На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 757 подписчиков

Свежие комментарии

Билль об ответственности Китая

Сенатор Том Коттон и член Палаты Представителей Дэн Крэншоу внесли в обе палаты Конгресса билль, который в случае принятия позволит гражданам США и американским юридическим лицам подавать в суд на Китайскую коммунистическую партию за ущерб (смерти, материальный ущерб и т.д.), причиненный «китайским» вирусом COVID-19

Ранее такие иски были запрещены в соответствии с Актом об иностранном суверенном иммунитете. Согласно ему, американские суды не могут принимать к рассмотрению иски в отношении других стран и их госорганов от граждан США и юрлиц, зарегистрированных в Соединенных Штатах. Акт был принят в 1976 году, однако в судах изложенный в нем принцип прецедентно применялся аж с 1812 года.

Но из Акта об иностранном иммунитете есть исключения. Эти исключения появляются в результате принятия Конгрессом соответствующих биллей. Последнее из таких исключений было сделано в 2016 году для Саудовской Аравии. Тогда обе палаты Конгресса почти единогласно постановили, что гражданам США позволено подавать иски в отношении королевства в связи с его причастностью к терактам 11 сентября 2001 года. Барак Обама тогда наложил на билль вето, которое было легко преодолено Конгрессом.

И вот, видимо, настала очередь Китая. Точнее, китайской компартии. Чтобы не создавать «заторы» в судах, авторы законопроекта предложили рассматривать иски к КПК в четырех судах федеральной юрисдикции и одном апелляционном суде, которые для этого будут соответствующим образом усилены.

Теперь любопытно, как будут голосовать демократы в обеих палатах. (Поскольку Трамп вряд ли наложит вето на этот билль, достаточно собрать простое большинство).

Ясно, что будут технические претензии (почему именно эти суды, как определить степень ответственности именно КПК, как обеспечить представительство стороны ответчика и т.п.). Будут и соображения идеологического характера — «Дональд Трамп специально делает это, чтобы отвлечь внимание американцев от собственной неспособности управлять страной в период кризиса».

Но не поставить билль на голосование и/или не проголосовать за него будет сложно, поскольку немедленно повлечет за собой обвинения в прокитайской ангажированности. Собственно, успех антисаудовского билля основывался именно на нежелании конгрессменов выглядеть агентами саудитов.

Отдельный вопрос, конечно, это правоприменение. Например, можно ли будет обращать судебное взыскание на компании, руководителями которых являются (а там почти все являются) «высокопоставленные деятели компартии Китая»? Или всё дело сведется к накоплению «долга» за КНР? Так или иначе, но государству будет крайне сложно исполнить те решения судов, которые вынесут вердикт в пользу истцов.

Это тот самый случай, когда сам законопроект куда менее важен, чем его обсуждение в Конгрессе и СМИ. О пострадавших в результате пандемии все скоро забудут, в вот спор Пекина и Вашингтона о том, кто молодец, а кто наоборот, фундаментален.

Дмитрий Дробницкий

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх