Повернуть на Запад или Восток — сложный выбор для украинского народа
Подводить какие-то итоги деятельности нового украинского лидера Владимира Зеленского еще рано, всего-то 50 дней с хвостиком пробыл в этой должности, если брать за точку отсчета 20 мая 2019 года, когда он стал действующим президентом, а заодно и верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.
Тем не менее, кое-что бывший шоумен в большой украинской политике уже успел сделать, хоть и кричат политики «незалежной», что Зеленский — это главная их ошибка. Из знаковых событий — побывал на линии разграничения в Донбассе. Повстречался в Германии с Ангелой Меркель, после чего старушку (немецкому канцлеру 64 года) аж затрясло, но это скорее состояние здоровья, чем волнение от общения с молодым человеком (Зеленскому 41 год). Ранее, до избрания, удосужился побеседовать во Франции с Эммануэлем Макроном. Добился отведения подразделений ВСУ в станице Луганской от линии огня. Заговорил о статусе русского языка в Донбассе. Получил недоверие от Верховной Рады, где его назвали «недостойно избранным».В общем, неплохое начало для начинающего политика — успел «помахать шашкой» за столь короткий срок. На самой Украине, тем не менее, так и не смогли пока понять, кого же они себе в итоге выбрали в качестве «главы нации». Одни ругают, другие хвалят, но большинство находятся в ожидании чего-то большего. Ведь хочется изобилия и благосостояния, вот так сразу и вдруг. Но это пока не случилось, в стране инфляция, безработица, низкий уровень благосостояния, в общем, украинцы всем недовольны и ждут от нового президента какого-то чуда. Неважно с какой стороны свалится «щастье», но именно Зеленский, за которого они проголосовали, должен его обеспечить.
— Нынешнее состояние украинского президента можно назвать «мятущимся», с большой долей неопределенности и недопонимания ситуации, — считает политолог Александр Зимовский. — Наследство досталось ему после правления Порошенко не самое простое, мягко скажем, запущенное, но с определенными векторами развития Украины. В первую очередь это связано с прозападными ориентирами в развитии страны. Неслучайно Зеленский в первую очередь поспешил отметиться с визитами в Европе, подтверждая тем самым курс на евроинтеграцию Украины. Был принят, но не обласкан. Тем не менее сумел заручиться некой поддержкой. В отличие от предшественника, денег не просил, обозначил лишь статусность, за которой кроется желание найти международную поддержку. Её пообещали, но не более того.
Еще сложнее Зеленскому будет выстраивать отношения с Москвой. Он грезит о встрече с Путиным, но не хочет ломаться пополам и становиться на колени перед могущественным сюзереном. Тут бы его совсем не поняли на самой Украине, которой в последние годы вливали в уши понятие о «стране-агрессоре», «оккупантах» и все такое прочее. Поэтому Зеленскому по определению нужно говорить об «освобождении» Донбасса, «возвращении» Крыма, то есть продолжать гнуть линию, заложенную еще Порошенко. При этом он понимает, что прожить Украине без России будет достаточно сложно. Тут еще нужно принять во внимание менталитет самого Владимира Александровича, который будучи уроженцем Кривого Рога в Днепропетровской области, по сути почти украинцем, достаточно долго прожил в России. И не просто прожил, но и осознал, что финансовые потоки могут пойти только оттуда. Европа, как и Запад в целом, достаточно прижимисты и прагматичны, скорее разуют, чем обуют, а Россия — щедрая душа. И помощь окажет при наличии лояльности.
На самой Украине сейчас все чаще говорят, что приход к власти Зеленского был очередным проектом Кремля. Ну, Трампу же тоже помогли выиграть выборы. Совсем не верное утверждение, если уж и предположить «руку Москвы» в украинских выборах, то ставка была бы сделана на, предположим, Медведчука, которого не без оснований называют главным переговорщиком с Россией. Зеленский выскочил как черт из табакерки — неожиданно для всех, на противовесе с обрыдлым и всем надоевшем Порошенко, не оправдавшем ничьих надежд. Можно предположить, как многие и полагают, что Зеленского двинул в президенты олигарх Коломойский, которому уж очень хотелось вернуть свой бизнес, те же «Приватбанк» и «Укрнафта». Он их, несомненно, получит, но вот его ставленник совсем неожиданно стал играть свою игру — может несколько наивную, но уже с вырисовывающимися контурами.
Вернемся к первым шагам на посту президента Украины Владимира Зеленского. Сразу видно, что он человек упрямый, но готовый пойти на компромисс. В очевидные заслуги поставим пусть и незначительный отвод подразделений ВСУ на Донбассе — это первый шаг к примирению. Заговорил о статусе русского языка в Донбассе, за что подвергся резкой критике со стороны депутатов, которые сами в совершенстве владеют «великим и могучим». Немного, конечно, но для первых пятидесяти дней достаточно оптимистично. Тут можно прибавить и такой факт, что Киевский суд осмелился отменить решение Киевского горсовета о переименовании улиц столицы, которые получили имена в честь националистических лидеров Бандеры и Шухевича. Сам Зеленский крайне негативно отозвался о вандальном сносе памятника маршалу Жукову в Харькове.
Впрочем, не стоит обольщаться, что Зеленский изменит Украину в одночасье. Это достаточно долгий процесс, в котором кроется и противостояние между западной и восточной частью страны, которые на протяжении длительного времени были и остаются антагонистами. Страна как бы застыла в выборе своего пути — хочется и туда, и туда. Европа манит, Россия ближе. Похоже, что и сам новый президент стоит на этом распутье, боясь качнуть маятник истории страны в какую-то сторону.
«Нехай буде краще», — говорят на Украине. «Пусть будет лучше». Пусть будет.
Свежие комментарии