На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 760 подписчиков

Свежие комментарии

Сравнивая тоннаж водоизмещения кораблей, американцы забыли заглянуть в новую Морскую доктрину РФ, которая нацелена на «большую воду»

США оценили наш флот с высоты авианосцев: ВМФ РФ отстал от Америки и Китая

Ставший в последнее время популярным и цитируемым американский аналитический журнал National Interest, оценил возможности ВМФ России, отметив, что российский флот стремительно развивается, делая ставку на малые корабли. Издание в своем военном обозрении отмечает, что американский флот и российский — это противоположности, каждая из которых отражает стратегию, историю, промышленность и географию своей страны. В то время как ВМС США опираются на эсминцы и другие крупные корабли, а также не знают конкурентов в мире по части финансирования, козырем России становятся современные малые ракетные корабли вроде смерча, недавно прошедшего испытания, корветы и модернизированные дизель-электрические подводные лодки типа новой «Лады».

По мнению National Interest, российский флот вполне укладывается в оборонительную доктрину страны. При этом авторы материала считают, что ВМС США и Китая по некоторым показателям опережают флот России. У ВМФ РФ в наличии менее трех десятков крупных океанских фрегатов, эсминцев и крейсеров. У американцев, наоборот, пара десятков небольших надводных кораблей и более ста крупных. По приведенным подсчетам, российский флот имеет сейчас 360 кораблей, у китайского флота — 624 корабля, у американцев всего 333 боевых корабля. При этом суммарное водоизмещение ВМС США — 4,6 миллиона тонн, Китая — 1,8 миллиона, России — всего-то 1,2 миллиона.

В общем, американские аналитики оценивают российский флот как активно развивающийся, но маломерный, сила которого в первую очередь в современных вооружениях и технологиях. Не учитывая при этом еще подводный флот РФ, где одна атомная субмарина способна пустить на дно пару-тройку авианосцев одним пуском крылатых противокорабельных ракет. Как-то несправедливо забыта и роль российских фрегатов дальней морской зоны (корабли проекта 11356), типа «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров» и им подобных. При этом National Interest, отмечая вывод Россией из эксплуатации крупных кораблей с заменой их на корабли меньшего водоизмещения (российские корветы «пятитонники» против американских эсминцев в девять тонн), полагает, что флот РФ становится «региональным флотом».

Ошибочка. ВМФ России из Мирового океана уходить вовсе не собирается. Россия — великая морская держава по определению. У нас прямой выход к трем океанам, а опосредованно — ко всем остальным водным пространствам. И после незначительного перерыва российский флот вновь гордо вышел в Мировой океан — благодаря новейшим кораблям и вооружениям, состав которых стремительно пополняется. И, как говорил, Петр 1: «Был бы флот, а гавани найдутся».

— Обновленная Морская доктрина России, которая была принята в 2015 году, как-то незаслуженно осталась обделенной широким вниманием, — говорит помощник Главкома ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. — А ведь в ней заложена глобальная концепция не только развития военно-морского флота, но и вся концепции морской политики нашего государства. Российская Федерация, действуя на основе Морской доктрины, намерена решительно, последовательно и твердо укреплять свои позиции в Мировом океане. Реализация положений Морской доктрины способствует устойчивому развитию страны, позволит обеспечить эффективную реализацию и надежную защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, поднять и поддержать ее международный авторитет и сохранить статус великой морской державы.

Морская доктрина — это будущее российского флота, развитие кораблестроения, потому что заказчик, Минобороны, формулирует то, что нужно на перспективу, а промышленность должна эти задачи реализовывать. «В зависимости от этого промышленность подстраивается под новые задачи, — говорил при принятии новой Морской доктрины президент Владимир Путин. — Впервые в доктрину включены положения чисто социального характера. Имею в виду морскую медицину, укрепление здоровья моряков, специалистов морской отрасли. Это очень важная вещь. Люди должны знать, что в стратегических документах по развитию флота, по развитию военно-морской составляющей государство никогда не будет впредь забывать о социальной составляющей этих документов и будет проводить в жизнь то, чего люди ждут в своей службе, при реализации задач, которые стоят перед государством в этой чрезвычайно сложной и важной сфере».

Морская доктрина России была создана не с нуля. Это достаточно серьёзно переработанная версия предыдущей, которая была принята в 2001 году и рассчитана до 2020 года. Морская доктрина является не только военно-политическим документом, она определяет основные направления деятельности государства на море и в других аспектах — экономическом, научном, рекреационном.

Разработка этого документа шла в рамках Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, при ведущей роли ВМФ России. В разработке новой редакции принимали участие 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций. Из основных причин, почему были внесены изменения в Морскую доктрину — изменение международной ситуации, обстановки в мире и, конечно, укрепление России как морской державы.


— Морская доктрина включает в себя четыре функциональных направлений и шесть региональных, — говорит Игорь Дыгало. — Функциональные — это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых. Региональные — атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Каспий, индоокеанское, добавлена Антарктида, поскольку это очень интересный для России регион. Основные акценты сделаны на двух направлениях: Арктика и атлантическое направление. Атлантическое — в связи с тем, что в последнее время происходит активное развитие НАТО и его приближение к российским границам, на что, безусловно, Россия находит свой ответ. Второй момент связан с тем, что воссоединены Крым и Севастополь с Российской Федерацией, и необходимо принять меры для скорейшей интеграции в экономическую деятельность Крыма и Севастополя. И конечно, восстановление присутствия российского Военно-морского флота в Средиземном море.

Что касается присутствия России в Арктике, то оно обусловлено в первую очередь развитием Северного морского пути. И, естественно, строительством нового атомного ледокольного флота. Обеспечение безопасности ложится на специально созданную арктическую армейскую группировку, которая уже сейчас активно обживает Север — с новыми арктическими гарнизонами, аэродромами, системами ПВО. Арктика для России — это и свободный выход в Атлантический и Тихий океаны.

Важный раздел Морской доктрины касается вопросов государственного управления морской деятельностью. Здесь определена роль Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, уточнена компетенция других органов государственной власти.

Роль ВМФ в Морской доктрине пусть не превалирующая, но, естественно, одна из главных. Ведь Военно-морской флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает военно-морское присутствие России, демонстрацию флага и военной силы в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам России, осуществляет заходы кораблей и судов ВМФ в порты иностранных государств.

— Самое ценное, что за годы экономической нестабильности Военно-промышленный комплекс, работающий на ВМФ, не утратил способности строить корабли, как подводные, так и надводные — говорит Игорь Дыгало. — Созданием подводных лодок занимаются в Санкт-Петербурге и Северодвинске, в ремонте военных кораблей сегодня задействован и Новороссийский судоремонтный завод. О мощном потенциале ВПК говорит и тот факт, что его предприятия пользуются авторитетом и у иностранных заказчиков. Это подтверждает ежегодный Морской салон в Санкт-Петербурге, где экспонируются лучшие образцы кораблестроения.

Процитируем слова Петра 1, чьим именем назван российский атомный ракетный крейсер «Петр Великий»: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Верил Петр Алексеевич в нынешнюю Морскую доктрину России, верил…

Виктор Сокирко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх