Пока зрители смотрят импичмент-шоу обстановка накаляется не только на Ближнем Востоке
Американцы, а также большая часть остального мира наблюдали или иным образом следили за процедурой импичмента в Вашингтоне и не обращали особого внимания на события на Ближнем Востоке, которые, вероятно, могут подготовить почву для новой войны.
Никого не должен удивлять тот факт, что у Вашингтона нет реальной политики, чтобы закончить то, что он делает, и убраться. Поэтому он позволяет своим так называемым союзникам в регионе руководить собой. Произошло то, что почти полностью отменяет принятое в начале октября президентом Дональдом Трампом решение о деэскалации в регионе путем вывода американских войск из северной части Сирии. Сразу после принятия решения об оккупации сирийских нефтяных месторождений реализации этого решения и заявления о том, что американские солдаты будут стрелять на поражение в российских и сирийских солдат, которые попытались бы отвоевать этот кусочек суверенной сирийской территории, теперь узнаешь, что американские войска снова действуют рука об руку с курдскими ополченцами, чтобы атаковать то, что было объявлено как остатки ИГИЛ*.
Защитники Дональда Трампа продолжают настаивать на том, что он не хочет войны и серьезно относится к выходу из «бессмысленных» конфликтов. Но к такому суждению было бы трудно прийти, исходя из того, что на самом деле делает президент и его штат патологических злодеев. На самом деле, можно обоснованно утверждать, что администрация планирует войну на нескольких фронтах.
Россия долгое время была мишенью неоконовской внешней политики невежественного Трампа. В эту политику входит отказ от возобновления нескольких замечательных договоров, которые ограничивали распространение определенных видов оружия. Кроме того, летальная военная помощь «доблестной маленькой Украине», о которой много говорят в новостях в последнее время, на самом деле является опасной ошибкой Вашингтона, поскольку Россия рассматривает свою границу с этой страной как жизненно важный интерес, в то время как защита Киева на самом деле вообще не является интересом с точки зрения национальной безопасности Соединенных Штатов.
А в запасе есть еще кое-что-то. Ведутся переговоры с новым союзником по НАТО Болгарией о создании Черноморского Координационного центра в Варне. Соединенные Штаты рассматривают десятилетнюю дорожную карту оборонного сотрудничества с Болгарией и стремятся предоставить Софии более широкий доступ к своим передовым военным технологиям. Передовые технологии будут включать в себя средства разведки, конкретно направленные против России.
Присутствует также второй фундаментальный уровень глупости в том, чтобы размещать такие средства в Болгарии, поскольку турки, также часто конфликтующие с Вашингтоном, через Босфор и Дарданеллы контролируют ворота в Черное море. Если отношения действительно испортятся, и если требования вышвырнуть Турцию из НАТО когда-нибудь принесут свои плоды, то Анкара сможет очень сильно затруднить проход военных кораблей НАТО в Черное море.
Однако, как всегда, наиболее проблемным и наиболее подверженным вмешательству Вашингтона внешним регионом по-прежнему остается Ближний Восток и, в частности, Персидский залив, где произошел ряд относительно незначительных событий, которые в совокупности создают серьезную угрозу того, что война может вспыхнуть по намерению или по случайности.
Основная расстановка сил в происходящем в регионе Персидского залива, выглядит примерно так: Израиль, Саудовская Аравия и большинство стран Персидского залива стремятся напасть на Иран, который, со своей стороны, выстроил в качестве друзей и союзников Ирак, Сирию и Ливан. Те, кто стремится к войне с Ираном, хотели бы видеть, чтобы Соединенные Штаты проделали самую тяжелую работу, поскольку только они могут использовать свои стратегические бомбардировщики для уничтожения военных целей глубоко под землей или иным образом сильно защищенных. Администрация Трампа до сих пор оставалась в шаге от войны с иранцами, хотя она сделала все возможное, чтобы наказать их, в том числе своим недальновидным выходом из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который ограничивал программу Тегерана по ядерным разработкам. Белый дом также ввел большую дозу санкций, которые явно направлены на то, чтобы причинить страдания простым людям и явно порождают в стране значительные трудности. Замысел США состоит в том, чтобы голодом заставить иранский народ восстать против своего правительства. Но беспорядки также, как сообщается, подпитываются саудовскими платными агентами-провокаторами, а также потоком пропаганды в средствах массовой информации и социальных сетях, которые также поддерживаются и организуются Эр-Риядом.
Один недавний инцидент, который привлек удивительно мало внимания средств массовой информации, — это нападение Израиля на Сирию, которое имело место 19 ноября. Сообщается, что было уничтожено два штабных помещения Корпуса стражей иранской революции, один из которых находился в международном аэропорту Дамаска. При этом, возможно, были убиты двадцать три человека, шестнадцать из которых, вероятно, были иранцами. Нападение было совершено в ответ на ничем не подкрепленное заявление Израиля о том, что с сирийской территории, контролируемой Ираном, был осуществлен пуск четырех ракет — хотя они были перехвачены «Железным куполом» и не причинили никакого ущерба. Подавляющая и непропорциональная реакция Израиля дает основания предположить, что Тель-Авив хотел бы вызвать соразмерный ответ от иранцев, после чего могла бы последовать эскалация. Но в данном случае Тегеран предпочел не наносить ответный удар, возможно, потому, что он понимал, что это, вероятно, было западнёй.
Кроме того, в регионе был проведен ряд ключевых встреч-совещаний, которые свидетельствуют о том, что грядет нечто важное. В странном порыве США и Франция согласились предпринять шаги по повышению безопасности в регионе Персидского залива путем укрепления оборонительных систем в государствах Персидского залива и в Саудовской Аравии. Этот шаг, якобы, является ответом на разрушительную атаку беспилотников на саудовский нефтеперерабатывающий завод в сентябре, в чем обвиняют иранцев — хотя и не предъявляя никаких доказательств. В прошлом повышение уровня безопасности в регионе Персидского залива часто бывало прелюдией к нападениям западных держав.
Среди других недавних посетителей региона числятся директор ЦРУ Джина Хэспел, которая 7 ноября встретилась с саудовским королем Салманом, чтобы обсудить «темы, представляющие интерес», государственный секретарь Майк Помпео, посетивший Объединенные Арабские Эмираты, чтобы поговорить об Иране и о других региональных проблемах, и вице-президент Майк Пенс, организовавший неожиданный визит к сирийским курдам. Пенс заверил курдов, что они не забыты и будут защищены Соединенными Штатами.
Генерал Кеннет А. Маккензи, возглавляющий Центральное командование США, которое несет ответственность за Ближний Восток, на прошлой неделе также предупредил, что даже с 14 000 дополнительных военнослужащих, которых Трамп отправил в регион в начале этого года, имеющихся сил будет недостаточно для сдерживания иранского нападения на Саудовскую Аравию или на одно из государств Персидского залива. Маккензи выступал на конференции в Бахрейне, где базируется Пятый флот ВМС США. Комическую помощь на конференции оказал американский заместитель министра обороны Джон К. Руд, который сказал «что Иран ясно дал понять свое намерение следовать образцу агрессивного поведения, которое ведет к дестабилизации», удобно забывая, что именно Вашингтон полностью дестабилизировал весь регион с тех пор, как он вторгся в Ирак в 2003 году.
Иран, со своей стороны, был уязвлен недавними насильственными протестами и заявил о своей готовности заняться как саудовскими агентами, так и, якобы, агентами ЦРУ и израильского Моссада, которые нарушают сложившееся состояние вещей, организуя беспорядок. Беспорядки были серьезными, сообщалось о многочисленных жертвах, и Иран полностью способен использовать свой ракетный арсенал для поражения целей как в Саудовской Аравии, так и в Израиле.
Таким образом, может оказаться до крайности наивной общепринятая точка зрения о том, что серьезная война слишком опасна, чтобы ее можно было рассматривать в замкнутых пространствах Ближнего Востока, поскольку представители целого ряда стран думают только о том, как воевать друг против друга и победить. Один неверный шаг или даже провокация «под чужим флагом» — это все, что нужно, чтобы весь регион оказался охваченным пламенем. Это может быть такой конфликт, в котором многие погибнут, но никто не сможет по-настоящему выйти победителем. А настоящая трагедия заключается в том, что его можно избежать, поскольку ни у кого нет подлинного жизненно важного интереса, который можно было бы решить при помощи войны с соседями.
Об авторе: Филип Джиралди — Philip M. Giraldi — бывший сотрудник военной разведки и ЦРУ США, эксперт в сфере противодействия терроризму, работал около 20 лет в Турции, Италии, Германии и Испании. С 1989 по 1992 год был руководителем резидентуры ЦРУ в Барселоне. Был одним из первых американцев, вошедших в Афганистан в 2001 году. Владеет испанским, итальянским, немецким и турецким языками. В настоящее время — исполнительный директор Совета за национальный интерес (Council for the National Interest).
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Свежие комментарии