Тема санкций против России и «Северного потока-2» превратилась в традицию для американской внутренней политики – считает ведущий сотрудник Центра безопасности РАН Константин Блохин
Американские санкции не имеют смысла
Сенат США включил санкции против «Северного потока-2» в законопроект об оборонном бюджете на 2020 год, причем ограничения коснутся судов, которые прокладывают данный трубопровод, а также руководителей, связанных с данным процессом компаний.
Разговор идет об отказах в американской визе и блокировании транзакций с собственностью в США, если она имеется у фигурантов.
Пока этот законопроект не принят, причем это возможно только в 2020 году, но к тому времени «Северный поток-2» будет полностью готов, поэтому эти меры не помешают реализации этого проекта, зато могут создать проблемы швейцарской компании Allseas.
Впрочем, эти угрозы давно были известны, из-за чего в Allseas спланировали свою деятельность с учетом угрозы санкций.
Не совсем понятно, с чем связано такое желание американских сенаторов обязательно ввести эти санкции против России, учитывая, что они не способны привести к практическому эффекту, и, тем более, помешать поставкам газа через «Северный поток-2».
«Вопрос здесь в психологии американской власти, поскольку этим летом авторитетный американский политик Рэнд Пол заявлял, что США не смогут повлиять на Евросоюз, и им необходимо отказаться от своего санкционного давления», — заключает Блохин.
Очевидно, что «Северный поток-2» близок к своей реализации благодаря помощи властей Евросоюза, которые поддержали этот проект из-за лоббирования его Германией. Ему дан «зеленый цвет», поскольку он поможет защитить европейскую энергобезопасность от такого фактора, как Украина. Киев сегодня воспринимается в ЕС, как ненадежный партнер, из-за чего возник «Северный поток-2».
Этот альтернативный Украине газовый маршрут не смогли остановить ни угрозы новых американских санкций, ни протесты со стороны Польши и стран Прибалтики, ни действия Дании, которая до последнего затягивала выдачу разрешения на реализацию проекта в своих водах.
Все эти действия были инициированы американцами, но они не смогли качественно повлиять на «Северный поток-2» и его перспективу, и это неудивительно, ведь если бы этого проекта не было, то экономика Западной Европы зависела бы от украинского транзита. Теперь у Евросоюза есть варианты, поэтому даже если «Северный поток-2» будет «уполовинен», Киев не сможет спекулировать на газовой теме.
Эти американские санкции явно запоздали
«На самом деле, США ограничены в своей политике санкций против «Северного потока-2», ведь если такое решение будет принято, то это может отдалить Евросоюз от Вашингтона и нанести мощный удар по евроатлантической солидарности», — резюмирует Блохин.
На этот счет в Евросоюзе уже есть брожения, связанные с предложениями президента Франции Эммануэля Макрона по созданию на старом континенте Европейской армии и развороте в сторону России, для чего в Париже был создан специальный пост.
«Да и «Северный поток-2» построен более чем на 80 процентов, а коней на переправе не меняют. В подобной ситуации любое санкционное давление не имеет смысла. Возможно, санкции США и принесут ущерб, но денег здесь уже затрачено столько, что они с лихвой перебивают любые возможные потери от гипотетических американских санкций», — констатирует Блохин.
Константин Владимирович считает, что такие санкции Штатам нужно было вводить перед началом реализации «Северного потока-2», поскольку сейчас немцы и европейцы пойдут на все, включая и ухудшение отношений с США, чтобы защитить этот проект.
«Причина такой линии носит геополитический характер, ведь Евросоюз и так получает большую часть энергоресурсов с Ближнего Востока, который продолжает контролироваться американцами, поэтому в случае ограничения на транзит российского газа данная зависимость от США еще больше увеличится. Естественно, все это не может входить в европейские интересы», — заключает Блохин.
Ведь «Северный поток-2» не нравится американцам из-за того, что после его реализации даже перекрытие транзита газа через Украину не приведет к ограничению российского импорта газа в страны Евросоюза, а, значит, ценность Киева качественно снизится.
«Поэтому для Европы отношения с Россией – это вопрос диверсификации, вопрос энергетической безопасности, вопрос экономики, ведь российский трубопроводный газ реально дешевле и конкурентоспособней, чем любые его аналоги», — резюмирует Блохин.
Блохин считает, что эти санкции США являются предметом политического принципа, поскольку если в Вашингтоне не будут реагировать на этот проект, то там это могут посчитать «потерей лица». Соответственно, здесь присутствует вопрос инерции, когда США задали санкционный тренд и были вынуждены оформить свою политику в последовательные, пусть и малоэффективные антироссийские решения.
«Американцам и в советское время не удалось затормозить строительство газопроводов, несмотря на то, что тогда страны Европы были в разы слабее, а сегодня это подавно не удастся, учитывая расклад сил на старом континенте», — констатирует Блохин.
Более того, у России и Евросоюза нет экономико-политических расхождений, а проблемы в отношениях носят идеологический характер.
Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня
Свежие комментарии