Бывший первый заместитель генерального прокурора Украины создал обвинительную базу для будущего трибунала над лидерами Майдана
Ренат Кузьмин является одним из самых ненавидимых украинской властью людей. Ведь он в свое время посадил за решетку нынешнего генерального прокурора Юрия Луценко и лидера партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко — за прегрешения на посту премьер-министра.
В связи с этим более чем понятно рвение, с которым правоохранительные органы Украины уже четвертый год разыскивают Рената Кузьмина. Однако преследование здесь обоюдное: сам Кузьмин продолжает активно возбуждать иски и уголовные дела против представителей политической верхушки Украины. Своей главной задачей на сегодня он считает делегитимизацию постмайданного режима. Подробности он раскрыл в в обстоятельной беседе с главным редактором сайта Ukraina.ru Искандером Хисамовым.+
- На прошлой неделе отмечалась годовщина убийства Павла Шеремета. Оно до сих пор не раскрыто, хотя сам президент Петр Порошенко клялся найти убийц и говорил, что это дело чести. За последние годы произошло множество громких убийств — причем, от рук киллеров погибали не только противники режима — такие как писатель Олесь Бузина или бывший депутат Олег Калашников, но и союзники, и даже высокие чины украинской армии и спецслужб. Ни единое преступление не раскрыто. С другой стороны, прокуратура и СБУ завели кучу уголовных дел, от которых на версту пахнет политической мотивацией, откровенной туфтой и отсутствием судебных перспектив. Это что, прогрессирующий паралич системы?
— Просто эта система решает совсем другие задачи. Дело в том, что Майдан — это история о деньгах, это на сто процентов коммерческий проект, целью которого было перераспределение собственности и финансовых потоков. Одну группу жуликов и олигархов смела и сменила другая группа. Все остальное — просто красивая обертка. Каждому потребителю продукта под названием «Революция достоинства» обертка предлагается на выбор: кому-то «европейский выбор», кому-то — «свобода», или «честная власть», или «национальное возрождение», или «борьба с коррупцией». Но внутри только денежный вопрос. В результате Майдана кто-то получил «конфетку», а кто-то довольствуется хоть и красивыми, но обертками.
Так вот, совершив переворот и придя к власти, эта группа людей решает главную задачу — безнаказанно отыскивать чужую собственность, отнимать ее и делить между собой. Вот на это и сориентированы так называемые правоохранительные органы. Все остальное — на втором плане и никого всерьез не интересует. У них нет задачи расследовать преступления, поддерживать законность и правопорядок. Лишь бы помогали перераспределять финансовые потоки.
- Ну все-таки некий минимум задач государство должно выполнять. Есть общественное мнение, иногда бывают выборы. Надо же предъявлять народу хоть какие-то результаты.
— Это все так, но только при условии, что руководители государства занимаются государственным строительством, а не собственным обогащением. В нашем же случае захватившие власть люди поставили для себя совсем другие задачи. И народу они предъявлять ничего не собираются. Ну, разве что красивые обертки в виде «безвиза» или регистрации однополых браков.
Здесь наличествует, конечно, и тотальная некомпетентность. Ну как может управлять таким сложным ведомством генпрокурор Юрий Луценко, у которого даже образования соответствующего нет? Или министр внутренних дел Арсен Аваков, до назначения на этот пост ни дня не проработавший в органах.
Есть преступления, в которых очевидно виновата власть, и они при этой власти не будут раскрыты. Это, в частности, расстрелы на Майдане, пожар в Доме профсоюзов в Одессе, война на Донбассе, убийство Олеся Бузины. А на расследование других преступлений не хватает сил. Потому что все ресурсы брошены на иные цели. Вот взять антикоррупционную борьбу — ведь очевидно, что это ширма, за которой банальное желание найти чужое и отнять. Ничего другого. Все эти широко разрекламированные операции по поиску денег Клименко, Януковича, Арбузова, прочих — они просто ищут чужое, чтобы присвоить. Руководители правоохранительных органов — те отбирают бизнес и перераспределяют финансовые потоки, а их рядовые подчиненные в ходе проведения обысков просто прикарманивают чужое.
- Говорят, американцы хорошо зашли в силовые и правоохранительные органы Украины, и благодаря продвинутым системам мониторинга и анализа уже очень много знают. И что вся украинская верхушка у них под колпаком…
— Да, они глубоко зашли, и насчет современных технологий — это правда. Но что они за три года сделали? Только несколько скандалов организовали, но до суда ни одно дело не дошло.
- Наверно, им достаточно просто знать, и благодаря этому знанию держать людей на коротком поводке?
— В любом случае, сговор с украинскими элитами налицо. Это традиционная политика колонизаторов: поставить во главе послушных людей и грабить страну. Надо понимать, что Украина сегодня подвергается настоящей колониальной атаке.
- Сколько лет вы отводите этому режиму?
— Они будут держаться до последнего украинца. Украинская политика не самостоятельна и надеяться на перемены без активного влияния внешних факторов в ближайшее время нельзя. Скорее, большие мировые игроки договорятся и решат судьбу Украины за нее.
- Они никогда не договорятся. И Дональд Трамп ничего не сделает. Его уже свои кастрировали на российском направлении.
— Да, эта история надолго, особенно, если сидеть сложа руки.
- А сами-то? В эмиграции и оппозиции этому режиму ведь очень много серьезных мужчин и женщин, с влиянием, политическим опытом и деньгами. Неужели все вы собираетесь прожить жизнь вне родины, со стороны наблюдая за тем, что там творится? Неужели у вас нет никакого плана или хотя бы идеи реванша?
— Я сторонник концепции национального примирения через право. Все события в Украине должны быть рассмотрены через призму украинского национального законодательства и международного права: государственный переворот, война в Донбассе, законотворчество последних трех лет, уголовное судопроизводство в отношении оппонентов действующего режима и многое другое. Янукович, например, просто обязан был перед мировым сообществом и авторитетными международными правовыми институтами поставить вопрос об оценке действий украинского парламента в феврале 2014 года. Да и сейчас еще не поздно это сделать.+
Есть, например, Европейская комиссия за демократию через право, больше известная как Венецианская комиссия. Или, скажем, Европейский суд по правам человека, Международный суд ООН. В конце концов, для такого экстраординарного случая можно было бы учредить специальный международный суд с особыми полномочиями. Любое решение суда было бы успехом. Если он признает события, произошедшие в феврале 2014 года в Киеве государственным переворотом, нынешний режим будет делигитимизирован со всеми вытекающими последствиями. Но если он постановит, что народ имел право на вооруженную борьбу против действующей власти, то это будет относиться в равной степени и к Донбассу, и к Крыму.
- Выглядит немного наивно, уж извините. С начала двадцатого века в мире произошли сотни переворотов. В большинстве, кстати, активно участвовали мировые державы. Так же как в случае с Украиной. И никакой суд уже не может повернуть дело вспять. Но даже если сейчас какой-то суд примет решение о неконституционности майданной революции, кто станет исполнять его решение? В конце концов, даже Россия признала итоги президентских и парламентских выборов, которые прошли после Майдана. Это, как говорится, заигранная история.
— Не согласен. Это Вы, похоже, недооцениваете силу права и силу судебных решений. К большому сожалению действующий украинский режим был легитимизирован путем его признания руководителями многих стран, включая и Россию. Это в свою очередь поставило под сомнение не только законность какой-либо борьбы с этим режимом, но даже законность отстаивания гражданами собственных прав, если это хоть как-то нарушает комфорт правящей украинской верхушки. Сегодня всем, кто пытается противодействовать украинской власти, недостает как раз легитимности. А основу для нее может дать как раз судебное решение о законности получения власти действующим режимом. А между тем, даже в Киеве всё прекрасно понимают и потому, к примеру, забрасывают исками к России все международные инстанции. Я занимаюсь этим делом давно и серьезно. Я попросил европейских и американских экспертов, а это — юристы с мировым именем, изучить ряд украинских законов, принятых с 2014 по 2017 год, а также материалы нескольких уголовных дел, которые расследует Генпрокуратура Украины в отношении оппонентов действующей власти и дать свое заключение по трем параметрам: соответствует ли это законодательство международным стандартам демократии; соответствуют ли процедура расследования по изученным делам международным принципам уголовного судопроизводства; соответствует ли все это Соглашению об ассоциации Украины с Евросоюзом?
Изучив материалы, эксперты признались, что были шокированы. Предварительное заключение такое: принятые законы однозначно не соответствуют международным стандартам демократии; процедура расследования изученных уголовных дел не соответствует международным принципам уголовного судопроизводства, а в изученных материалах уголовных дел есть все признаки политически мотивированного, избирательного правосудия и политических репрессий. И третье: все это нарушает обязательства, взятые на себя Украиной при подписании Соглашения об ассоциации.
Такое экспертное заключение можно было бы представить как в национальные суды, так и в суды международной юрисдикции. А решения, принятые судами на их основе просто взорвали бы международное общественное мнение. Эти решения стали бы предметом обсуждения в ЕСПЧ, Европарламенте, Совете Европы, ОБСЕ, ООН и других международных организациях. При правильной подаче и поддержке это могло бы стать основой для создания большой международной комиссии по изучению ситуации в Украине, в частности, ситуации с соблюдением прав человека, со всеми вытекающими для украинской власти последствиями.
- Ну окей, давайте вспомним вашего коллегу Андрея Портнова, который выиграл в Люксембурге суд у Евросоюза, выиграл много судов даже в самой Украине. И что? Они утрутся и идут дальше. А украинская пропаганда либо замолчит это дело, либо интерпретирует как происки Москвы. Это все как о стену горох.
— Конечно, нельзя останавливаться на судебном решении. Надо идти дальше. Говорить на всех уровнях, что эта власть незаконна, и требовать ее ухода. Если придется это делать силой, то после авторитетного судебного решения желающих будет достаточно. Люди, которые возьмут в руки оружие на основании такого судебного решения, будут героями, а не преступниками. Поймите: есть разные виды борьбы: борьба политическая, военная, информационная, финансовая. Я же занимаюсь юридической борьбой, создаю легальные основания для того, чтобы изгнать этих людей из украинской власти.
Важным ее направлением я считаю делегитимизацию украинской власти путем информирования международной и украинской общественности о внутренних коррупционных скандалах. Я подал заявления о возбуждении уголовных дел против президента Петра Порошенко, генпрокурора Юрия Луценко, председателя СБУ Василия Грицака, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова и других одиозных деятелей действующего режима.+
По моим заявлениям только против Луценко и его подчиненных возбуждено десять уголовных дел, хотя об этом украинские СМИ и не сообщают. По моим заявлениям возбуждены уголовные дела о коррупции и взяточничестве в парламенте, о хищении и выводе в офшоры почти миллиарда долларов высшим политическим руководством страны, о внесудебных казнях в зоне АТО, о пытках и нечеловеческом обращении с задержанными в тайных тюрьмах СБУ, по моему заявлению суд обязал Генпрокуратуру проверить версию о причастности спецслужб Украины к убийству журналиста Олеся Бузины. Пусть сейчас власть сопротивляется и саботирует эти расследования, пусть суды часто отказывают в удовлетворении наших вполне законных требований, но что написано пером, не вырубишь топором. Эти дела ведь уже существуют. Пусть они сегодня лежат, но завтра их поднимут. Тем более, что мы информируем об этом международные организации, такие, как ЕС, ОБСЕ и ООН.
- В любом случае это очень долгая, многолетняя история с неочевидным результатом. За это время режим, возможно, еще более окрепнет, школы выпустят новые поколения, которые будут поклоняться Бандере и ненавидеть все русское, в парламенте станут доминировать ультранационалисты, и страна будет совсем другая.
— История показывает, что подобные инфекции лечатся достаточно быстро. Но вы правы, действовать надо активно и системно. Например, почему бы какому-нибудь видному представителю украинской эмиграции не выехать из России в Евросоюз? Скажем, для того чтобы выступить в Европарламенте или обратиться в Европейский суд по правам человека. Остановят его европейские пограничники, и что дальше? Отправят назад или арестуют и экстрадируют в Украину? Это будет международным скандалом, который может стоить репутации западным политикам и чреват громкими отставками. Так мы создадим прецедент и повод. В зависимости от действий иностранных чиновников можно обжаловать их решения в судах на территории этих стран. Можно просить политического убежища и обвинять власти Украины в политических репрессиях. Это очень перспективная и очень эффективная работа, которая может иметь большой международный резонанс. В итоге Евросоюз должен будет все-таки дать оценку ситуации в Украине. Они вынуждены будут принимать решения.
- Авантюрой попахивает. Где же вы найдете таких отчаянных «челноков»?
— Все дело в том, что сейчас большинство украинских политэмигрантов и оппонентов действующей власти, вынужденных скрываться от следствия на территории Украины, думает, что там, дома, скоро все как-то само рассосется. Пора уже понять, что само не рассосется, что надо самим действовать, идти на риск, принимать смелые решения. Я, например, всерьез рассматриваю вариант, при котором все, кто незаконно преследуется украинской властью, разом приедем в Генпрокуратуру — десятки людей с известными в Украине именами. Авантюра? Но это как посмотреть. Практика показала, что нынешняя власть может менеджировать в судах два-три политических процесса, не более. Ну вот, допустим, сейчас идут дела над бывшим главой фракции регионалов в Верховной Раде Александром Ефремовым и бывшим мэром Славянска Нелли Штепой. Идут очень вяло, у прокуроров и судей плохо получается. Если добавить еще два-три процесса, они просто не справятся, надорвутся. А если сразу тридцать человек являются к генпрокурору: здравствуй, товарищ, что делать будем?
Все это, конечно, при подготовке соответственной — юридической, информационной и т.д. Заранее анонсировать, привлечь внимание мировой общественности, подготовить защиту и прессу, потребовать международного контроля. Это был бы страшный удар по режиму. Они и так ничего не могут, а когда такой правовой накат произойдет — рухнет все.
- Слушайте, это прямо по Махатме Ганди — победа без насилия. Да они просто нациков из добробатов на вас напустят, и все дела.
— Уверен, что при хорошей политической, международной, информационной и юридической поддержке они даже по беспределу не смогут пойти. Режим только кажется сильным, потому что ему никто настоящий вызов не бросил. А Ганди, как мы знаем, победил.
Свежие комментарии