На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 748 подписчиков

Свежие комментарии

Ещё раз о Стокгольмском арбитраже

Итак, «Газпром» объявил, что разрывает транзитный контракт с «Нафтогазом», а также контракт о поставках, из-за явно дискриминационного решения Стокгольмского арбитража. Мне бы не хотелось думать, что Алексей Миллер просто поддался эмоциям, надеюсь, принятое решение взвешенное и просчитанное

Его эмоции мне понятны.

В контракте действительно указано, что «Газпром» должен прокачивать через Украину не менее 110 млрд кубометров ежегодно. Но арбитры странным образом проигнорировали, что в том же контракте есть и другие условия:

3.2. В случае если стороны не заключили до начала соответствующего контрактного года дополнения, то объем транзита газа, который должен быть обеспечен в таком году, будет определяться, исходя из суммарных обязательств по поставке минимальных количеств газа по контрактам ООО «Газпром экспорт» с европейскими потребителями, получающими газ, проходящий по газотранспортной системе Украины. В этом случае минимальные годовые обязательства по контрактам ООО «Газпром экспорт» должны быть подтверждены аудитором.

Совершенно очевидно, что принцип «качай или плати» в транзитном договоре применяться не может. Однако шведские судьи решили иначе.

Некоторые эксперты высказали предположение, что наш монополист будет обжаловать вердикт. Но вряд ли это возможно — в обоих контрактах специально указано: «Арбитражное решение будет окончательным и обязательным для обеих сторон». Обжалование в таких ситуациях может быть только по процедуре. Например, если бы Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма не имел права рассматривать иски. А он имел.

Но и мириться с очевидно неправосудным решением, разумеется, нельзя. Арбитры могли бы взять с потолка любую сумму штрафа, хоть триллион. Я вообще не понимаю, почему они остановились в своих фантазиях.

Петр Порошенко уже сообщил, что кризис, связанный с непоставками российского газа, преодолен.

Цена, по которой мы должны были получать газ от «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража составляла 238,55 долл. за тыс. куб. м. Спотовая цена, то есть та цена, если сейчас выходить и покупать на рынке, составляет от 250-300 до 500 долл. за тыс. куб. м. Это те убытки, которые понесла Украина. Уже даны соответствующие инструкции — все эти убытки (а юристы НАК «Нафтогаз Украины» готовят обращение) будут компенсированы поставщиком газа российским «Газпромом».

Вскоре стало известно, что газ на Украину будет поставлять польская компания PGNiG. Ее замруководителя Мацей Возняк с плохо скрываемым воодушевлением заявил:

При условии бесперебойной работы газопроводов в Украине и благоприятных условий транзакции, возможны поставки газа в Украину в течение года»

Его радость понять можно: спотовая цена Центрально-европейском газовом хабе в Баумгартене, на которую ориентируются продавцы, к выходным подскочила до 747 долларов за тысячу кубометров — втрое дороже газпромовского газа. Но это проблема Украины — если ей такой газ по карману, пусть платит.

Наша проблема, на мой взгляд, связана с западным правосудием.

Еще по ситуации с Джулианом Ассанжем стало очевидно, что оно весьма своеобразно и в необходимых случаях используется как инструмент для решения тех или иных щекотливых проблем. По всей вероятности, в 2010 году Стокгольм выполнил поручение Вашингтона о возбуждении уголовного дела против возмутителя спокойствия, а Лондон, где он в то время находился, послушно и быстро вынес вердикт о его экстрадиции в Швецию. Поэтому владелец Wikileaks укрылся в посольстве Эквадора, где ему было предоставлено политическое убежище. На его территории он живет уже семь лет.

Мне кажется, в данном случае мы столкнулись с той же согласованной схемой. На сегодняшний день шведы наказали нас на 2,56 млрд долларов, а англичане накажут Украину на 3 млрд долларов. В итоге Россия окажется в маленьком плюсе.

Но возмущение Алексея Миллера (да и мое, конечно, тоже) связано не с этими копейками.

Судебное решение изменило саму суть транзитного контракта и принуждает нас прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа ежегодно. То есть, американцы (а за всеми готовящимися и уже вынесенными вердиктами стоят, несомненно, именно они) пытаются таким образом похоронить главную угрозу полной энергонезависимости Европы — Северный поток – 2. Ибо если мы не будем прокачивать через Украину 110 млрд кубометров, то в ближайшие два года налетим на крупные штрафы.

Обидно? Безусловно. США пытаются повесить нам на шею содержание своей подшефной, используя для этого самые неожиданные рычаги своего влияния. В том числе дискредитируя хваленую европейскую судебную систему.

Удастся ли нам увернуться от этой обузы так быстро, как того хочет «Газпром», непонятно. Оба контракта истекают 31 декабря 2019 года — еще почти два года мучений.

В общем, или терпеть, или платить штрафы. Если, конечно, газпромовские юристы не придумали некий третий вариант.

Честно говоря, даже если они ничего толкового не придумали, я выбираю штрафы. Какими бы большими они ни оказались.

А вы?

Павел Шипилин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх