Евросоюз требует от Сербии дополнительных усилий по согласованию внешней политики и политики безопасности с ЕС до даты вступления в клуб европейский государств. Об этом 25 октября в Белграде заявил представитель делегации Брюсселя Сем Фабрици. Отчасти тему требуемых от Белграда «дополнительный усилий» накануне раскрыл заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Хойт Брайан Йи, который призвал Сербию прекратить метания между Россией и Западом.
Выступая на 17-м Сербском экономическом форуме, Ий подчеркнул, что страны-претенденты на членство в ЕС не должны «сидеть на двух стульях».Министр обороны Сербии Александр Вулин назвал выступление представителя Вашингтона «самым тяжелым актом публичного и недипломатичного давления» на балканское государство. Осудили слова американского дипломата и в МИД РФ. Напомнили об исторической связи России и Сербии и помощи сотрудников Российско-сербского гуманитарного центра в разминировании сербской территории после бомбардировок НАТО в 1999 году.
«Сербия занимает позицию, определив приоритетом вступление в ЕС, но при этом она хотела бы сохранить хорошие отношения с России. В этом и заключается коллизия», - комментирует Кандель.
Летом этого года президент страны Александр Вучич после встречи с вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным заверял, что такой компромисс возможен.
«Евроинтеграция - стратегическое направление политики Сербии, но это не должно изменить и не изменит добрых отношений с Россией, это подразумевает также невведение санкций», - заверил тогда Вучич.
По мнению собеседника агентства, сербский лидер прекрасно понимает, что усидеть на двух стульях не получится. Кандель полагает, что Вучич попросту оттягивал момент принятия тяжелого решения.
«Никто не знает, когда непосредственно зайдет речь о приеме Сербии в ЕС, - говорит эксперт. – Белграду это обещали в период следующего мандата Европейской комиссии, ближе к 2025 году. В реальности в Брюсселе никто этого не знает. Решение будет зависеть от многих обстоятельств. Прежде всего, от того, в каком состоянии к тому моменту будет сам ЕС. Вучич будет оттягивать этот момент, поскольку не в его интересах терять российский рынок и соглашение о свободной торговле с РФ».
Вдобавок, в Сербии Россия обладает значимым историческим капиталом – традиционно русофильскими симпатиями значительной части населения, отмечает политолог.
Подтверждают это и соцопросы. 72% респондентов из Сербии, возрастом от 18 до 35 лет, в 2016 году заявили аналитикам балканского отделения исследовательского центра Ipsos (штаб-квартира в Париже), что хотели бы видеть у себя в стране военную базу России. 53% представителей молодежи желали бы, чтобы сербская политическая система была такой же как в России. 77% поддерживают политику Москвы. Поддержка одностороннего европейского выбора в среде сербской молодежи на момент опроса составляла меньше 50%.
Большинство сторонников правящей Сербской прогрессивной партии президента Вучича и Социалистической партии Сербии не готовы отворачиваться от России.
«Для того, чтобы эти партии могли выигрывать выборы, им необходимо поддерживать хорошие отношения с Москвой или хотя бы делать вид, что они поддерживают такие отношения. Это существенное обстоятельство, которое сужает поле для маневра Вучича и вынуждает его воздерживаться от откровенно антироссийских шагов», - заключил Кандель.
О формальном членстве Сербии в НАТО речь пока не идет, но Белград подписал несколько соглашений, которые делают страну фактическим участником Блока. Наряду с другими бывшими югославскими республиками Сербия является частью программы НАТО «Партнерство ради мира». План индивидуальных действий для Сербии вступил в силу в январе 2015 года.
Автор: Григорий Рощин
Свежие комментарии