На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 740 подписчиков

Свежие комментарии

Газовые войны, или Украине труба

Почему Россия должна прекратить транзит газа через территорию Украины

Контракт на прокачку российского газа через территорию Украины истекает 1 января 2020 года. Наш газ в Европу идет по так называемой ГТС — газотранспортной системе соседнего и сегодня прямо враждебного России государства. Это означает, что ежегодно киевский режим получает от Москвы, которую официально называет «агрессором, оккупантом и врагом», около трех млрд долларов.

В целом заработок от транзита может составлять порядка пяти млрд долларов. По сути, транспортируя газ через украинскую территорию, мы сами спонсируем и делаем устойчивой в Киеве ту власть, которая пришла в результате переворота в феврале 2014 года, откровенно готовится к войне с Россией, убивает людей в Донбассе и прекращать гражданскую войну не собирается.

Возникает резонный вопрос: а надо ли России так поступать? Ответ очевиден: спонсировать своих врагов, убийц и террористов — занятие глупое и малоперспективное. Это значит, что транзит газа через территорию Украины надо прекратить. В условиях, когда за спиной Киева стоит Вашингтон, а основным покупателем газа является также «продавленная» американцами Европа, осуществить это не так-то легко. Ведь задача не просто в прекращении поставок газа — надо сделать так, чтобы юридически к этому было не придраться и европейские потребители не почувствовали перебоев. В противном случае США немедленно начнут массированную кампанию Европы «по принуждению» к своему более дорогому сланцевому газу.

Окончание контракта с Украиной является прекрасным поводом прекратить транзит. Это понимают все игроки. При этом прекращение или сохранение транзита является вопросом не экономики, а политики.

Причем политики международной и самого высокого уровня. Прекратятся поставки российского газа, и Вашингтону придется давать Киеву еще несколько миллиардов долларов, чего делать не хочется. Отсюда и постоянное давление на Германию и отдельные компании, строящие совместно с «Газпромом» газопровод «Северный поток — 2», который вместе с «Турецким потоком» должен заменить украинскую ГТС.

При этом, хотя вопрос чисто геополитический, вокруг него сохраняется «экономический антураж». Стороны спорят о цифрах, суммах, подходах и пунктах договора, хотя на самом деле их желания и поступки определяются геополитикой. Киевская власть хочет получить объемы транзита газа и гарантию, что в случае их непоступления последует компенсация. В переводе на русский язык это означает продолжение финансирования антирусского режима руками самой России. Действуя в этой логике и направляемый американцами, которые, как волшебники, могут организовать любое нужное им решение в любой международной инстанции, украинский «Нафтогаз» заранее в июне 2018 года подал к «Газпрому» очередной иск в Стокгольмский арбитраж, оценив почти в 12 млрд долларов ущерб для своей газотранспортной системы от ее обесценивания в случае прекращения транзита российского газа. Условие отзыва иска одно — новый долгосрочный транзитный договор с «Газпромом».

Для тех, кто еще верит в стокгольмский суд и какие-то правила, напомню, что кредит Украине в три млрд долларов, оформленный по всем западным правилам, который Россия выдала еще правительству Виктора Януковича, до сих пор не возвращен. И решение судов пока не в нашу пользу! Разговоры же о том, что это не долг Украины, а долг Януковича, дают возможность сделать лишь один вывод: нынешняя власть не считает себя продолжателем и правопреемником Украины, которая была до февраля 2014 года. Тем более нечего подписывать в такой ситуации контракт на транзит газа.

Появление же в Москве переговорщиков с Украины, которые предлагают сохранить транзит газа в украинской ГТС при условии создания некоего нового консорциума двух сторон, не должно сбить с толку российскую сторону. Помимо ненужности и абсурдности финансирования незаконной, по сути, киевской власти, есть в этой ситуации еще целый ряд аспектов, которые говорят о принципиальной невозможности достижения интересов России при сохранении Украиной своей нынешней «газовой роли».

Для начала два слова об этой ГТС. Украинская газотранспортная сеть включает в себя 36 тысяч километров газопроводов, 79 компрессорных станций и 13 подземных хранилищ газа. Построена она, как практически вся промышленная база Украины, в «оккупационное» советское время. Нынешнее состояние системы плачевное. Впрочем, в таком положении она была уже десять лет назад. Именно тогда, в марте 2009 года в бельгийской столице был подписан Брюссельский меморандум, в котором ЕС пообещал Украине, что будет как-то способствовать модернизации украинской ГТС.

Этот меморандум не надо путать с Будапештским меморандумом, к которому очень любят апеллировать украинские деятели. Смысл Брюссельского меморандума был совершенно иной. Тогда Киев и Брюссель исключили Москву из обсуждения газового вопроса, что вызвало жесткую реакцию России. «Мне кажется, что документ, о котором мы сейчас говорим, является как минимум непродуманным и непрофессиональным», — заявил Владимир Путин журналистам. Он считает несерьезным обсуждение вопроса увеличения прокачки газа через территорию Украины без России, являющейся основным поставщиком голубого топлива.

Желание отодвинуть Россию в сторону в ущерб транзиту газа было неудивительно, ведь президентом Украины был Виктор Ющенко, а премьером — Юлия Тимошенко, которая, кстати, и подписала этот документ от имени своей страны.

Вот что писали СМИ Украины к годовщине Брюссельского меморандума в далеком ныне 2010 году про газотранспортную систему Украины: «Ее строительство происходило в 70-80-х годах прошлого века, почти тридцать лет газопроводы не подлежали капитальному ремонту. И хотя эксперты отмечают состояние украинской газотранспортной системы как удовлетворительное, в прошлом году в Брюсселе между Украиной и ЕС был подписан меморандум о ее модернизации. Согласно документу, в украинский энергетический сектор должно было поступить 2,5–3 миллиона гривен».

Запад должен был дать Украине 2,5 млрд долларов кредитов, которые планировалось потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на ветвях газопроводов, а также на ремонт линейной части трубопроводов и реконструкцию двух подземных хранилищ газа. В итоге Украина денег так и не увидела, что в принципе характеризует подход Вашингтона и Брюсселя к Киеву — по плечу хлопают, денег не дают совсем или дают по капле, когда не дать уже просто невозможно. Не выделив деньги на «модернизацию украинской ГТС», Запад обвинил саму же Украину в нарушении условий соглашения. Напомню, что все это происходило при абсолютно проамериканском Ющенко и такой же Тимошенко: «украинское правительство хотело воспользоваться Брюссельским меморандумом для структурной реформы НАК «Нафтогаз Украины», а украинский президент эти реформы блокировал, требуя сначала перезаключить контракты между НАК и «Газпромом», а потом уже делать все остальное».

В итоге украинскую ГТС никто не модернизировал и ее состояние спустя 10 лет точно не улучшилось. Вкладывать в нее деньги является неверным решением и с геополитической и просто с экономической точки зрения. Помимо всего прочего, все украинские деятели всегда нарушали свои обязательства в газовой сфере. Примеров безукоризненного выполнения своих обязанностей с той, украинской, стороны газовых баррикад просто не имеется.

А значит, Россия («Газпром») должна выстоять под серьезным нажимом и ни в коем случае не возобновлять транзит газа через украинскую ГТС. Наряду с раздачей российских паспортов жителям Донбасса и дальнейшими шагами, о которых мы уже неоднократно говорили и писали, ситуацию в соседней стране можно радикально изменить в лучшую сторону.

Николай Стариков, ФАН

Ссылка на первоисточник
наверх