На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 745 подписчиков

Свежие комментарии

Старики-работники: В какие еще игры правительство сыграет с пенсионерами

Царьград разбирается, как меняется пенсионный возраст и сколько платят вышедшим на заслуженный отдых в странах бывшего Советского Союза

После распада СССР пенсионные системы бывших союзных республик развивались по-своему, и реформы эти не были простыми. Спустя почти 30 лет выплаты оказались очень разными.

К чему пришли республики и ряд стран Восточной Европы?

Как неоднократно на различных международных форумах говорил президент России Владимир Путин, развал СССР вместе с изменением общественного строя и политической системы принёс с собой небывалые трудности для русского народа и русского мира. В одночасье жители одной большой страны оказались гражданами разных стран. Эти молодые государства во многом начинали с нуля реформы своей экономической системы, социальной сферы, промышленности.

Не стала исключением для бывших союзных республик и пенсионная система, которую срочно требовалось перезапустить в рамках новой национальной валюты и вообще новой, уже самостоятельной рыночной экономики, которая, впрочем, оставалась во многом зависимой от Москвы.

За без малого 30 лет страны СНГ, как и другие союзные республики, прошли путь формирования совершенно новых экономических реалий. Систему государственного социального обеспечения было необходимо менять на институты обязательного и добровольного пенсионного страхования, и страны с разной степенью успеха прошли и всё ещё проходят через этот процесс.

Благополучные и не очень

Несмотря на разность постсоветских государств, с точки зрения реформ пенсионного обеспечения перед ними встали общие задачи. Как уже говорилось, были они непростыми. Начиная с того, что теперь каждая небольшая по трудовым ресурсам республика должна была рассчитывать только на свои силы и своё население. Добившись при этом долгосрочного финансирования пенсионной системы на фоне перехода экономики на рыночные рельсы и укрепления тенденций к старению населения. Советская патерналистская идеология финансирования за счёт фондов потребления больше не работала.

Ключевым моментом стало то, что у республик не было социальных и экономических предпосылок для решения этих задач. В конечном итоге страны пошли по двум разным путям.

Первый предполагал оставить в покое существующую систему, которая базируется на солидарных принципах распределения финансов между поколениями работающих пенсионеров. По этому пути пошли Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан.

Второй путь – масштабные изменения пенсионной системы для введения индивидуального учёта пенсионных прав, создания механизмов накопительных пенсий и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Этот путь избрали Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина, и Грузия (с 2019 года).

Самое главное, что можно сказать о пенсионных  реформах в бывших союзных республиках, – многие страны так или иначе повысили или повышают пенсионный возраст. В Белоруссии, например, этот процесс идёт с 2017 года, возраст выхода на пенсию для мужчин повышается поэтапно с 60 до 63 лет, для женщин – с 55 до 58 лет. Достижение планки должно произойти к 2022 году.

В Казахстане идёт увеличение пенсионного возраста для женщин. С 1 января 2019 года он составляет 59 лет, к 2027 году достигнет 63 лет. В Молдавии также поднимают возраст женщин для выхода на пенсию – с нынешних 58 лет к 1 июля 2028 он должен достичь 63 лет. Узбекистан повышает пенсионный возраст для мужчин с 60 лет поэтапно до 63 лет к 2022 году, для женщин к тому же сроку с 55 до 58 лет.

Что касается размера пенсий, то от страны к стране он существенно разнится. Чехия, Словакия, Латвия, Эстония смогли быстро встроить свою экономику в европейское пространство и к настоящему моменту добились приемлемых пенсионных гарантий для граждан.

По данным ОЭСР, в Чехии при пенсионном возрасте в 65 лет для мужчин и женщин выплаты достигают 480 долларов (более 31 тыс. рублей). В Эстонии (возраст для мужчин и женщин – 65 лет) средняя пенсия равняется примерно 470 долларам (более 30 тыс. рублей). В Словакии пенсионный возраст для мужчин и женщин ниже (62 года), а средняя пенсия составляет 440 долларов (28,5 тыс. рублей). Немного хуже дела обстоят в Латвии (возраст 62 года и 9 месяцев для мужчин и женщин), где средняя пенсия составляет 350 долларов (около 22,7 тыс. рублей). В Литве (возраст единый для всех – 65 лет) – 300 долларов (более 19 тыс. рублей).

Самые маленькие пенсии в Белоруссии, Молдавии и на Украине. Белорусы получают примерно 150 долларов (9,7 тыс. рублей), молдаване – 140 долларов (9 тыс. рублей), а вот украинские пенсионеры – всего 100 долларов (6,4 тыс. рублей). В России в 2019 году средний размер пенсии немного вырос и достиг 14 128 рублей, или почти 220 долларов.

Про нынешнюю пенсионную реформу в нашей стране сказано уже достаточно много. Для понимания сути реформ в постсоветском пространстве стоит посмотреть, как подобные изменения производились у ближайших соседей.

Белоруссия

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2016 году подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Согласно этому документу, каждый год с января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии увеличивается на 6 месяцев. К началу 2022 года он составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин.

Нынешняя система в Белоруссии – солидарная (или распределительная). Работники и наниматели отчисляют в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) взносы: для работающих это 1% от зарплаты. Из фонда выплачиваются пенсии и пособия. На размер пенсии влияет стаж, период оплаты в ФСЗН и непосредственно размер зарплаты. В Белоруссии официально нет накопительных пенсий, однако трудящийся может делать добровольные взносы в страховые компании.

Украина

На Украине пенсионную систему начало лихорадить ещё в 2011 году. Тогда правительство приняло решение о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин: за 10 лет он должен вырасти с 55 до 60 лет.

Правительство Украины ещё при Николае Азарове несколько раз переносило рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста для того, чтобы договориться с союзниками в Раде, а также провести информационную кампанию.

В 2017 году старт реформе дал бывший президент Пётр Порошенко, и все изменения на самом деле привели лишь к ухудшению положения украинских пенсионеров, а также оказались обманом населения. Так, по данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018 года средняя пенсия в стране составила 2562 гривны, или примерно 100 долларов.

Власти пообещали в 2019 году сделать прибавки и увеличить пенсию до 2585 гривен, то есть буквально на 200 российских рублей. ООН и другие международные организации в своих исследованиях отмечали, что большинство пенсионеров на Украине живут за чертой бедности.

Однако обман состоял в следующем. Минимальную пенсию (1452 гривны, или 3,7 тыс. рублей) на Украине до реформы можно было получить после 15 лет трудового стажа. Реформой минимальный стаж был увеличен до 25 лет, а через 10 лет составит 35 лет. Специалисты назвали этот метод «скрытым повышением пенсионного возраста».

По правилам, если украинец не может предъявить необходимого стажа для получения минимальной пенсии, то ему назначается пособие в размере всего 30% от минимальной пенсии, то есть сейчас это 1 тыс. рублей.

Специалисты ожидают, что население Украины через 10 лет массово будет переходить в категорию лиц, не претендующих на какую-либо пенсию вообще. Ведь с 1990-х годов далеко не все граждане могут предъявить 35-летний стаж работы, так как трудовая миграция в Россию и другие страны (сейчас один из лидеров – Польша) не будет учитываться. При этом понятно, что масштабы трудовой миграции из Украины огромны. Так украинцы рискуют остаться без пенсий, которые являются одними из самых маленьких на постсоветском пространстве.

Грузия

В Грузии пенсионная реформа началась 1 января 2019 года. Изменились правила формирования пенсий и отчислений в фонд в процентах, появилась накопительная система. До этого в стране была только базовая пенсия, которая вообще не зависела от стажа и чего бы то ни было. Примечательно, что по новой схеме выплат ещё никто не получил, а вот первые накопительные отчисления с людей государство уже собрало.

По новым правилам, каждому гражданину Грузии открывают персональный счёт. Он перечисляет туда 2% от своей зарплаты, ещё 2% добавляет работодатель. Свою долю может внести и государство: 2%, если годовой доход получателя составит менее 24 тыс. лари (521,3 тыс. рублей) и 1%, если гражданин за год заработал менее 60 тыс. лари (1,3 млн рублей).

В 2019 году в Грузии размер пенсии составил очень и очень скромные 200 лари, или всего 67 долларов (4,3 тыс. рублей). При этом ранее пенсия составляла 180 лари. В Грузии мужчины выходят  на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60 лет.

В чём же проблема?

Как рассказал Царьграду руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов, проблемы с пенсионными системами бывших союзных республик производны от состояния их экономик и того выбора, который эти страны сделали в последнее десятилетие XX века.

Это прямое следствие их отказа быть частью Российской Федерации. Это прямое следствие действий, которые были произведены не только властями, но и обществом в конце 1980-х и начале 1990-х. Они думали, что вместе с распадом Советского Союза они сбросили с себя издержки, что им больше не приходится кормить Россию. А на самом деле всё наоборот. На самом деле они понесли большие потери, их экономики оказались маленькими, и они не смогли развиваться так, как развивался российский капитализм, и не смогли стать самостоятельными центрами,

– сказал он.

По мнению Колташова, особенно это касается Украины, которая имела наилучшие стартовые позиции, так как была страной с экономикой Франции, хорошим запасом ресурсов и качеством рабочей силы в тот момент, однако всё вышло иначе. Низкие пенсии – следствие этого.

 «Разрыв с Россией привёл к экономическим проблемам, и чем более антироссийской была политика, тем сильнее была экономическая деградация Украины. Власти как Украины, так и других стран при этом проводили политику демонтажа социальной системы и либеральные реформы, которые выглядели очень органично на фоне разрушающихся сложных производств в этих странах. И если они не начнут движение в противоположном направлении, то это путь к громадной социально-экономической катастрофе, и Украина тут лидирует», – отметил эксперт.

На Кавказе, по его словам, ситуация тоже тяжёлая. И проблемы с пенсионной системой – прямое следствие упадка городов и производств.

Пенсии появляются там, где появляется сложная экономика, которая поддерживает сложные семьи с их непростым воспроизводством, когда воспроизводится не количество рабочих, а качество, когда не десять детей в семье, а один специалист в роду. Один-два-три ребёнка, которые получают хорошее образование и специальности, будут очень полезны экономике,

– сказал Колташов.

По мнению доктора экономических наук, профессора Института экономики РАН Олега Сухарева, проблема с социальной сферой в странах бывшего СССР состоит в проведении реформ по указке извне, а также для наполнения бюджета.

 «Когда реформа проводится, исходя из своей бюджетной необходимости или под чью-то диктовку, то эта реформа ни к чему не может привести. То есть она и не направлена на то, чтобы людям сделать лучше. Она выполняет функцию ширмы, профанации, прикрытия с целью скрыть манипуляции с бюджетом. Если распределительная логика главенствует над логикой наращивания дохода, то страна так и будет ковыряться в фарватере распределения и перераспределения. Пенсия, так или иначе, это часть дохода», – сказал он.

При этом союзные республики меньше, чем Россия, и не располагают обширным ресурсным, людским и интеллектуальным потенциалами, отметил Сухарев. Проблема также состоит в том, что Россия упустила те моменты, когда могла политически повлиять на республики, и теперь социальные проблемы в них сосуществуют вместе с антироссийскими настроениями.

В целом, эксперты сошлись во мнении, что пространство бывшего СССР не смогло выйти из кризиса, а власти республик сами сотворили то, из чего пытаются выбраться при помощи пенсионных и иных реформ.

Данный анализ нельзя назвать исчерпывающим, однако очевидно, что пенсионеры в странах-соседях России живут плохо. Исключением могут являться лишь страны Восточной Европы, предлагающие своим гражданам небольшие, но хотя бы не нищие пенсии.

Очевидно также и то, что если антироссийски настроенные бывшие союзные республики не изменят свой политический вектор, то их экономики без исторического взаимодействия с Москвой не справятся с задачей повышения социальных гарантий гражданам. Более того, это способно привести к социальному взрыву, выход из которого будет очень болезненным.

Автор:
Кучер Егор

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх