Верховная Рада Украины готовится официально признать Россию «страной-агрессором» в Донбассе.
В этом заключается одно из ключевых положений законопроекта по реинтеграции неподконтрольных украинским властям территорий, который планируется вскоре внести на рассмотрение парламента.
Киев утверждает, что проводил консультации с Соединенными Штатами при подготовке законопроекта, тем самым указывая, что этот демарш полностью согласован с американской администрацией.
В рамках законопроекта интересы Вашингтона и Киева пересеклись в том, чтобы перевести Москву из статуса гаранта и посредника мирного урегулирования конфликта на востоке Украины в статус одной из сторон конфликта, несмотря на то, что это прямо расходится с минскими договоренностями. На этом фоне США заявляют о своей приверженности Минским соглашениям, однако поддерживают последовательность реализации договоренностей, на которой настаивает Киев, — сначала решение вопросов безопасности, включая контроль над границей (что на практике будет означать ликвидацию ДНР и ЛНР), а затем политическое урегулирование. Тема параллельности шагов в сфере безопасности и в политической части, которую продвигала «нормандская четверка», исчезла из публичной повестки мирных переговоров.
Другим важным следствием законопроекта является фактическая легализация отказа Киева от каких-либо переговоров с представителями республик. В переговорах в Минске неизбежно возникнет коллизия в связи с оценкой украинскими переговорщиками представителей Донецка и Луганска. Так, будет ли означать принятие закона о реинтеграции, что украинские переговорщики будут теперь отказываться от переговоров с республиками в рамках Контактной группы, требуя прямых переговоров с россиянами, и какова в таком случае будет реакция американцев и европейцев? Пока согласие Вашингтона с данным законопроектом может быть прочитано как то, что Соединенные Штаты рассматривают риски делегитимации представителей республик на переговорах в Минске как допустимые.
Не исключено и то, что с помощью принятия законопроекта Киев рассчитывает усилить свои позиции в переговорах по предоставлению в свое распоряжение летального оружия. Американцы уже дали понять, что не видят в этом проблемы, поскольку боевые действия ведутся на территории Украины, а оружие будет иметь исключительно оборонительное предназначение.
В то же время следует учитывать и то, что Киев и Вашингтон, пытаясь загнать Россию в угол, снижают вероятность согласия Москвы с рядом своих инициатив. Так, если Россия сторона конфликта, то требования Киева ввести миротворцев ООН в Донбасс означают защиту его от «агрессии» со стороны одного из постоянных членов СБ ООН. Нет никаких сомнений в том, что российская дипломатия не согласится на признание такой интерпретации, допустив введение миротворцев в Донбасс в том или ином виде. Напротив, у российских властей появляется больше стимулов не признавать своей вовлеченности в конфликт и блокировать любое продвижение вопроса по миротворцам.
Для Минских соглашений уже давно наступили плохие времена. Однако принятие закона о реинтеграции будет означать согласие Вашингтона играть с Москвой в игру без правил, когда на словах договоренности признаются и будет требоваться их имплементация, в то время как на практике США и Украина, с перспективной присоединения европейцев, будут последовательно сужать благоприятное для республик пространство их реализации, пытаясь загнать Россию в угол и вынудив пойти на уступки. Вашингтон больше не волнуют противоречия между своей политикой, действиями Киева и буквой Минских соглашений. Диалог с Москвой по украинскому направлению свелся к тому, что Россия должна сделать первый шаг и одновременно продать его публично как хорошую «сделку» американцам. В такой ситуации любое недопонимание между Кремлем и Белым домом относительно тех или иных слов или решений рискует обернуться серьезным конфликтом.
История с консультациями по поводу законопроекта подчеркивает, что Соединенные Штаты не рассматривают Минские соглашения как фиксацию определенной последовательности в урегулировании конфликта. Для них Минск скорее остается общим дипломатическим «каркасом», который допускает внутри себя достаточно широкую вариативность, но не в пользу России и ДНР-ЛНР. Тем нее менее можно прогнозировать, что такой поворот в позиции американцев не станет поводом для России фактического отказа от Минских соглашений. Подписанные документы позволяют Москве аргументировать в пользу своей позиции по Донбассу. Поэтому российские власти будут продолжать настаивать на их выполнении и вступать в дипломатическую конфронтацию с Вашингтоном, требуя от него следовать букве договоренностей.
Что касается конфликта в целом, то похоже в Кремле уверены, что до стабилизации Украины как антироссийского государства еще далеко, а следовательно, нет необходимости уступать давлению Запада, который к тому же не предлагает никакого реального размена. Поэтому борьба за Донбасс и Украину продолжится, только в ней все меньше будет понятных и признаваемых всеми участниками «правил».
Олег Игнатов, «Актуальные комментарии»
https://news-front.info/2017/08/29/igra-bez-pravil-oleg-igna...
Свежие комментарии