Сегодня часто говорят о кризисе ялтинской мировой системы, но зачастую путают ее с хельсинской. Уж слишком сильно мы привыкли к ежегодно повторяющимся саммитам ПАСЕ и всяких прочих комитетов международной дружбы. Кажется, что так было всегда. По крайней мере, после окончания Второй мировой. Хотя на самом деле эти Советы Европы и менее политические, но не менее международные, и одно время даже весьма влиятельные организации, вроде ЮНЕСКО, возникли как раз после Карибского кризиса.
Внезапно оказалось, что ялтинский формат основан только на ядерной дубинке, а она решающим козырем больше не является. Тогда-то и начались игры в международное разоружение и расширение всяких неофициальных форматов "дружбы" с разного рода неполитическим, но чрезвычайно важным сотрудничеством, типа сохранения всемирного культурного наследия.В тот момент, оказавшись буквально в миллиметре от всеобщего ядерного уничтожения, этот путь казалось чрезвычайно удачным. Он позволял "добрым людям всей Земли" общаться между собой параллельно сложным официальным протоколам. Всякие там театры, балеты, музыка, книги, картины, памятники архитектуры, археологические артефакты и многое другое как бы выносились за рамки глупой политической возни в "у кого конец длиннее". Был момент, когда в искренность этого процесса почти поверили даже завзятые циники. Может и вправду расширение и укрепление разного рода культурных связей способно сделать мир ближе, открытее и, в конечном итоге привести к стиранию государственных границ?
Но именно что почти, так как при всей международной открытости и аполитичности, как-то так постоянно выходило, что критерии, что к мировому культурному наследию относить, а что нет, определяли почему-то совсем не мы. К примеру, из всего объема "российской" части мирового культурного наследия, почти все относится к временам дореволюционным. Классика литературы? Толстой. Пушкин. Еще этот, как его, со сложной для англоязычного уха фамилией - Достоевский. Плюс конечно же балет "Лебединое озеро" и плавные хороводы стройных девушек в кокошниках под балалайку. На этом все. Такое впечатление, что после октября 1917 года никаких культурных достижений, достойных включения в анналы мирового наследия, у нас не создавалось. Вот в США, Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии и даже крошечном Монако люди великое творили, а русские (под которыми подразумевались вообще все "за Железным занавесом", без деления на какие-то другие народы, нации или национальности), в свободное от производства автоматов Калашникова время, только пили "русскую водку" и раскрашивали матрешек.
Впрочем, циников было немного. Остальные радостно верили в сказки, совершенно игнорируя множащиеся признаки иностранной культурной экспансии. Как-то тихо и не очень на первый взгляд заметно, все формы системы образования стали заменяться единой "болонской". За последнюю четверть века в области литературы и музыки 95% "мирового наследия" оказалось американским. С живописью картина несколько более пестрая, доля европейцев заметно выше, но почему-то китайцы, индусы, малайцы, русские, украинцы, белорусы, таджики, иранцы, и великое множество других наций и народностей по прежнему демонстрируют прогрессирующее отставание в создании чего-либо, достойного занесения в общее культурное наследие планеты. Тогда как Голливуд, не смотря на явное падение уровня культурного качества своей продукции, туда что-то заносит буквально ежегодно.
Так вот, в действительности все эти "неофициальные форматы", от ЮНЕСКО до всяких там "врачей без границ", преследовали лишь одну цель - продолжение западной культурной экспансии, что называется, не мытьем так катанием. Тихо и незаметно, все, кто попадал в орбиту деятельности подобных организаций, исподволь заражались западничеством и при всех разговорах о тотальной аполитичности той же культуры, они становились проводниками именно западного ее варианта. Как говорится, со всеми вытекающими, включая моду на альтернативное искусство и концентрацию в нем лиц, так сказать, альтернативой ориентации.
Не удивительно, что пока экспансия развивалась успешно, коллективный Запад, во главе с США, выступал за всемерное расширение "культурных контактов" и прочих "международных встреч". А любые попытки этот мутный вал не то что ограничить, а хотя бы как-то упорядочить, яростно клеймились как злостный и антинародный тоталитаризм, несущий угрозу всему культурному Человечеству.
И тут вдруг США официально уведомляют руководство ЮНЕСКО о полном выходе Соединенных Штатов из организации с 31 декабря 2018 года. Основание, как заявил их Госдепартамент, сводится к "в связи с задолженностями в ЮНЕСКО, необходимостью фундаментальной реформы организации и продолжающейся предвзятой антиизраильской позицией в ЮНЕСКО". Вот так вот, внезапно, ни с того ни с сего?
Послушать Госдеп, итог выглядит как результат иссякания американского терпения массовой финансовой недисциплинированностью других стран-участниц. И она имеет место быть. Сегодня, из-за несвоевременности и неполноты перечисления членских взносов, дефицит бюджета Организации превышает 15%. Правда, тут следует вспомнить, что сам ее бюджет штука очень запутанная и на взносы она живет всего на половину. К примеру регулярный бюджет ЮНЕСКО на 2010—2011 годы составил 653 млн долларов США, в то время как сумма внебюджетных ассигнований достигла 462,75 млн. Основными государствами-донорами являются США (22 %), Япония (12,531 %), Германия (8,019 %), Великобритания (6,605 %), Франция (6,124 %). Но куда интереснее другое. С 1 ноября 2011 года членские взносы в бюджет ЮНЕСКО не платят и сами США. Официальная причина - несогласие Вашингтона с принятием в состав ЮНЕСКО Палестинской автономии. США решили уйти потому что им самим окончательно надоело НЕ платить в бюджет ЮНЕСКО по 80 млн. долларов членских взносов в год? Или речь все же в том, что ответной реакцией самой ЮНЕСКО стало лишение США права голоса в ней?
Лично мне кажется, что дело вовсе не в тех миллионах, тем более, что они для бюджета США еще и прямо экономятся. Дело в другом. «Мы не сможем сохранить прежнее влияние», - заявил в связи с лишением США права голоса в ЮНЕСКО полномочный представитель Филлис Маграб. Ларчик открывается просто. Пока западная, прежде всего американская, культурная экспансия развивалась успешно, США нуждались в максимальном расширении аудитории всяких подобных "неполитических организаций" и снятия всяческих границ их деятельности. Это позволяло, к примеру, финансировать программы по исследованию Холокоста в разных странах, почему-то всегда сопряженных с нахождением все новых виновников в нем. Причем, чаще всего в тех странах, которые одновременно являются экономическими и геополитическими противниками США. И конечно же как-то так получалось, что найденные виновные должны были не только просто каяться, но еще и за это платить. Буквально. Деньгами. Правда, обычно не напрямую. Просто каждый раз, когда кому-то требовалось "очень прозрачно намекнуть", какое решение было бы предпочтительным для США, местные "исследователи Холокоста" внезапно откапывали какой-нибудь обвиняющий скандал. Очень удобно, так как на любые вопросы можно было делать "морду кирпичом" и с ясными честными глазами заявлять об абсолютной случайности любых совпадений. И конечно же огромной важности развития мировой культуры.
Но палка, как в очередной раз выяснилось, имеет два конца. Постепенно выяснилось, что кроме таких вот "исследований", Соединенным Штатам миру просто нечего предложить. А просто так продолжать играть по вашингтонским правилам им уже не интересно. В то время как сами США уже давно занимались откровенным продавливанием исключительно собственных интересов.
В частности, на Ближнем Востоке одним из их базовых воплощений на протяжении более полувека является Израиль. А для Израиля вопрос палестинских территорий не просто болезненный, он прямо стратегический. Если смотреть на территорию страны в границах резолюции ООН 1947 года, то местами ее ширина составляет менее полусотни километров. Страну в такой конфигурации решительно невозможно оборонять не то что против регулярных армий, но даже против любых повстанческих формирований. Не говоря уже о том, что в случае конфликта с соседями, 3/4 территории Израиля оказывается в зоне досягаемости практически всех видов ракетной и большинства ствольной артиллерии калибром даже менее 100 миллиметров. Так что с "оккупированных территорий" он просто так не уйдет. Хорошо это или плохо - вопрос отдельный. Главное, что пока палестинцы ассоциировались только с террористами, Тель-Авиву отстаивать свою позицию удавалось достаточно успешно. Оккупировать чужие земли как бы действительно не очень хорошо, но с другой стороны, их отдавать кому, вот этим?
А тут "вдруг" "эти" постепенно превратились в Автономию, еще не признанную в качестве полноправного государства, но постепенно обрастающую все новыми и новыми внешними его атрибутами. Ее, на правах, как у всех прочих официальных (!) государств, приняли в ЮНЕСКО! Израиль потребовал от США использовать их влияние для блокирования этого решения. Вашингтон попробовал нажать на все доступные закулисные кнопки и... ничего не добился. Абсолютно ничего. "Вы же сами всех убеждали, что культурное наследие стоит вне политики". Вашингтон попытался шантажировать в привычном для себя ключе - деньгами. Что-то вроде "Боливар не вынесет двоих". Или Автономия или США! ЮНЕСКО "выбрала" Автономию. Вашингтон выложил последний козырь - перестал платить взносы. Как-никак, 22% бюджета Организации, если вместе с добровольными пожертвованиями считать. Хотя формально речь шла только об официальных перечислениях из бюджета США, которые составляли на порядок меньшую сумму. Но по мнению вашингтонских технократов ЮНЕСКО должно было испугаться и этого. А оно не испугалось. Нет денег - нет права голоса. Вернем его когда принесете из кассы квиток о погашении задолженности по взносам.
И вот эпопея, длившаяся почти шесть лет, наконец, закончилась. Полным поражением США. Точнее, поражение они потерпели еще в 2011м, но теперь тайное окончательно стало явным. Американская культурная экспансия закончилась. Началось ее ускоряющееся отступление, предотвратить которое в рамках ими же самими созданных международных механизмов США уже не в силах. Единственный способ - начать от них публично отделяться. Пока это кажется вполне уместным шагом. Да и вообще, имея доминирование во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде, имея "самую сильную на планете армию и самый могучий военно-морской флот", зачем Америке какая-то там ЮНЕСКО? Свое культурное наследие США вполне в состоянии сохранять самостоятельно, а чужое ее проблемой не является. Но по сути официальный уход США и ЮНЕСКО означает критическую утрату влияния в самими же США созданных геополитических механизмах. Утрату, масштабы которой больше невозможно скрывать. А так как мир не терпит пустоты, место бывшего лидера занимается его прямыми геополитическими конкурентами. Не обязательно только одной Россией. Серьезное влияние по прежнему имеет Европа, набирают Китай и Индия. Но главное в другом. США из гегемона все более явно сползают в самые обычные рядовые региональные державы. Конечно, до дна там еще далеко, но официальный выход США и ЮНЕСКО наглядно подтверждает, что вектор движения направлен точно туда.
И, кстати, Израиль заявил, что намерен покинуть ЮНЕСКО тоже...
Александр Запольскис
Свежие комментарии