Наверное, нет нужды говорить, что геополитическое положение России весьма незавидно. Ни громкие победы прошлого, ни сложнейшая дипломатическая эквилибристика современности так и не изменили базовых параметров ситуации, в которой она оказалась. Никуда не делись военные базы вероятного противника, расположенные буквально вокруг всей нашей страны; никуда не делись морские проливы, которые в любой момент могут быть перекрыты нашими противниками; американцы все так же владеют мощнейшими военными плацдармами на ключевых направлениях, в том числе такими мощными, как Европа (теперь уже практически вся) и Япония.
Положение нынешнего «гегемона» кажется настолько незыблемым, что даже странно ожидать на этом фронте хоть каких-нибудь перемен. И все-таки мы с удивлением обнаруживаем, что они возможны, и уже сами американцы с негодованием о них говорят.
То, как развиваются сейчас американо-турецкие отношения является, без малейшего преувеличения, историческим сдвигом в вечной, казалось бы, конструкции, возведенной у наших границ англосаксами. Точнее, самого сдвига ещё не произошло, но впервые мы наблюдаем, как наши зыбкие надежды вырвать Турцию из цепких лап наших вечных врагов превращаются во вполне реальную перспективу. Мы можем увидеть НАТО без Турции, и теперь об этом говорят не только маргинальные русские публицисты, но и самые высокопоставленные американские политики. И это, как ни крути, удивительно…
Вице-президент США Майк Пенс ясно дал понять, что покупка Турцией российских ЗРК С-400 может поставить вопрос о дальнейшем пребывании этого государства в альянсе. Выбор, стоящий перед Анкарой, Пенс сформулировал так:
…хочет ли она оставаться важным партнером в самом успешном военном альянсе в истории или же рисковать этим партнерством, принимая такие безрассудные решения.
Но и это ещё не все. 3 апреля постоянный представитель США при НАТО Кей Бейли Хатчисон заявила, что США «хотели бы видеть Турцию членом НАТО, но при условии, что на её территории не будет российских зенитных ракетных систем С-400». И это тоже весьма симптоматично – то есть Вашингтон хочет видеть Анкару среди своих союзников, но вопрос о выходе Турции из НАТО стоит довольно принципиально, раз уж заговорили о каких-то условиях.
Турция является очень важным союзником. Она вносит большой вклад в альянс, она участвует во всех наших миссиях. Мы хотим, чтобы Турция осталась в альянсе, но они не должны иметь российскую систему на своей территории.
По словам госпожи Хатчисон, США очень озабочены тем, что Турция может одновременно обладать комплексами С-400 и истребителями-бомбардировщиками F-35. По мнению американских экспертов и политиков, закладки в наших ЗРК передадут в Москву критически важную информацию о F-35, что очень негативно скажется на обороноспособности всего военного блока.
Наверное, нам не стоит ввязываться в заочный спор с американскими экспертами. Допустим, что они правы. Допустим, что в С-400 есть некие «закладки», и данные, которые с их помощью может получить российская сторона, действительно сделают F-35 менее эффективными. Но означает ли это, что американцам есть что скрывать? Что F-35 действительно имеет некие уязвимости, которые нужно скрывать от вероятного противника, и в случае утечки этих данных восстановить боеспособность самого дорогого самолета в истории будет, мягко говоря, проблематично?
На самом деле это было бы слишком хорошо. Хотя очевидно, что учения, проводимые уже самими турками, позволят им получить всю необходимую информацию о радиоэлектронном профиле американского самолета, способности С-400 его обнаруживать на разных дистанциях, высотах, в разных погодных условиях. И это, заметим, без всяких «закладок», просто в процессе опытно-боевой эксплуатации обоих комплексов.
Информация эта, безусловно, очень интересна российской разведке. И конечно же, она применит определенные усилия для того, чтобы её добыть. Но с таким же успехом мы можем допустить, что нужную информацию мы получим (если уже не получили) от нашей американской агентуры. Хотя комплексов С-400 у США, конечно, нет, но зато другой важной информации больше, чем у кого бы то ни было.
Да, с очень большой степенью вероятности мы можем предполагать, что информационная атака на Турцию имеет конечной целью не выдворение её из НАТО, а банальное запугивание партнера. Но не будем забывать о том, что в одном вопросе Вашингтон уже перешел от слов к делу: в частности, американцы прекратили поставки в Турцию материалов для F-35, да и сама сделка уже многие месяцы находится в подвешенном состоянии. И тем не менее, это очень похоже на блеф, на который наши вечные «партнеры» большие мастера. Слишком уж важна Турция для НАТО, и её выдворение может не только сильно ослабить этот военный блок, но и спровоцировать других членов блока на пересмотр своих с ним взаимоотношений.
Некоторую надежду вселяет и то, что обе стороны довольно ультимативно формулируют свою позицию. Турки говорят, что не откажутся от сделки с Москвой, несмотря на давление из Вашингтона и Брюсселя. Те, в свою очередь, тоже ставят вопрос ребром и говорят об абсолютной неприемлемости одновременного владениями Турцией российским ЗРК и американским истребителем. Ситуация складывается патовая – сейчас никто уже не может дать задний ход, не потеряв лица, и это само по себе становится важным дипломатическим фактором.
В любом случае информационная война, разгорающаяся на турецком направлении, весьма выгодна России. Получится ли увести Турцию из американской орбиты, пока действительно никто сказать не отважится. Но разногласия, которые мы наблюдаем, значительно расширяют маневр для российской дипломатии, а также укрепляют наши позиции в Сирии, что тоже немаловажно.
Разумеется, многие скептически смотрят на то, сможет ли Москва превратить Турцию в своего союзника. Но не стоит бежать впереди паровоза: главная задача России на данном этапе заключается в том, чтобы как можно сильнее ослабить американскую геополитическую удавку на нашей шее. Грубо говоря, если вас душит анаконда, становится не до сантиментов и разногласий – вы будете рады любому, кто ударит её ножом или вонзит в неё свои клыки. Станет она нашим союзником, или же станет нашим противником – это пока не так важно, давайте решать проблемы по мере поступления.
Читая эти новости, невольно вспоминаешь те потоки праведного гнева, которые бурлили на страницах наших СМИ в период резкого осложнения отношений с Турцией. И сбитый Су-24, и убийство нашего посла вызвали сильный эмоциональный всплеск в нашей стране, и многие тогда говорили о том, что с Турцией нужно войну начинать, не меньше. Признаться, и сам я был такого мнения, что подобных вещей спускать нельзя. Конечно, бомбить Стамбул я не призывал, но на разрыве дипломатических отношений настаивал.
И на тот момент, я уверен, это была правильная позиция, во всяком случае, после вероломной атаки турецкого истребителя на наш фронтовой бомбардировщик. Но потом случился тот самый заговор военных, которые планировали сместить Эрдогана. Тот самый, который, как поговаривают, удалось подавить не без помощи разведданных, которыми поделилась российская сторона.
И это перевернуло все расклады. А вечная осторожность Путина, за которую его только ленивый не ругал, вдруг оказалась весьма кстати – отношения, пусть и не самые лучшие, мы сохранили, и стартовать нам пришлось не с самой низкой политической базы.
Вообще, этот неудавшийся заговор американских спецслужб так сильно смешал карты, что у нынешнего кризиса американо-турецких отношений стал возможным любой исход. Эрдоган, как бы мы к нему не относились, человек совсем не глупый, да и память у него хорошая.
А раз так, становится важным не только то, что там придумали американцы и насколько далеко они готовы зайти в своем блефе, но и то, что же решит Эрдоган. Для Турции, безусловно, это сложный шаг.
Но теперь, спасибо ЦРУ, он стал возможен. И если до этого дойдет, мы станем свидетелями одного из самых грандиозных геополитических событий последних десятилетий.
Ну а пока сделаем небольшой промежуточный вывод: С-400 действительно может закрыть небо для американских F-35. Мы, в общем, и не сомневались, но как приятно, согласитесь, получить этому такое наглядное подтверждение?
Автор:Виктор Кузовков
Свежие комментарии