На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 745 подписчиков

Свежие комментарии

Япония отказалась от размещения американских комплексов ПРО США Aegis Ashore

Бунт на корабле

Отказ японского правительства от закупки и размещения на своей территории американских комплексов ПРО Aegis Ashore имеет причиной, конечно же, не дороговизну этих систем и «технические проблемы», как заявил министр обороны Японии Таро Коно

Вопрос гораздо серьёзнее. Скорее всего, он связан с изменениями в военной политике США, о которых заявил 13 июня в речи перед выпускниками Военной академии в Вест-Пойнте президент Дональд Трамп.

Объявление об отказе его страны играть роль мирового жандарма, видимо, затронет и японо-американские военные связи, хотя не кардинальным образом.

Допущение возможности сокращения американского контингента в Германии наполовину – с 50 до 25 тысяч военнослужащих – может распространиться и на другие страны, в первую очередь на Японию и Южную Корею. Если, конечно, Трамп не блефует в расчете выбить из союзников значительное увеличение бюджетных средств на содержание американских военных баз за рубежом. От Германии Трамп хочет выделения на военные цели 2% ВВП, а от Токио требует увеличения расходов на базы американского сюзерена в четыре раза – с 2 до 8 миллиардов долларов.

Сразу уточним, что об уходе американцев из Германии или Японии речь не идёт. Эти важные для военной стратегии США форпосты противостояния с Россией и Китаем ещё долго будут обеспечивать американские интересы. Да и ослабления здесь американского военного присутствия вряд ли допустят настоящие хозяева Америки. «Непотопляемый авианосец» США Япония будет и дальше поддерживать напряжённость в Восточной Азии, сдерживая растущий Китай и не идущую в русле политики США Россию.

Что касается отказа или отсрочки с закупкой и размещением на японской земле комплексов Aegis Ashore, то не является ли это реакцией на известное ослабление позиций Трампа в связи с волнениями в Америке, попыткой дождаться результатов ноябрьских президентских выборов? А также попыткой проверить реакцию Трампа на демонстрацию стремления Токио ослабить узду, в которой японцы находятся 75 лет? Ведь решение о создании в Японии и Южной Корее восточного фланга американской глобальной системы ПРО против России и Китая было буквально навязано японскому правительству Вашингтоном (в качестве обоснования фигурировала «северокорейская угроза»).

Не следует сбрасывать со счетов и намерение коммерсанта Трампа, возлагая на союзников дополнительное бремя военных расходов, ослабить их как экономических конкурентов. Тем более сейчас, когда мир переживает последствия существенного спада производства и сокращения объёмов международной торговли.

В Японии не могут не понимать, что американцы хотят заставить японцев таскать для них каштаны из огня. Нежелание превращаться в военную цель для соседних государств – КНР, России, КНДР – заставляет японское правительство соизмерять свои оборонные усилия с обстановкой в мире. Да и «мирная» конституция страны запрещает обладание вооружёнными силами тем более комплексов, из которых могут осуществляться пуски не только противоракет, но и ударных крылатых ракет, то есть наступательного оружия.

Ещё в 2018 году на встрече в Москве 31 июля министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два» российская сторона выражала озабоченность по поводу планов Японии развернуть у себя систему Aegis Ashore. Москва неоднократно заявляла, что наземная модификация этой системы представляет проблему для национальной безопасности РФ, поскольку является частью плана развертывания глобальной системы ПРО США. Тогда на совместной пресс-конференции министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «Мы снова привлекли внимание к проблеме, о которой Россия уже высказывалась и раньше, в отношении развертывания системы глобальной противоракетной обороны США». Японский же министр обороны Ицунори Онодэра попросил российскую сторону проявить понимание и отметил, что наземная система Aegis Ashore служит «исключительно в оборонительных целях и предназначена для защиты Японии». И добавил: «Это не представляет угрозу для России». Однако американские специалисты признают возможность использования данной системы для запуска ракет средней дальности по территории сопредельных государств.

В 2019 году официальный представитель Пентагона подполковник ВВС США Роберт Карвер сообщил, что для испытания новейшей модификации крылатой ракеты «Томагавк» была использована установка вертикального пуска (УВП) Mark 41 (Mk 41), аналог которой используется в системе ПРО США Aegis Ashore. Ранее в Пентагоне объявили об успешных испытаниях крылатой ракеты «Томагавк», которая «вышла из наземной мобильной пусковой установки и точно поразила цель после более чем 500 км полета».

Не поэтому ли Трамп разорвал договор о РСМД, который запрещал ракеты с дальностью полёта от 500 до 5500 километров?

Решение о размещении на территории Японии двух комплексов Aegis Ashore было принято японским правительством ещё в 2017 году. Их планировалось, вопреки протестам местного населения, развернуть в префектурах Акита на северо-западе и в Ямагути на юго-западе страны. В этом случае радиус их действия покрыл бы всю Японию. Стоимость каждой установки оценивалась в 100 миллиардов иен (около 890 миллионов долларов), введение в строй намечалось в 2023 году. И вот теперь Токио счёл нецелесообразным размещение этих ракет двойного назначения на своей территории, создав «брешь» в американской глобальной системе ПРО. Как известно, не в восторге от размещения на своей земле такого наступательного оружия и Южная Корея.

Среди причин, побудивших японские власти воздержаться от шага, чреватого возмездием, называют серьёзную озабоченность ухудшением отношений с соседними странами и принятия ими ответных мер. Генерал-полковник Леонид Ивашов, например, именно этим объясняет решение Токио.

Президент Путин не раз обращал внимание японских лидеров на то, что тесные военные связи Токио с Вашингтоном затрудняют решение возникающих в российско-японских отношениях проблем. В частности, давалось понять, что эти связи не способствуют стратегической стабильности в регионе и не могут не учитываться при ведении переговоров с Токио по проблематике мирного договора.

Напомним, что сказал по этому поводу российский президент:

«Вопросы безопасности крайне важны, в том числе при заключении мирного договора. Вы сказали о размещении американской военной инфраструктуры в Японии, но она уже там есть, на Окинаве крупнейшая американская база уже давно существует, десятилетия уже, мы знаем. Теперь по поводу возможности Японии принимать участие в этих решениях. Для нас это непонятная, закрытая часть. Мы не понимаем уровня суверенитета Японии при принятии решений подобного рода. Вам лучше, чем всем остальным коллегам, известно, я тоже в курсе, что губернатор Окинавы против некоторых решений, связанных с укреплением базы и её расширением. Он против, но ничего сделать с этим не может. И люди, которые там проживают, – против. Далеко ходить не нужно, это все опросы показывают, люди на улицу выходят, требуют вывода этой базы. И, во всяком случае, они против того, чтобы укреплять военно-воздушную составляющую американских вооружённых сил, связанных с тем, что там уже есть. Существуют планы укрепления и развития. Все против, но это происходит. Что будет происходить после заключения мирного договора, мы не знаем. Но без ответа на этот вопрос нам очень трудно будет принимать какие-либо кардинальные решения. И, конечно, нас беспокоят планы размещения систем противоракетной обороны. Я много раз говорил, могу ещё раз повторить: мы не считаем, что это оборонительное оружие, это часть американского стратегического ядерного потенциала, вынесенного на периферию. И эти системы работают синхронно, в комплексе с ударными комплексами. Поэтому здесь у нас иллюзий нет никаких, мы это всё понимаем…»

Было бы неплохо и перспективно, если была отмена размещения на японской земле американских ударных ракетных комплексов сопровождалась дальнейшим учётом в военной политике Токио интересов не только США, но и сопредельных с Японией стран.

Анатолий Кошкин, Фонд стратегической культуры

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх