Литва пошла в «последний и решительный бой» на «Росатом»
События, происходящие в Литве вокруг проектов «Росатома», в том числе и зарубежных, показывают: наша госкорпорация ненавистна каким-то закулисным влиятельным силам.
Основная интрига — вокруг Белорусской АЭС.
В Литве, видно, полагают, что избавились и от электроэнергии считающейся здесь опасной Белорусской АЭС и, возможно, сильно подсуропили ее рыночному потенциалу: президент Гитанас Науседа на днях подписал предложенные Сейму им же и принятые изменения аж сразу в четырех законах, предусматривающие меры против импорта электроэнергии с этой станции, строящейся по проекту «Росатома».
В следующем году она вступит в строй.У Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) нет претензий к объекту. Но в 2016 году, лишившись возможности строить свою японо-американскую атомную по сути фукусимскую электростанцию из-за выхода из проекта Латвии, Эстонии и Польши, Вильнюс объявил белорусский проект «Росатома» угрожающим безопасности Литвы и с тех пор не меняет позицию.
МАГАТЭ в 2017 году провело по приглашению белорусского правительства миссию на стройплощадке и вынесло вердикт: белорусской стороной при выборе площадки и проектировании Белорусской АЭС были надлежащим образом проанализированы все аспекты безопасности, включая внешние воздействия. «Также приняты необходимые меры по обеспечению безопасности АЭС, связанные с внешним воздействием на АЭС, на основе уроков аварии на АЭС „Фукусима-дайити“ в Японии», — передали в Минэнерго Белоруссии позицию МАГАТЭ.
Прежний директор агентства Юкия Амано не раз бывал на стройплощадке, встречался с Александром Лукашенко и констатировал, что Белоруссия является одной из стран, наиболее подготовленных к роли новичка в области ядерной энергетики, выразил удовлетворение, что Минск внимательно прислушивается к рекомендациям МАГАТЭ и намерен так поступать и впредь.
Ну, речь все же не о новичке. «Росатом» — далеко не новичок, такой же проект реализует в Индии, Турции, Венгрии, Финляндии и других странах. Упоминание в статье нашей госкорпорации — это некое обобщение. В реализации белорусского проекта участвуют АО «Концерн Росэнергоатом», АО «ТВЭЛ», АО «Атомэнергомаш» и т. д. Все осуществляется фактически на деньги российского правительства — 10-миллиардный кредит (в долларах США) Белоруссии не придется возвращать полностью. Часть расходов берет на себя наша страна, да и то, что останется, раскидано до 2035 года.
У Литвы иное мнение о безопасности Белорусской АЭС. Как говорил Лукашенко: «Мы считаем, что этот вопрос политизирован. Давайте сядем вместе, разберемся, как следует в этом вопросе, и снимем этот вопрос. Нам, Литве и Белоруссии, нужна эта станция».
Но Вильнюс не прислушался к экономически выгодному предложению. Фактически эта АЭС стала яблоком раздора. Объект мешает попыткам Литвы и в целом Запада «приручить» Батьку. Вильнюс в очередной раз после Дали Грибаускайте усилиями Гитанаса Науседы пытается наладить отношения с Минском и лично с Лукашенко, но никак не соглашается уступить в вопросе о Белорусской АЭС. Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас на днях встретился с новым главой МАГАТЭ Рафаэлем Мариано Гросси и попытался его «перевербовать».
"Ядерная безопасность — это всеобщая ответственность, потому что, как показывают уроки прошлого, ядерные аварии становятся всеобщей бедой. Репутация ядерной энергетики находится в руках МАГАТЭ, поэтому обеспечение ее безопасности в Беларуси должно быть приоритетной задачей организации", — сказал Вайчюнас после встречи. Как поступит Рафаэль Мариано Гросси неизвестно, но литовский министр сказал, что глава МАГАТЭ обещал Литве помощь.
И вот сейчас Сейм с подачи Науседы принял документы, якобы позволяющие не допустить в страну электроэнергию из Белоруссии после вступления в строй опальной АЭС.
В соответствии с изменениями в законах, после ввода Белорусской АЭС в строй не будут выдаваться разрешения на импорт электроэнергии из Белоруссии, а если правительственная комиссия по проверке сделок стратегических предприятий установит, что импортер представляет угрозу безопасности страны, будет остановлена его лицензия.
Только ничего не выйдет. Законами поступление электроэнергии Белорусской АЭС в Литву не остановишь. Вильнюс безуспешно уговаривает страны — члены ЕС отказаться от дешевого белорусского электричества. Президенты Латвии и Эстонии Эгилс Левитс и Керсти Кальюлайд не поддержали на встрече в Риге призыв Гитанаса Науседы блокировать электроэнергию Белорусской АЭС. Более того: Рига собирается импортировать «запретное» электричество.
Вице-канцлер по вопросам энергетики эстонского министерства экономики и коммуникаций Тимо Татар разъяснил ситуацию местным журналистам: «Если торговля с третьими странами идет через Латвию или Литву, то на рынок стран Балтии попадает электроэнергия из третьих стран. С учетом структуры рынка, невозможно сказать, с какой конкретно электростанции. Поскольку Белорусская АЭС находится в тесно связанной со странами Балтии системе, то вероятно, что на этот рынок попадет и произведенное на ней электричество».
Чем же тогда объясняется такая безуспешная в рамках Евросоюза и экономически вредная упертость Литвы? Можно предположить, что искренняя вера в небезопасность Белорусской АЭС. Но свою-то станцию собирались стоить на основе фукусимской. «Такие реакторы строились только в Японии до аварии на АЭС и больше нигде в мире. Они дешевые, но они же и самые опасные. Поэтому нас не может не беспокоить строительство АЭС с таким типом реактора недалеко от наших границ и недалеко от географического центра Европы. Мы неоднократно запрашивали литовскую сторону насчет технических подробностей данной стройки и эксплуатации реактора такого типа. Ответов так и нет», — говорил несколько лет назад директор программ управления проектами «Росатома» Сергей Бояркин. Этот проект в Литве не состоялся лишь по независящим от ее властей причинам. Власти энергично его продвигали, но не поддержал ни народ, ни соседи.
Может быть, речь идет о продвижении интересов энерголоббистов Европы? Но тогда в ЕС встретили бы понимание просьбы Литвы блокировать электричество Белорусской АЭС, а уж тем более в Латвии и Эстонии. Значит, Европа ни при чем?
Неужели речь лишь об идеологии? Сейм Литвы в прошлом году с подачи депутата от партии «Союз Отечества — Христианские демократы» Лауринаса Касщюнаса, активно выступающего против России, объявил «Росатом» представляющим угрозу нацбезопасности.
Перед тем пришлось уйти в отставку вице-спикеру Сейма, социал-демократу Миндаугасу Бастису, против которого затеяли импичмент из-за его намерения продвинуть в Литве экономически выгодные, но якобы опасные энергетические предложения «Росатома».
Правые политики Литвы, кроме того, выступили против участвующей в демонтаже Игналинской АЭС, остановленной на стыке 2009−2010 г. г. по требованию Еврокомиссии, германской компании Nukem Technologies. Причина: ее бизнес связан с нашей «опасной» госкорпорацией. Компания Nukem Technologies выводила из эксплуатации АЭС в Германии и во Франции, предприятия по производству ядерного топлива на своей родине. Ее специалистов приглашали на ядерные объекты Болгарии, Испании, Китая, Чехии, Украины, ЮАР, Нигде не было претензий…
Кстати, Конституционный суд Литвы, видимо, почувствовал абсурдность выпадов в адрес Бастиса из-за «Росатома», оставил лишь обвинение о связи с бывшим офицером КГБ, ныне бизнесменом, жителем Литвы. Этот «компромат» пристегнули к социал-демократу, заявив, что политик должен был декларировать эти контакты, но первопричиной импичмента была связь с «Росатомом», из-за нее и разразился скандал. Остальное добавили «до кучи». Импичмент, правда, не удался, Сейм не набрал обязательное количество голосов за увольнение депутата, но Бастис сам подал в отставку под давлением обстоятельств.
Так что, может быть, причины публичного негодования Литвы кроются не в атомных страхах, не в Белорусской АЭС, а в самом «Росатоме»? Может быть, наша госкорпорация, получающая заказы и выигрывающая тендеры по всему миру, не по вкусу ни идеологическим лидерам правых Литвы, ни американским и японским конкурентам в отрасли? Тем более что, взявшись за строительство Белорусской АЭС, «Росатом» свел к нулю экономическую выгоду планировавшейся новой японо-американской АЭС в Литве, что и послужило главной причиной выхода из проекта Латвии и Эстонии. А у Польши — свои «ядерные амбиции».
Свежие комментарии