Царьград разбирается, что происходит с российской медициной и какие есть пути выхода из сложившейся ситуации
Огромная страна с огромными проблемами
Здравоохранение в России всё чаще становится поводом для новостных заголовков негативного содержания. Забастовки медперсонала, массовые увольнения врачей или угрозы таковых, жалобы сотрудников скорой помощи на ужасные условия труда – перечислять можно долго.
Из года в год нашу медицину, как тех рыбаков, уносит на одной и той же льдине. Даже официальные соцопросы показывают, что треть жителей нашей страны не идут лечиться к врачам, потому что не видят в этом смысла. В очередях в поликлинике больше здоровья потеряешь, да и попасть на приём ещё надо умудриться.Конечно, Россия – огромное государство, десятки регионов, сотни городов и районных центров, тысячи больниц и поликлиник, куда приходят лечиться десятки миллионов наших с вами сограждан. Полностью избежать каких-то негативных моментов, ошибок, недоработок невозможно. Но когда проблемы вылезают повсеместно, возникает логичный вопрос – может быть, проблема в системе, в самом организме?
География протестов медработников поражает – они охватили огромную часть России. Пермь, Петрозаводск, Нижний Тагил, Пенза, Пятигорск, Орёл, Тольятти, Можайск – и это только самые крупные населённые пункты, где в том или ином виде работники медицинских учреждений выражали недовольство текущим положением дел. И нет никакой гарантии, что врачи в вашей больнице или поликлинике работают с соблюдением всех норм и получают достойные зарплаты. А ведь именно от этих людей, в том числе, зависит наше с вами здоровье, а иногда и жизнь.
Не получится ли так, что уже в ближайшем будущем нас с вами просто некому будет лечить? Этот вопрос поднимался в программе «Дежурный по редакции» телеканала «Царьград» ведущей Марией Иваткиной. Вместе с гостем студии, руководителем общественной инициативы «Здоровье нации», экспертом ОНФ Дмитрием Омутных она обсудила проблему низких зарплат врачей.
Как получается, что на стол президенту Владимиру Путину ложатся «красивые» цифры, в то время как реальные заработки медиков значительно ниже? Кстати, опросы на официальных ресурсах Царьграда в Сети показали, что почти две трети (63%) респондентов действительно переживают из-за забастовок врачей, поскольку «к ним и так не попасть».
Подгонка ответа под задачу
По словам эксперта, чтобы получать те суммы, о которых идёт речь в официальной статистике, медикам приходится перерабатывать, пахать на 2-3 ставки. Омутных отметил, что заложником сложившейся ситуации становится главврач, который работает по контракту. Он просто вынужден озвучивать негласно спускаемые сверху цифры, иначе он не просто потеряет работу, но и лишится возможности занимать аналогичную должность как минимум в своём регионе. А чтобы добиться требуемых от них показателей, руководители медучреждений выкручиваются, переводя сотрудников на низкооплачиваемые позиции с сохранением прежних функций.
Так, санитарки в больницах стали уборщицами, которые при этом продолжают ставить капельницы и делать уколы. Смысл таких манипуляций прост. Уборщицы – это формально «административный персонал», и их копеечные зарплаты в статистику по медработникам уже не включаются.
Другой пример – из Петрозаводска. После того как сотрудники скорой помощи предупредили о готовности объявить забастовку, руководство БСМП выступило перед прессой, обвинив недовольных медиков в том, что они лгут о низких зарплатах, поскольку даже фельдшер выездной бригады зарабатывает за месяц почти 40 тысяч рублей. А когда администрации указали на то, что такую сумму можно получить, лишь работая в две смены, там ответили, что в майских указах президента говорится о доходах одного человека, а не о размере ставки. В общем, хотите получать зарплату в два раза больше – пашите круглые сутки.
Обязанности есть. А права?
Нередко приходится слышать возгласы недовольных о том, что, мол, врачи дают клятву Гиппократа, какое они имеют право бастовать? Вот и зампредседателя правительства по вопросам социальной политики Татьяна Голикова обвинила медиков в том, что они порой позволяют себе нелицеприятно высказываться о своей работе. «Хочу ваше внимание обратить на то, что этого быть не должно, и ещё раз сказать, что если вы выбрали эту профессию, то вы должны оставаться в ней со всей душой», – сказала она. По мнению вице-премьера, в противном случае врач должен свою сферу покинуть.
Однако почему-то забывается, что у всех работников есть не только обязанности, но и права. И они имеют полное право их отстаивать, чем и занимаются – самостоятельно или при помощи профсоюзов. Всё чаще врачи объявляют так называемые «итальянские забастовки», отказываясь от переработок, дополнительных дежурств. Они продолжают работать со строгим соблюдением инструкций, но обнажают при этом проблемы, связанные с сокращением ставок, увольнением других врачей. В большинстве случаев это даёт хоть какой-то результат – происходит пересмотр окладов, оплаты переработок, условий труда. Только всё это должно и так делаться по умолчанию, без напоминаний.
Проблемы не только в глубинке
К сожалению, чиновники никакой ответственности не несут. Максимум где-нибудь кого-нибудь уволят или понизят в должности. А тем временем то, что всё больше экспертов называют геноцидом населения России, продолжается. А как иначе можно обозначить то, что происходит, например, в НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкоцентра имени Н. Н. Блохина, где назначенный в июне новый директор «создала в коллективе напряжённую обстановку, принуждая сотрудников писать заявления по собственному желанию»? Это цитата из обращения онкологов, направленного в Минздрав. И это в главном онкоцентре страны, там, где трудятся люди, которые стоят на передовой борьбы со смертью.
Штрафы за плохое лечение
А тем временем Минздрав предлагает штрафовать больницы за некачественное оказание медицинских услуг. Административные взыскания, согласно законопроекту, составят от 10 до 20 тысяч рублей. В пояснительной записке к документу отмечается, что в 2017 году поступило 47 021 обращение с соответствующими жалобами.
Нетрудно догадаться, что такие меры серьёзно ударят по кошелькам врачей, и так жалующихся на низкие зарплаты. К тому же это такой непрозрачный намёк – во всём виноваты именно медики, а чиновники, как всегда, ни при чём.
Деньги тратятся как попало
Возникает вопрос – а что же всё-таки делать? Если сам президент России Владимир Путин говорит о том, что в первичном звене здравоохранения провал, почему ситуация не исправляется?
Та же Голикова говорит о том, что Россия «катастрофически теряет своё население». Рождаемость падает, а смертность хоть и снижается, но не такими темпами, как хотелось бы. Вроде бы на самом верху в розовых очках никто не ходит, а заявления делаются далеко не оптимистичные. Да и деньги в рамках нацпроектов государство тратит на самом деле немалые. Однако тратятся они, судя по всему, далеко не с умом.
Дмитрий Омутных в эфире Царьграда сказал, что должна быть изменена тарифная политика, и определять её должны региональные министерства, а не фонды ОМС. По мнению эксперта, на здравоохранение должно тратиться не менее 20% от бюджета региона. При соблюдении этих мер в течение нескольких лет ситуация может выправиться. Также необходимо избавиться от перекоса, когда закупается дорогостоящее оборудование, а работать на нём некому. В крупных городах наконец-то появилась достаточно высокотехнологичная медицинская помощь, но при этом в малых населённых пунктах ситуация остаётся плачевной.
Хочется надеяться, что чиновники наконец проникнутся проблемами людей и начнут судить не по сухим цифрам (хотя и по ним всё далеко не радужно), а по реальному положению вещей. Возможно, хотя бы тогда что-то изменится в лучшую сторону. Врачи начнут работать в нормальных условиях за достойную зарплату, которую большинство из них действительно заслуживают своим тяжёлым трудом.
Автор:
Курганов Дмитрий
Свежие комментарии