Разгоревшийся между Россией и Белоруссией конфликт, который с конца декабря захватил зримую часть информационного пространства, ни в коем случае не носит дезинтеграционного характера – наши страны вовсе не собираются ссориться, разводиться, тем более конфликтовать. Речь идет о более тесном объединении рынков.
На этом фоне в той или иной степени проявляются и внешнеполитические факторы, и перспективы развития внутригосударственного устройства обеих стран.
Когда принимаются решения о создании общих рынков, все споры идут вокруг того, на каких условиях это будет происходить. С одной стороны, у Белоруссии есть преимущество: у нее весьма эффективная экономическая политика, налицо поддержка реального производителя, и мы убеждаемся в этом, видя в России многочисленные магазины белорусских продуктов и обуви. Россияне аналогичных магазинов в Белоруссии не открывают. С другой стороны, свои преимущества имеются и у нас, в первую очередь как экспортеров нефти и газа. Лукашенко настаивает на том, что если рынки будут объединяться, то для белорусских и российских производителей цены на энергоносители должны быть одинаковыми. В ответ на это он слышит, что значительная часть направляемой в Белоруссию нефти идет не производителям, которые будут конкурировать на российском рынке, а сразу на нефтеперерабатывающие заводы, где превращается в бензин и уходит на экспорт. В результате Белоруссия имеет сверхприбыли, и на часть их Россия вполне законно претендует. Также наша сторона настаивает на открытии белорусского рынка, главным образом приватизационного. Но тут возникает вполне оправданное жесткое сопротивление: у российских компаний денег точно больше, нежели у белорусских, и они с легкостью скупят огромную долю тамошней промышленности. После чего, обеспечив доминирование в экономике республики, смогут спокойно начать качать права и на ее политическом пространстве. Это никак не устраивает Александра Лукашенко, поскольку он понимает, что в таком случае российские олигархи спокойно сместят его с поста.
Да и нельзя сказать, что белорусские предприятия находятся в рыночном поле – в республике достаточно успешно реализуется китайская модель экономики, по сути – госкапитализм. И ни Лукашенко, ни поддерживающий его в этом народ не хотят менять свою успешную хозяйственную модель на куда менее эффективную российскую. Ведь на протяжении уже многих лет согласно данным ООН Белоруссия по уровню развития человеческого капитала стабильно опережает Россию, несмотря на то, что у нас есть нефть и газ. Белорусы, может, и хотели бы объединиться с россиянами, но вовсе не горят желанием объединяться с олигархической системой. И жесткая позиция Лукашенко в переговорном процессе вполне объяснима. Мне кажется, говорить о вхождении Белоруссии в Россию в качестве субъекта Федерации, пусть и в весьма отдаленной перспективе, бессмысленно, этого не будет. И речь идет о более тесной интеграции в Союзном государстве.
Но есть еще один существенный момент, который не стоит упускать из виду. Наша страна находится в условиях гибридной войны с Западом, и если она продолжится достаточно долгое время, вероятна ситуация, когда Владимир Путин не сможет покинуть пост главы государства – поскольку именно это и является главной целю давления на Россию. Возникает необходимость изменения конституционного пространства. Вариантов несколько. Один из них – превращение России из президентской в парламентскую республику. Но олигархи умеют манипулировать партиями, опыт у них есть, потому такой вариант маловероятен. Возможно также создание нового органа, вроде Госсовета, который на законных основаниях возглавит Владимир Путин. И самый очевидный из вариантов: он – как лидер Союзного государства России и Беларуси.
«Западники», отмечу, сейчас активно переманивают Лукашенко на свою сторону – это можно рассматривать как один из элементов гибридной войны против России. Сулят немыслимые блага, только предай Россию. Сам Лукашенко в эти посулы не верит, но в его окружении достаточно влиятельных людей, которые уговаривают его делать навстречу Западу хотя бы маленькие шаги. Скажем, уже дано согласие на увеличение штата американского посольства в Минске. Понятно, что увеличат его не советниками по культуре, а за счет спецслужб, которые будут заняты подготовкой госпереворота как в Белоруссии, так в перспективе и в России. Потому нам в переговорах с белорусами нельзя не учитывать и этот аспект.
Заголовок газетной версии – «Дороже черного золота».
Сергей Марков,
политолог
политолог
Свежие комментарии