Что стоит за внезапно пробудившимся у Киева желанием выполнить минские соглашения?
Украина намерена упростить жизнь жителям ДНР и ЛНР. С таким заявлением выступила депутат Верховной рады от президентской партии «Слуга народа» Ирина Верещук.
Она рассказала, что ее коллеги сейчас работают над дорожной картой «маленьких шагов», которые, по словам депутата, помогут жителям Донбасса чувствовать себя людьми.
Речь идёт, в первую очередь, об упрощённом пересечении «серой зоны», а также о создании упрощённой процедуры получения украинских документов и пенсий.«Мы хотим, чтобы там ходила гривна. Мы хотим, чтобы люди, которые получают пенсию на подконтрольной территории, могли делать это без дикого количества справок, которые нужно постоянно сдавать», — подчеркнула она.
Опомнились! Спохватились! Где же они были раньше?
Ах, да, раньше их («слуг народа») просто не было — власть в стране принадлежала Порошенко, и пять лет Киев последовательно осложнял жизнь жителям Донбасса, фактически «отрезая» регион от Украины.
А теперь в стране новый президент и полностью подконтрольный ему парламент, так что, казалось бы, сам бог велел.
Любопытно, что эти заявления выглядят как запоздалая реакция на недавние высказывания главы ДНР Дениса Пушилина о намерении республики стать «федеративным округом» России.
При этом Пушилин подчеркнул, что ДНР планирует оставаться в русле минских соглашений, включая выполнение пункта о передаче Киеву контроля над границей. Но только после того, как украинская сторона выполнит свою часть договорённостей.
Между тем в «Минске» сказано, что восстановление полного контроля должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования, под которым подразумеваются в том числе принятие постоянного закона об особом статусе Донбасса и конституционная реформа, подразумевающая децентрализацию Украины.
Так записано в соглашениях. Но украинские власти, что предыдущие, что нынешние, — очень любят читать «Минск» так, как им хочется, и видеть последовательность выполнения его пунктов именно в том порядке, который считают выгодным исключительно для себя.
И да, в протоколе чёрным по белому прописано, что все эти действия должны согласовываться с республиками, а Киев, как мы видим, и при новой власти делать этого не спешит, упорно игнорируя Донецк и Луганск в качестве равноправных переговорщиков.
Возьмём ту же амнистию, предусмотренную пятым пунктом соглашений. Напомню, спикер Верховной рады, лидер «Слуги народа» Дмитрий Разумков ранее говорил, что команда Зеленского исключает возможность проведения амнистии для участников боевых действий.
От других представителей президентской команды можно было слышать такие трактовки, как нераспространение амнистии на тех, кто брал в руки оружие. Хотя какие могут быть трактовки, если в минских соглашениях чётко сказано: принятие и введение в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц, участвовавших в конфликте.
Если бы этим отказ Киева читать текст соглашений ограничивался. Так ведь нет.
Сам Владимир Зеленский говорит, что местные выборы в Донбассе можно будет провести только после вывода войск с этой территории. Правда, не уточняет каких. Понятно, что он имеет в виду якобы находящиеся в регионе российские войска. Но ведь не думаю, что он сам в это реально верит. Дежурная «патриотическая» риторика? Агрессия, оккупация ололо, пыщ-пыщ.
Только вряд ли она способствует налаживанию диалога, но ладно, закроем глаза. Вспомнил о выборах — уже хорошо.
Но тут они никак не могут определиться, как они это видят.
Так, новый министр иностранных дел Вадим Пристайко считает возможным проведение выборов в Донбассе одновременно со всей страной: на Украине местные выборы должны пройти 25 октября 2020 года. При этом в президентской партии уже заявили, что они могут состояться в апреле 2020 года. А потом Пристайко пошёл ещё дальше, заявив, что Киев рассчитывает провести местные выборы, в том числе на неподконтрольной территории Донбасса, до 2020 года.
Вообще-то в «Минске» ничего не сказано о проведении выборов в Донбассе одновременно со всей Украиной. Зато там четвёртым пунктом, сразу после прекращения огня и разведения сил, говорится о необходимости начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Как мы понимаем, речь идёт о диалоге Киева с Донецком и Луганском, никаких предпосылок для которого пока не наблюдается.
И ещё момент: в тексте «Минска» пункт о проведении выборов в Донбассе является предпоследним — после принятия закона об особом статусе, конституционной реформы и прочего. Полагаю, что тут не только у меня есть сомнения, что всё это реально сделать даже к октябрю следующего года, не говоря уже о весне или более ранних сроках.
Правда, специально для этого, ещё в 2015 году придумана «формула Штайнмайера», по которой сначала принимается временный закон о статусе Донбасса, потом проходят выборы, а потом закон становится постоянно действующим.
Напомню, что «формула Штайнмайера» на протяжении всего срока Порошенко старательно игнорировалась, более того, Киев делал всё, чтобы законодательно запретить самому себе выполнять «Минск». Теперь вот о подзабытой формуле вспомнил Зеленский. По его словам, Киев готов обсуждать её на предстоящей встрече в «нормандском формате».
Погодите, но ведь и встречи пока никакой нет. Впрочем, «готовы обсуждать» — это уже прогресс, при Порошенко и о таком мечтать не могли.
Хочу, кстати, напомнить, что минские соглашения не ограничиваются проведением выборов и принятием закона о статусе Донбасса. Там есть ещё пункт об амнистии (который пока что Киевом сознательно игнорируется) и о восстановлении социально-экономических связей с территориями, включая выплату пенсий и иных выплат населению, возобновление налогообложения.
Об этом, кстати, и говорит Верещук. Впрочем, есть подозрение, что упомянутая ею дорожная карта в реальности пока что не существует, а если и появится, то это будет наспех составленный документ, бесконечно оторванный от реальности.
Вы хотите, чтобы там ходила гривна? Вы себе это как представляете? Там давно ходит рубль, Донбасс давно интегрирован в российскую экономику, производственные цепочки, торговля и всё такое.
И да, попытка вернуть Донбасс в экономику Украины ударит в первую очередь по целому классу людей, которые кормятся с блокады. Вы готовы бросить им вызов?
Кстати, готов ли Киев выплатить все пенсии и пособия, которые не выплачивались за прошедшие пять лет? Из каких бюджетов?
Нет, конечно, любопытно было б взглянуть на эту дорожную карту, может, там и впрямь что-то интересное. Хотя мне кажется, что это будет наспех составленный документ, не учитывающий имеющихся реалий.
А украинские документы? Нужны ли они жителям Донбасса, многие из которых уже получили российские паспорта, а кто не получил — стоят в очередях за ними? Насколько можно судить, все, кто хотел украинские документы и пенсии, давно их получили и получают. Большинству это просто не нужно.
В целом создаётся впечатление, что все эти судорожные и хаотичные попытки сделать вид наличия желания выполнять обязательства по «Минску» — это такая сиюминутная игра с целью пиара и демонстрации западным партнёрам того, что новые власти Украины готовы к диалогам и компромиссам.
И что на самом деле Зеленскому реальная реализация всего этого не нужна. Она не нужна не только ему, но и самой постмайданной Украине, ведь полноценная реализация «Минска» для неё — это смерть. А вот желание понравиться Западу, особенно накануне решения о выделении очередного транша МВФ, замороженного при Порошенко, — это понятно.
Зеленскому, как и тем, кто за ним стоит и, по сути, направляет его действия, не нужна единая Украина. Им вообще не нужна Украина как полноценное независимое государство. Все действия новой власти, очевидно, направлены на окончательное закрепление её колониального статуса и распродажу всего того, что не успели распродать при Порошенко.
Отсюда уже запущенное снятие моратория на продажу земли, планируемое снятие запрета на вывоз леса и янтаря, запуск антикоррупционного суда, который должен стать препятствием для местных олигархов, если тем вздумается выйти за установленные для них Западом рамки и мешать процессу передела собственности уже между новыми хозяевами страны.
И вишенка на торте: Верховная рада приняла за основу проект закона Украины «О концессии». Если кто не в курсе, это прямая отсылка к колониальному прошлому, когда иностранные компании получают в полное монопольное владение ресурсы страны, а для контроля над ними и сохранения низких цен на рабочую силу дестабилизируют её вплоть до разжигания войн. По-русски это в старину называлось «кормление».
Новые власти Украины нужны только для того, чтобы окончательно и бесповоротно превратить Украину в землю для «кормления» транснациональных корпораций. С Донбассом или без — не важно. Это украинским олигархам, чьи производственно-торговые цепочки были завязаны на регион, он был важен. Иностранцам Донбасс интересен лишь как инструмент давления на Россию.
Исходя из этого, едва ли стоит ожидать от киевских властей реальных шагов по его реинтеграции. Шаги будут если только для виду. Маленькие шаги. Шажки… А по сути — топтание на месте…
Дмитрий Родионов, РенTV
Свежие комментарии