбаев действительно рекламировал себя в качестве брокера как России и Украине, так и Западу, как до заключения первых минских договоренностей, так и после этого.

Перечисляя аргументы в пользу своей страны, он подчеркивал, что «Казахстан одинаково относится что к России, что к Украине», а себя называл «честным менеджером», который не поддерживает ни одну из сторон конфликта. Назарбаев также обозначал намерение не просто сыграть роль принимающей стороны, но и лично присоединиться к мирному процессу в качестве полноправного участника. В казахских СМИ появлялись утечки, что у главы государства есть свои идеи о том, как прекратить конфликт. На словах Назарбаев призывал Путина и Порошенко «лично, персонально встретиться, сесть за стол переговоров, найти компромисс, остановить все это», то есть решить конфликт, который он не переставал называть гражданским, с помощью двусторонних переговоров Москвы и Киева.

Назарбаев — старейший и самый опытный лидер на постсоветском пространстве, что придает его фигуре бесспорный авторитет. Казахстан участвовал в урегулировании других конфликтов на территории СНГ. Нет сомнений в том, что Путин и Порошенко были бы готовы воспринимать его в качестве независимого арбитра, но — в другой ситуации. Отказ от выбора Казахстана в качестве переговорной площадки по Донбассу имел изначально несколько веских аргументов.

Во-первых, важной причиной является то, что Минск географически удобнее для всех вовлеченных в мирный процесс сторон, чем Астана. Столица Белоруссии элементарно находится вблизи зоны конфликта, и в нее в случае необходимости могут быстро добраться все переговорщики, включая европейских.

Во-вторых, несмотря на союзное государство России и Белоруссии, Лукашенко были готовы видеть в качестве принимающей стороны как Путин, так и Порошенко. Более того, в тот момент президент Украины намного больше был заинтересован в расположении своего соседа, чем Назарбаева. Наконец, Лукашенко не навязывался в качестве участника переговоров и не выходил с предложениями, а довольствовался ролью гостеприимного хозяина, который, предоставляя свой дом гостям, в нужный момент выходит за дверь.

В-третьих, Россия рассматривает конфликт в Донбассе как результат вмешательства Запада во внутриукраинские дела, а не как «разборки» на постсоветском пространстве. Кремль в этом смысле не нуждался в посредниках ни в лице Назарбаева, ни в лице кого-либо еще из лидеров СНГ, в то время как президент Казахстана почти настаивал на своей активной посреднической функции. Для России переговоры по урегулированию конфликта — это переговоры между Киевом и представителями ДНР-ЛНР, в которых Москва, Берлин, Париж и, возможно, Вашингтон выступают в роли равных гарантов, которые создают стимулы для противоборствующих сторон к миру.

В-четвертых, учитывая совместный опыт имперского, а потом и советского прошлого, для восприятия мирного процесса имел немаловажное символические значение и тот факт, что переговоры по урегулированию конфликта между славянскими народами должны были проходить на территории славянской же страны, а не в находящемся в Средней Азии Казахстане.

Идея Трампа (?) и Назарбаева прочитывается не как перенос текущих переговорных форматов, например, Контактной группы на территорию другой страны. В этом нет ровно никакого смысла, и на это не согласится ни один из участников. Речь, по всей видимости, идет о создании совершенно нового переговорного формата, с участием США и России и в котором Казахстан видит себя принимающей стороной.

Однако, принимая во внимание существование нескольких форматов и треков по Донбассу, в том числе российско-американского между Волкером и Сурковым, данная идея, как кажется, могла бы представлять интерес для России, если бы речь шла о прямых переговорах Трампа и Путина и не только по Донбассу. Такие переговоры не только стали бы новым этапом в попытке урегулировать конфликт на востоке Украины, но и при благоприятном развитии событий могли бы перезапустить российско-американские отношения в целом. Между Кремлем и Белым домом сохраняются значительные противоречия относительно причин и сути противостояния в Донбассе и способов его преодоления. Однако сам факт встречи двух лидеров придал бы новую динамику мирному процессу, возможно, позволил бы наметить пути выхода из нынешнего тупика в Донбассе и остановить дальнейшую эскалацию в двухсторонних отношениях.

Мотивация Назарбаева здесь вполне понятна. Блестящим завершением политической карьеры старейшего лидера на постсоветском пространстве было бы получение Нобелевской премии мира, о чем он, как говорят, давно мечтает.

Трампа, как и Путина, может заинтересовать предложение начать новые переговоры по Донбассу по другой причине. Оно может использоваться в роли своеобразной индульгенции для администрации США перед враждебным к России истэблишментом наконец запустить более тесный диалог с Кремлем.

Попытки сразу начать такой диалог на высшем уровне, без предварительных сигналов об уступках со стороны российского руководства, сейчас могут быть представлены в Вашингтоне как разновидность предательства национальных интересов. Токсичность российской темы не позволяет Трампу выступить инициатором проведения переговоров с Путиным без достаточного основания. Зато с таким предложением может выступить Назарбаев, получая взамен помощи в организации саммита Путина и Трампа ореол миротворца. Не исключено, что расчетливый казахский лидер сейчас «продает» России и США именно этот товар.

Олег Игнатов, «Актуальные комментарии»

Картина дня

наверх