На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 745 подписчиков

Свежие комментарии

Вашингтон намерен выкупить у Анкары наши знаменитые ЗРК. Но зачем?

США тоже захотели русские С-400: Секреты «Триумфа» узнать не получится

США хотят выкупить у Турции российские зенитные ракетные системы С-400, что позволит Анкаре принять участие в программе создания американских истребителей F-35, сообщает издание Defense News.

Соответствующую поправку к проекту закона о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 2021 финансовый год предложил сенатор Джон Тьюн. Параллельно другой конгрессмен Джим Риш предложил ввести против Турции санкции через 30 дней после вступления закона в силу в соответствии с CAATSA (законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций).

Что теперь? Американцы нашли компромисс? А Турция? Есть ли у нее вообще желание идти на него?

— Конечно же желания нет никакого, — уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

— Не потому, что Эрдоган сильно любит Москву — а потому, что он понимает, что в этом случае лишится возможности за счет хороший отношений с Россией балансировать Соединенные Штаты. Да и вообще с ним никто никаких серьезных договоренностей заключать не будет — даже США (которые посчитают, что Реджеп Ахметович предаст их при первой опасности — например, продаст Ирану новейшие истребители). Поэтому предмета для обсуждения, конечно, нет.

 «СП»: — Американцы всерьёз думают, что вопрос в деньгах? Что турки не хотят отказываться от С-400 только потому, что за них уже уплачено?

— Нет, американцы прекрасно понимают, что С-400 им никто не отдаст. И они понимают, что для получения С-400 его необязательно покупать — можно за кулисами договориться с турками о предоставлении доступа американских инженеров к системе. Так что поднятый вопрос — исключительно политический. Чтобы, во-первых, показать всем могущество США, во-вторых, на ровном месте рассорить Турцию с Москвой (сейчас же у нас заорут о том, что «мы ж говорили, что туркам нельзя продавать») и, наконец, показать Эрдогану, что Запад готов с ним мириться.

«СП»: — Целью назван выход из тупиковой ситуации по поводу участия Анкары в программе создания истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. А кто её создал? Не сами американцы? Что им мешает закрыть глаза на С-400? Почему они так смущают Вашингтон? Только из-за несовместимости с вооружением НАТО? Да ладно…

— Вообще-то создал ее скорее Эрдоган. Турецкий президент полез в бутылку, стал действовать уже не только без спроса, но и даже поперек американцам. Вот они и решили его наказать, отлучив от F-35. Стандартный подход Трампа, в рамках которого санкциями можно дрессировать даже союзников. Для американского президента покупка турками (союзниками по НАТО) российского оружия — это вызов. И прецедент, которым могут воспользоваться другие союзники США — решив покупать дешевое, надежное и аполитичное российское оружие вместо дорогого, ненадежного и обусловленного требованиями внутриполитического характера (не трогать прозападную оппозицию, проводить демократические реформы и т. п.) американского.

«СП»: — Насколько этот вопрос принципиально для американцев? Если так, почему они не могут просто не отдавать туркам F35, раз те не идут на уступки? А для Анкары это тоже принципиально? На какие максимальные уступки могут пойти обе стороны, по-вашему?

— Вопрос упирается в базис отношений. И США, и Турция являются союзниками по НАТО — и рвать эти отношения они не хотят. Вопрос с F-35 стал занозой — и он в общем-то саднит для обеих стран. Турок демонстративно отлучили от западного контракта, что снижает имидж и возможности для маневра администрации Эрдогана. США нарушили свои обязательства и отказались от уже заключенного контракта, что подрывает их репутацию на рынке вооружений. Поэтому ситуацию нужно решить — а для этого нужен компромисс. Турки не откажутся от российской системы С-400, а США не будут просто так возобновлять контракт. Вот Анкара с Вашингтоном и ищут общий знаменатель.

«СП»: — Если теоретически представить, что турки согласятся на это предложение, насколько это будет неприятно для нас? Что если С-400 попадут в руки американцам? А удар по нашей репутации на рынке вооружений будет сильный?

— Это будет для нас очень неприятно. Но не из-за военных последствий для нашей оборонной мощи — все прекрасно понимали, что США могут получить доступ к проданным С-400 по-тихому. Неприятно будет то, что придется рвать отношения с турками — а также будет создан прецедент, когда перепродавать наше новейшее оружие США будут другие страны. Но, к счастью, этого не будет — поскольку турки С-400 не продадут. Эрдоган, конечно, авантюрист — но он не самоубийца.

— По действующим условиям договора между Россией и Турцией, С-400 отечественного производства не могут быть переданы третьей стороне (тем более США) без соответствующего разрешения, — подчеркивает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.

— Вариант с продажей российских средств ПВО американцам выглядит абсолютно сюрреалистичным. Звучащие в Сенате заявления следует рассматривать как попытку внести разлад в и без того сложные российско-турецкие отношения.

«СП»: — Сенатор Джим Риш в то же время предложил более жесткую поправку: согласно ей, Трамп должен ввести против Турции санкции в соответствии с законом CAATSA. При чем тут вообще CAATSA? Направленный против России, Ирана и КНДР? Как его тут можно притянуть? Какие именно санкции могут быть применены к Турции?

— Для США обычной практикой стало применение так называемых «экстерриториальных санкций», которые направлены против стран, сотрудничающих с их геополитическими противниками. В свою очередь, CAATSA регламентирует введение санкций в отношении лиц и организаций, чья деятельность имеет отношение к оборонно-промышленному комплексу РФ. Не исключено, что Сенат может распространить эти меры на турецкие компании или конкретных чиновников, так или иначе связанных с покупкой С-400. В таком случае им грозит отказ в американских и международных кредитах, ограничение на экспорт / импорт товаров, заморозка счетов и банковских операций.

«СП»: — Вашингтон не первый год требует отказаться от С-400 и грозит санкциями, но до сих пор они этого е сделали. Почему? Где гарантия, что сделают теперь?

— До сих пор Эрдогану неплохо удавалось тянуть время, лавируя между глобальными центрами силы. Американцы боятся потерять в лице Турции важного стратегического союзника по блоку НАТО. Они давно оказывают политическое давление на Анкару, однако именно сейчас вопрос о санкциях встал ребром, поскольку пришло время ставить российские С-400 на боевое дежурство. По мере приближения этого момента ситуация будет накаляться.

Между Турцией и США существует контракт на поставку 100 истребителей F-35 общей стоимостью около 10 млрд. долларов. Разумеется, американцы не хотят лишаться прибыли. Соединенные штаты всегда навязывали членам НАТО свое дорогостоящее вооружение, и провал на турецком направлении может стать для них опасным прецедентом, который больно ударит по авторитету крупнейшего в мире экспортера военной техники.

«СП»: — Если бы турки на это пошли, как бы это отразилось на наших с ними отношениях? А на турецко-американских? Они сразу наладились бы? Ведь есть другие разногласия: курды, Гюлен и тд…

— Нет смысла оценивать последствия событий, которые не могут произойти в реальной действительности. Турция никогда не пойдет на продажу комплексов С-400 США. Тем не менее, какими бы сильными не были разногласия между Анкарой и Вашингтоном, Эрдоган не планирует покидать НАТО и, следовательно, продолжит торговаться с американскими коллегами.

— Характерно, что сенатор-республиканец Джон Тьюн, предложивший указанную поправку, в качестве значимых приоритетов для США в оборонной сфере традиционно выделял поддержку парка бомбардировщиков дальнего действия, — обращает внимание ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— В числе приоритетов, декларируемых этим политиком — поддержка авиабазы Эллсворт, расположенной в Южной Дакоте, а именно этот штат Тьюн представляет в Сенате. Так что данный сенатор вполне может позиционировать нынешнюю свою инициативу как часть работы по снижению угроз для американских военных летчиков. Угроз не со стороны Турции, конечно, а из-за российских военных технологий — ведь если бы Анкара, теоретически, действительно продала Вашингтону комплексы С-400 у США появились бы дополнительные возможности для изучения этих систем и совершенствования технологий противодействия. Это, конечно, не ключевой, но вполне удачный фоновый информационный повод для работы Джона Тьюна с его избирателями-республиканцами.

Но, естественно, не стоит считать появление данного предложения только личной инициативой одного сенатора. Администрация Дональда Трампа в принципе любит использовать сенаторов-однопартийцев, ведя игру с Анкарой. Например, комментируя визит президента Турции в США в ноябре 2019 года, член сенатского Комитета по иностранным делам, демократ Крис Мерфи отмечал, что президент США использовал тогда сенаторов-республиканцев для демонстрации жесткости, чтобы не выступать в такой роди самому. В нынешней истории тоже есть сенатор-республиканец в роли «злого полицейского» — глава сенатского Комитета по иностранным делам Джим Риш, предложивший дополнительные санкции в отношении Анкары. Таким образом, администрация Трампа, ведя диалог с Анкарой, может посылать им сигналы о готовности к компромиссам, действуя через Джона Тьюна, напоминать о существовании более непримиримых персонажей в собственной же партии на примере Джима Риша и одновременно усиливать подозрительность в отношениях между Россией и Турцией. То есть, бить по нескольким целям одним «информационным выстрелом».

Дмитрий Родионов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх