25 ноября 2018 года Военно-морские силы Украины предприняли провокацию, приведшую к резкому обострению отношений между Москвой и Киевом. В воскресенье утром три корабля ВМСУ («Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу») незаконно пересекли морскую границу Российской Федерации к югу от Керченского пролива. В ответ на призывы российской стороны прекратить нарушение украинские корабли на протяжении нескольких часов совершали опасные манёвры. После ряда безрезультатных попыток убедить суда покинуть территориальные воды РФ российские силовики, применив оружие, задержали корабли и их экипажи. Трое украинских военных при этом получили лёгкие ранения. Позже стало известно, что суда были отбуксированы в Керчь. Там же оказали медицинскую помощь пострадавшим при задержании.
Реакция на инцидент
Россия в связи с инцидентом инициировала заседание Совбеза ООН. Однако предложенная Москвой повестка была заблокирована представителями западных стран во главе с США. Постпред Соединённых Штатов при ООН Никки Хейли обвинила Россию в нарушении международного права, не объяснив, правда, в чём именно оно заключается, и гарантировала поддержку Украине.
Киев, в свою очередь, обвинил Россию в «агрессии». Совет национальной безопасности и обороны Украины запустил процедуру введения в государстве режима военного положения. Эту идею поддержал и президент Пётр Порошенко. Он обратился к России с требованием освободить корабли-нарушители и их экипажи, а также призвал украинцев отнестись с пониманием к введению военного положения. Кроме того, украинский лидер подписал указ о применении на территории страны соответствующего правового режима, который должен вводиться в действие Верховной радой путём принятия специального закона.К этому времени российские силовики обнародовали некоторые подробности «визита» украинских кораблей, следовавших, по официальной версии Киева, из Одессы в Мариуполь. Федеральная служба безопасности РФ распространила отчёт, из которого стало известно, что на кораблях, помимо военнослужащих ВМСУ, находились двое представителей Службы безопасности Украины, отвечавших за координацию провокационных действий. После задержания украинские военные признались, что намеренно игнорировали запросы по УКВ-радиостанции и осознавали провокационный характер своих действий.
Официальный Киев все обвинения в свой адрес отверг, обратившись за поддержкой к иностранным политикам и международным организациям. Однако реакция на просьбу Украины не была однозначной.
Так, президент США Дональд Трамп заявил, что ему «не нравится» то, что происходит между Россией и Украиной, добавив, что Вашингтон вместе с европейцами будет «работать над этим». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини призвала к сдержанности и Россию, и Украину. Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт обвинил российскую сторону в неоправданном применении силы. Осудил действия Москвы и министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант. Генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд воздержался от каких-либо обвинений, назвав Азовское море общими территориальными водами России и Украины, после чего призвал обе стороны избегать эскалации в регионе.
«Смеялись и обсуждали планы на отпуск»
Тем временем у Петра Порошенко возникла заминка с согласованием введения режима военного положения Верховной радой. По информации издания «Страна.UA», представители ряда фракций потребовали от президента внести изменения в подписанный им указ. Часть депутатского корпуса не устраивал тот факт, что Порошенко постановил ввести военное положение на всей территории страны с намерением чрезмерно ограничить права своих сограждан. Кроме того, нардепов смущало предложение главы государства ввести военное положение сразу на 60 дней — они потребовали сократить данный срок вдвое. Обсуждение законопроекта время от времени перерастало в скандалы.
- Президент Украины Пётр Порошенко
- Reuters
- © Valentyn Ogirenko
«Депутаты долго консультировались с руководством Верховной рады, между собой, и фактически заседание началось не в 16:00, а около 20:00. В перерыве депутаты смеялись, обсуждали планы на отпуск, некоторые просто спали. Складывалось ощущение, что в стране нет войны, как и проблем в Азовском море», — рассказал собеседник RT в партии «Народный фронт».
По его словам, депутаты отказались проводить закрытое заседание, и их выступления «больше напоминали общение с избирателями, чем попытку разобраться в происходящем».
«Похоже, Петру Порошенко не дали реализовать намеченный сценарий. Военное положение введено не на 60, а на 30 дней, что не позволило перенести дату проведения выборов. Я думаю, на сговорчивость Порошенко повлияли звонки из Вашингтона и Брюсселя», — предположил собеседник RT.
Помимо сокращения срока, на который вводится военное положение, результатом парламентской дискуссии стало компромиссное решение по территориям, на которые оно распространяется. По словам украинских политиков, особый режим целесообразно было ввести на территории регионов, которые граничат с РФ и имеют морское побережье. В итоге в список попали Винницкая, Донецкая, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Херсонская и Черниговская области, а также акватория Керченского пролива. Это было закреплено в законе, принятом украинским парламентом.
Однако сам указ Пётр Порошенко редактировать не стал, и депутатам в вопросе ограничения прав граждан не уступил. Согласно тексту документа и списку статей Конституции, действие которых он ограничивает, граждане Украины, проживающие на территориях областей, в которых введено военное положение, могут быть лишены права на неприкосновенность жилья, тайну переписки и телефонных разговоров, защиту от вмешательств в свою личную жизнь, свободу перемещения и выбор места жительства, свободу мысли и слова.Кроме того, жители десяти регионов временно лишились права участвовать в выборах и референдумах и свободно проводить мирные собрания. Также граждане больше не могут полноправно распоряжаться своим имуществом, а сама собственность больше не является неприкосновенной. Они не могут свободно заниматься предпринимательством, работать и учиться, где хотят, и участвовать в забастовках. Официально отменён и запрет на принудительную работу.
«Повод для новых санкций»
Источник RT в партии «Самопомощь» отметил, что никто на Украине до конца так и не понял, что произошло.
«Украина подняла скандал на весь мир, инициировала заседание Совбеза ООН, Порошенко обзвонил всех, кого мог. Но какой результат? Зачем в некоторых областях вводить военное положение на месяц? Ответа на этот вопрос мы так и не получили. Звучали невнятные фразы о том, что страна должна сама себя защитить. Гривна и стоимость украинских облигаций рухнула, вся страна напряжённо вторые сутки следит за происходящим. Складывается впечатление, что мы все попали в дурдом», — говорит собеседник RT.Военное положение даже в десяти регионах даёт руководству страны широкие права: обыскивать жителей приграничных территорий, просматривать их почту и сообщения в интернете, а также ограничивать работу СМИ, подчеркнул в беседе с RT источник в Радикальной партии.
«Складывается впечатление, что задержанные украинские моряки, о судьбе которых в Раде никто не вспоминает, мало кого волнуют. Зато это прекрасный повод ввести санкции против своих же граждан, которые недовольны действиями Порошенко. Известно, что жители регионов, которые граничат с Россией, недовольны действиями украинской власти больше других. Вот на борьбу с ними, скорее всего, и будет использовано это время», — заявил собеседник RT.
По словам академика Академии политических наук РФ, заведующего кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрея Кошкина, ещё недавно многие эксперты не верили в то, что на Украине всё-таки будет введён режим военного положения.
«Мне и моим коллегам говорили, что такого просто не может быть. Но это случилось. Руками секретаря СНБОУ Александра Турчинова, запустившего соответствующую процедуру, Пётр Порошенко попытался сорвать избирательный процесс, чтобы продлить срок своих полномочий», — подчеркнул Кошкин в беседе с RT.
По его мнению, по истечении установленных 30 дней военное положение вряд ли будет отменено.«Через 25—26 дней элементарно может последовать новая провокация, и режим будет продлён, а там уже не за горами начало избирательной кампании. Кроме того, Киев портит России подготовку к саммиту G20 и инициирует введение новых санкций. Думаю, ключевым его требованием в адрес западных стран станет блокирование строительства трубопровода «Северный поток — 2». Порошенко попытается сейчас одним выстрелом убить сразу нескольких зайцев», — считает политолог.
По словам ведущего научного сотрудника РИСИ Олега Неменского, введение на Украине военного положения делает невозможной реализацию Минских соглашений.
«Выборы, предусмотренные соглашениями, проводить нельзя, вносить изменения в Конституцию невозможно, дипломатические контакты, по логике военного положения, должны быть сведены к минимуму. Для Минских соглашений в сложившейся ситуации места не остаётся», — подчеркнул Неменский.
Разговоры о том, что оппозиция одержала принципиальную победу над Порошенко, сократив до 30 дней срок военного положения, Неменский считает необоснованными.
«Давайте смотреть правде в глаза: военное положение бессрочно. Его можно продлевать до бесконечности. 30 суток — это просто формальность. Для продления повод всегда найдётся. Единственное — у Порошенко в этом случае возникнут проблемы с его западными партнёрами. Основная цель всей этой истории — отмена выборов, проведения которых Запад, напротив, добивается. Тем более, повод для введения военного положения весьма неубедительный. Конечно, на публике будут продолжаться заявления о российской агрессии, однако срыву избирательного процесса западные партнёры Киева не обрадуются», — предположил Неменский в беседе с RT.
- Задержанные суда ВМС Украины в порту Керчи
- РИА Новости
По мнению эксперта, наиболее важное последствие введения военного положения — существенное ограничение политических прав и свобод населения.
«Будет введена жесточайшая цензура, ограничена деятельность партий, запрещены массовые акции. Политическая активность будет сведена к минимуму. Это станет сильным ударом по оппозиции — причём как по той, что представляет юго-восток, так и по прозападной. Любое оппозиционное заявление можно будет расценивать как антигосударственное и пресекать. Также наступает удобное время для изъятия имущества Украинской православной церкви Московского патриархата. Если раньше можно было бояться протестов населения, то сейчас их можно легко подавить», — отметил Неменский.
Пётр Порошенко попытается позиционировать себя на перспективу как единого кандидата от тех, «кто хочет защищаться», считает украинский политолог Юрий Палийчук. На своей странице в Facebook он отметил, что такие потенциальные кандидаты, как Юлия Тимошенко, Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук, в амплуа военных лидеров будут выглядеть смешно, а максимум, что сможет сделать Анатолий Гриценко, — «пойти в военкомат». Порошенко, в свою очередь, будет «красоваться в камуфляже».«Судя по тому, что произошло в Верховной раде, существенно ограничивать права сограждан в первые дни военного положения Порошенко, скорее всего, не будет. Но я бы не советовал никому обольщаться на этот счёт. Расширить область и сферу применения указа о военном положении — не проблема, как и продлить его», — подчеркнул в беседе с RT политолог Александр Асафов.
С его точки зрения, Украину ждёт цензура и блокирование деятельности основных оппозиционных структур.
«У Порошенко наконец появится возможность закрыть рот давно уже раздражавшим его оппозиционным сайтам и телеканалам. Думаю, скоро пойдут разговоры и об исполнении заветной мечты руководства украинского Минтранса — блокировании пассажирских перевозок в Россию. Ссылаясь на военное положение, Киев будет требовать новых антироссийских санкций», — отметил эксперт.
«А одним из самых интересных моментов военного положения, по мнению украинских властей, является конфискация. Имущество таких людей, как Коломойский или Ахметов, вряд ли тронут. А вот на местном уровне стоит ожидать волны рейдерства. Военное положение превратится в средство одновременно давления и обогащения», — подытожил Асафов.
Святослав Князев, Алевтина Писаренко
Свежие комментарии