На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 749 подписчиков

Свежие комментарии

Немецкая экономика может разрушить ЕС

Немецкая экономика вытащила Европу из последнего кризиса и в немалой степени способствует восстановлению экономики еврозоны в целом. Однако все больше экономистов и политиков опасаются, что успешная экономика Германии может в конечном счете привести объединенную Европу не к процветанию, а к распаду

Через три года Евросоюз будет отмечать семидесятилетие своего существования. В 1951 году шесть европейских стран: Бельгия, ФРГ, Голландия, Люксембург, Франция и Италия учредили Европейское объединение угля и стали. Через шесть лет к нему добавились Европейское экономическое сообщество (Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

Эти три сообщества были преобразованы в 1992 г. в Евросоюз (ЕС). За семь лет до подписания Маастрихстского договора, положившего начало ЕС, было подписано Шенгенское соглашение, которое упразднило внутренние границы в Европе.

Все без малого семь десятилетий существования объединенной Европы ее главным действующим лицом была ФРГ, быстро восстановившая экономическую мощь. Лидерство Германии в сфере экономики закрепило введение в 1999 году единой европейской валюты – евро. Без особого риска ошибиться можно сказать, что последние пару десятилетий Германия была первой экономикой Европы и исправно, пусть и с разной скоростью тащила за собой европейский состав, сейчас состоящий, не считая немецкого локомотива, из 27 европейских вагонов.

«Немецкая экономика» и «успех» уже так давно стоят рядом, что считаются многими само собой разумеющимися. Точно также «приклеились» к четвертой экономике планеты и слова «сверхуспешный экспорт». Достаточно сказать, что у Германии крупнейшее в мире положительное сальдо торгового баланса – 287 млрд долларов.

Между «сильный Евросоюз» и «мощная немецкая экономика» уже давно стоит знак равенства. В Берлине и в Брюсселе автоматически считают, процветающая Германия является обязательным условием для процветания остальной Европы. Однако в последние годы все больше экономистов считают немецкую экономику своего рода «черным лебедем», который может привести к распаду объединенной Европы. Никто не подсчитывал вероятность такого сценария и не определял дату общеевропейского апокалипсиса, но она, может быть не так уж и далеко. Положительное сальдо в торговле Берлина вызывает у большинства европейских партнеров раздражение, потому что обогащает немцев за счет остальных европейцев. Статус первой экономики дает Берлину возможность диктовать свои условия остальной Европе. Особенно это относится к внутренней политике ЕС, начиная от миграционной политики и заканчивая политикой жесткой экономии, навязанной ФРГ многим европейским государствам.

Негативное отношение к Германии – общепризнанный факт, который признают даже немецкие политики.

«Германия – четвертая экономика мира,- объясняет член Европарламента от ФРГ Фабио де Мази сайту Debating Europe.- Германия обладает огромным политическим и экономическим весом в Евросоюзе в немалой степени благодаря тому, что разница между немецким экспортом и импортом постоянно увеличивается. Профицит означает, что у торговых партнеров ФРГ растут долги. Это приводит к тому, что Германия стала единственной страной, которая обладает достаточно сильными финансами для спасения наиболее крупных должников в еврозоне. Только на самом деле это спасение не стран, а банков. В общем итоге все это приводит к тому, что Германия все чаще диктует свою волю еврозоне…»

Экономическое доминирование ФРГ в Европе приводит к многочисленным напряжениям. Недовольство на местах продолжает накапливаться и в любой момент может привести к взрыву по отношению не только к Брюсселю, формально возглавляющему объединенную Европу, но и к Берлину, который уже не первый год фактически стоит у руля ЕС.

Ближе всего к критической точке, по мнению аналитика Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Себастьяна Далльена, сейчас находится Чехия, где, к примеру, рабочие на автозаводе Volkswagen зарабатывают в три раза меньше своих немецких коллег в Вольфсбурге. Чехи считают, что своим высоким уровнем жизни немцы обязаны им.

«Это ощущение европейцев второго сорта, когда разговор заходит о зарплатах,- уверен Далльен,- имеет далеко идущие последствия в разных областях».

Наиболее заметны последствия в миграционном вопросе, который и сейчас сохраняет остроту и актуальность. Об этом говорят высокие результаты сторонников жесткой миграционной политики и националистов на выборах в большинстве европейских стран. Достаточно вспомнить Венгрию, опоясывающуюся колючей проволокой, и Францию, вновь открывающую на границах пропускные пункты. В немалой степени недовольством мигрантами, пусть и трудовыми, объясняется и победа евроскептиков на референдуме о членстве Великобритании в Евросоюзе.

По худшему сценарию, считает Ozy, первыми Евросоюз могут покинуть Венгрия и Австрия. Это неминуемо приведет к резкому усилению давления на евро и возвращению национальных валют. Падение евро приведет к массовому оттоку капиталов из европейской экономики, которой, конечно, придется забыть о полном восстановлении от кризиса. Эффект домино охватит всю планету.

Давление на Евросоюз усиливается. Очередная критическая точка совсем близко. В предстоящее воскресенье состоятся парламентские выборы в Италии. Все шансы стать самой многочисленной партией в итальянском парламенте имеют популисты из «Пяти звезд». Не скрывают своего скептического отношения как к евро, так и к Евросоюзу и правые из «Лиги Севера», которые скорее всего будут участвовать в создании правящей коалиции. При этом Брюссель не должен успокаивать недавний отказ этих партий от требований возврата лиры, потому что это явно тактический маневр для завоевания дополнительных голосов на выборах.

Сергей Мануков, «Expert Online»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх