На этой неделе президент Сербии Александр Вучич приказал привести Вооруженные силы страны и спецназ МВД в полную боевую готовность после инцидента в Косово, где 28 мая местная полиция провела рейд на территории проживания сербов, задержав, по обновлённым данным, 23 человека
Власти Косово назвали это спецоперацией по борьбе с организованной преступностью.
В Сербии, которая не признает независимость Косово, считают, что таким образом с этой территории пытаются изгнать сербов. Далее ситуация вышла на международный уровень: косовские полицейские задержали россиянина, работающего по линии ООН, он был избит.Руководитель центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, доктор исторических наук Елена Гуськова расценила действия косовских албанцев как неспособность к диалогу, а властей Сербии – как вынужденный диалог под давлением США, НАТО и Евросоюза.
«Сербия давно готова на компромисс, переговоры идут уже много лет, – подчеркнула эксперт. – Даже после подписания в 2013 году Брюссельского соглашения Сербия постоянно шла на уступки, в частности, в договоре определили границу между Косово и Сербией. Однако, несмотря на то, что в документе была статья, предусматривающая объединение сербских общин в Косове, албанцы не стали её выполнять. Они вообще не шли ни на одну уступку, более того, сегодня они заявляют о своих претензиях на три района на юге Сербии, граничащих с Косово – там большинство населения представляют албанцы, мусульмане. Они как раз не идут на уступки, не дают никаких прав сербам, живущим в Косове; нарушают все прежние договорённости, определённые ранее как невмешательство в дела северных районов, где живут сербы; постоянно пытаются продемонстрировать, что это «их земля».
По оценке Гуськовой, в текущем году албанцы особенно активно стараются доказать в европейских масштабах, что они готовы занять место в ООН и НАТО, но о границах и правах сербов говорить не собираются.
«В последнее время переговорный процесс шёл к концу, потому что на Вучича оказывалось огромное давление со стороны Евросоюза, НАТО и США, чтобы он признал независимость Косово, – напомнила представитель Института славяноведения РАН. – Речь шла далее об определённых сроках – это был и декабрь прошлого года, и январь этого, теперь говорят о конце мая. Позавчера Александр Вучич провёл заседание Скупщины [парламент Сербии], специально посвящённое Косово. И, пожалуй, впервые открыто сказал, что Сербия находится в очень трудном положении, у неё нет другого пути, как признать независимость Косово. Это будет тяжёлое решение, но иного разрешения ситуации он не видит. И для того, чтобы оказать определённое давление на Белград, Приштина [столица Косово] опять приступила к боевым действиям, потому что они другого не знают, не умеют пользоваться какими-то дипломатическими методами. Они могут арестовывать, избивать, убивать, на что их толкает, в том числе, создание собственной армии, хотя это запрещено резолюцией № 1244 Совета безопасности ООН».
Эскалацию историк связывает с желанием Косово показать, что сопротивляться албанской власти не следует, что они – сила, что Белград должен как можно быстрее признать независимость Косово.
Однако другие аналитики, в частности, опрошенные информационным агентством РБК, считают, что шаги Вучича — попытка поиграть мускулами, предпринятая для укрепления политического имиджа. Якобы сербский лидер привержен сделке, при которой страна признает Косово в обмен на членство в Евросоюзе, но хочет, чтобы договоренности были достигнуты на его условиях.
На это Гуськова ответила, что с учётом огромного давления на Сербию, Белград не решится на крайнее проявление силы.
«Сейчас весь мир гадает, начнёт Александр Вучич защищать свои территории, в том числе сербов в Косове, – констатирует эксперт. – Он привёл армию в боевую готовность, показывает, действительно, мускулы, но он никогда не перейдёт границу с Косово. Там стоят натовцы, которые этого не допустят, а ступать с ними в конфликт Вучич не станет. Но защищать свои южные территории – до Косова – глава Сербии будет обязательно, потому что имеет на это право. Хотя НАТО и Евросоюз его предупреждали, чтобы Сербия не смела использовать военную силу в решении этого вопроса. Именно поэтому столько лет – фактически с 2000 года – идут переговоры по Косово, а силовые действия себе позволяет только албанская сторона».
Что касается обмена «признание Косово – членство в Евросоюзе», то об этом, по мнению эксперта, речь не идёт.
«Сербия постоянно шла на уступки, которые от неё требовал Евросоюз, включая выдачу Гаагскому трибуналу своих офицеров и генералов, – отметила Гуськова. – Напряжение, думаю, и дальше будет сниматься переговорным процессом. Но сегодня Евросоюз не готов к конкретным шагам – там идут выборы. И Сербии никто не обещает рассматривать вопрос о её членстве раньше 2026 года. Мне кажется, руководство Сербии уже разочаровано своей «евроориентацией», но у Белграда нет альтернативы».
Андрей Яловец, Накануне
Свежие комментарии