Рогозин предложил открыть лунную базу, но у американцев другие планы
Совсем недавно ученые провели анализ грунта, взятого китайским луноходом «Юйту-2» с обратной стороны естественного спутника Земли. Результаты оказались сенсационными: в лунном грунте нашли тяжелые минералы оливины и пироксены, содержащие большое в процентном соотношении количество железа.
Это стало первым за более чем полувековое исследование Луны доказательством того, что на спутнике Земли находятся гигантские запасы полезных ископаемых: предполагается, что кроме железа ее мантия хранит еще и марганец и многие другие металлы и тяжелые элементы. Причем, за все время с момента начала изучения Луны исследовался только верхний слой ее коры. А она содержит лишь легкие минералы, не представляющие интереса.Но в данном случае «Юйту-2» взял пробы вблизи небольшого кратера. И, как предполагают исследователи, луноходом были взяты в качестве проб те породы, которые изначально входили в состав верхних слоев мантии Луны и были в свое время выброшены на поверхность в результате падения метеорита. А это значит, что если кора Луны насыщена лишь легкими минералами типа плагиоклазов, то ее недра могут представлять настоящую кладовую из самых разнообразных полезных ископаемых. А еще, что весьма немаловажно, там есть сотни миллионов тонн воды в виде льда, что не только во многом облегчит жизнедеятельность будущих колонистов Луны, но и позволит получать из нее воздух и даже ракетное топливо.
Другими словами, на Луне есть, что осваивать и за что бороться. Немудрено, что генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин предложил не так давно разместить на Луне российскую научную базу с лабораторией. Причем, планируется, что она будет построена именно там, где были обнаружены признаки полезных ископаемых, — на обратной стороне спутника Земли. По словам Дмитрия Олеговича: «Это уникальное место с точки зрения того, что там полный ноль индустриальных шумов. Это наилучшее место с точки зрения изучения дальнего космоса. Если делать научную базу, то ее нужно делать в самом тихом и укромном месте Луны». Напомним, что когда гендиректором «Роскосмоса» был предшественник Рогозина Игорь Комаров, между госкорпорацией и НАСА было заключено партнерское соглашение, согласно которому стороны договорились разработать окололунную станцию (Gateway) на паритетных началах. Однако, как сообщает международная пресса, очередной форум сторон, участвующих в создании лунной станции прошел без участия России. Причина проста: по мнению Рогозина, России не пристало участие в таком проекте в роли «пристяжной» лошади.
Тем более, что у нас есть своя, отечественная программа освоения Луны, рассчитанная на период с 2021-й по 2040 годы, в рамках которой также предусмотрено строительство научных астрофизических обсерваторий в полярных областях Луны в конце 2020-х — начале 2030 годов. Есть у нас и своя транспортная система для пилотируемых полетов на орбиту Луны. Научно-технический совет «Роскосмоса» еще в конце ноября прошлого года провел по этой тематике крупное совещание.
Интрига заключается в том, что за несколько часов до того, как Дмитрий Рогозин заявил о необходимости размещения российской научной базы на обратной стороне Луны, директор НАСА, а по совместительству американский конгрессмен Джим Брайденстайн выступил с неоднозначным заявлением.
Суть его заключается в том, что любое международное сотрудничество по исследованию Луны возможно только под руководством США. Вот так — ни много, ни мало. «Есть только одна страна, способная создать коалицию для обеспечения возвращения космонавтов на Луну. Это США. Именно такова наша цель… В этом заключается роль США в качестве лидера и великой страны», — безапелляционно заявил политик и главный американский космонавт. И добавил, что уже обсуждал этот вопрос с двадцатью главами национальных космических ведомств стран-участниц предстоящей коалиции на симпозиуме в Колорадо-Спрингс.
Вернуться на Луну американцы планируют не позднее, чем через пять лет, и на этот раз они сделают это, по словам Брайденстайна, чтобы там остаться надолго. Немаловажно, что главную свою задачу на Луне, судя по заявлению директора НАСА, американцы обозначили, как освоение лунных ресурсов. И для этого, добавил конгрессмен, необходимо «взаимодействовать с коммерческими и международными партнерами». Для полета к Луне американцы планируют задействовать сверхтяжелую ракету Falcon Heavy и ракетную ступень ICPS. Но уже сейчас НАСА форсирует разработку лунно-марсианской сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System), о чем еще в марте Брайденстайн сообщих вице-президенту США Майку Пенсу.
У нас же для этой цели традиционно предусмотрена ракета-носитель «Союз-2.1а». И если первый свой пилотируемый полет на Луну НАСА планирует организовать к 2024 году, то в планах у «Роскосмоса» сделать это в 2023 году. Понятно, что существует масса форс-мажорных ситуаций, так что планы и у американцев, и у нас могут меняться. Вот и посмотрим, кто будет первым на Луне в этот раз.
Свежие комментарии