Восемь стран, более трех миллиардов человек, территория в три четверти Евразии и мощнейшие оборонные возможности. Президент России Владимир Путин в интервью Медиакорпорации Китая назвал военный потенциал стран Шанхайской организации сотрудничества «колоссальной силой».
Глава государства подчеркнул, что эта мощь не направлена на противостояние с кем-либо, но способна обеспечить необходимые условия для всестороннего и многопланового сотрудничества не только на континенте, но и во всем мире. О суммарном военном потенциале ШОС и о том, может ли он сравниться с НАТО, — в материале РИА Новости.
Связаны географией
Сегодня сложно представить ситуацию, в которой странам Шанхайской организации сотрудничества пришлось бы объединить военные усилия против общего противника, и в особенности против НАТО.
Безусловно, ШОС не является военным блоком, как Североатлантический альянс. Страны-участницы не «скидываются» на общие оборонные нужды, не «подгоняют» оружие и боевую технику под единые стандарты, не обязуются вступать в войну с агрессором, если одно из государств-членов подвергнется нападению извне.
Вместе с тем беззубой организацию тоже не назовешь. Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия уделяют немало внимания вопросам общей безопасности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком.
Участники ШОС регулярно проводят двух- и многосторонние учения, обмениваются опытом участия в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, делятся разведданными. Военные всех восьми государств прошли через «Армейские игры» 2015–2017 годов, организованные Минобороны России, а этим летом в состязаниях примут участие команды из шести стран.
Ядерный паритет
Для сравнения суммарного военного потенциала стран ШОС и государств — членов НАТО использованы данные последнего доклада Международного института стратегических исследований (IISS) The Military Balance 2018. Он ежегодно обновляется и содержит подробные сведения о составе, особенностях и задачах вооруженных сил большинства стран мира. При подсчете во внимание принимались военные бюджеты, численность армий, наличие ядерного оружия, а также количество танков, артиллерии, авиации, кораблей и подводных лодок.
По последним данным, суммарный военный бюджет стран ШОС составляет 300–320 миллиардов долларов. По затратам на оборону лидирует КНР (175 миллиардов по официальной информации китайской стороны).
В вооруженных силах государств организации сегодня служит 5,1 миллиона человек. Самыми большими армиями обладают Китай (чуть больше двух миллионов военнослужащих), Индия (1,4 миллиона) и Россия (900 тысяч).
Пакистан занимает четвертое место — 654 тысячи военных под ружьем. Эти четыре государства входят в ядерный клуб. В их активе — 7320 боеголовок различной мощности, как развернутых на носителях, так и находящихся на хранении.
Вклад России в этот огромный арсенал — 6800 боеголовок. Военные возможности Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, конечно, гораздо скромнее — суммарно около 110 тысяч солдат и офицеров. Однако эти страны занимают ключевые позиции в Центральной Азии, и без их помощи было бы невозможно бороться с международным терроризмом и наркотрафиком.
Суммарный военный бюджет 29 государств — членов НАТО — около 946 миллиардов долларов и в ближайшие годы может перевалить за триллион. Первую скрипку в оборонных затратах играют США — 610 миллиардов.
Суммарная численность вооруженных сил стран альянса — 3,3 миллиона человек. Тройка лидеров — США (1,3 миллиона военнослужащих), Турция (500 тысяч) и Франция (203 тысячи).
Самые малочисленные армии у Латвии (5310 человек), Черногории (1950 человек) и Люксембурга (900 человек). У члена НАТО Исландии вооруженных сил нет вообще. Ядерным оружием в альянсе обладают США (6600 боеголовок), Франция (300 боеголовок) и Великобритания (215 боеголовок) — суммарно 7115 боеголовок.
То есть по ядерным возможностям у ШОС и НАТО наблюдается паритет. Североатлантический альянс может похвастать втрое большим оборонным бюджетом, однако серьезно уступает Шанхайской организации сотрудничества по численности вооруженных сил.
На земле, на море и в воздухе
Главная ударная сила сухопутных войск любого государства — танки. И уж чем-чем, а броней страны ШОС могут задавить любого. С учетом машин, находящихся на складах хранения в России и Китае, организация способна выкатить на поле боя аж 26 тысяч танков — против 15 тысяч у стран НАТО, включая резервы. При этом у восьми из 29 стран НАТО собственных танковых подразделений нет вообще.
«Боги войны» — тоже на стороне ШОС. На вооружении стран организации стоят 33 тысячи различных гаубиц, пушек, минометов и реактивных систем залпового огня.
С резервами показатели еще серьезнее: в одной только России на складах хранения числятся 22,5 тысячи единиц артиллерийского вооружения.
Впрочем, и НАТО в состоянии «зажечь». В армиях стран альянса числятся 25 тысяч орудий. Свои шесть минометов есть даже у Люксембурга.
Запад, безусловно, превосходит Восток по военно-морским возможностям — в основном благодаря мощным ВМС США.
Кораблей и подводных лодок во флотах стран НАТО — 2291 (включая суда обеспечения и корабли береговой охраны). По ракетным крейсерам и авианосцам превосходство у Североатлантического альянса абсолютное.
Во флотах стран ШОС на сегодняшний день 1558 кораблей и субмарин. Крупнейший подводный флот у США (68 лодок), России и Китая (по 62 лодки).
И наконец, государства НАТО располагают крупнейшей воздушной армадой. В составе ВВС стран альянса 20,5 тысячи самолетов, вертолетов и конвертопланов (включая военно-транспортную, разведывательную, морскую, специальную авиацию и учебные машины). На Военно-воздушные силы США приходится почти 14 тысяч летательных аппаратов.
ШОС, в свою очередь, может поднять в воздух около 11 тысяч самолетов и вертолетов, чуть больше половины которых имеют российскую и китайскую прописку.
Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества могла бы стать противовесом для НАТО в многополярной системе будущего. Военные возможности этих организаций в целом сопоставимы. Конечно, сегодня сложно представить, что ШОС когда-нибудь станет оборонным блоком. Но никто не знает, каким будет мир через несколько десятилетий.
Андрей Коц
Свежие комментарии