Несмотря на коронавирус, катастрофическое положение экономики и внутриполитический застой, Украина продолжает увязать в глубокой колее милитаризма
Недавно Киев заявил о готовности полностью обновить авиапарк боевой авиации, потрёпанной донбасскими ополченцами, временем и отсутствием лётной практики.
Затем Кабмин отправил в парламент программу переоснащения всей армии и, наконец, появилась новость о покупке Украиной сторожевых катеров MkVI США за 600 млн долларов.Военно-морские новости Украины в последнее время вообще переполнены новостями. Разумеется, главной стала долгожданная рокировка командования украинской «фльоты». Ташкентскому танкисту Воронченко, руководящему ВМС, наконец, подыскали замену в лице профессионального моряка. 11 июня новым главкомом стал контр-адмирал Алексей Неижпапа. В обойме нового флотоводца бегство из Крыма, командование «бригадой» кораблей, якобы «участие в АТО». Да, а еще американцы разрешали ему покомандовать учениями Sea Breeze. Известно, что на президентских выборах новый адмирал буквально подтвердил соответствие своей фамилии, звучащей по-русски как «Не ешь папу», и влип в историю, когда принуждал моряков голосовать за «папу», тогда им был Порошенко. Но по всей видимости, у Зеленского настолько плохо с морским офицерством, что он решился поставить во главе флота порохобота. Хотя, кто не знает умения украинцев изящно переобуваться при смене «папы»?..
Назначение Неижпапы совпало с потерей боевой единицы флота. 5 июня бывший морской танкер ВМСУ «Фастов» (U760) вследствие разгерметизации корпуса лёг на борт в порту Очаков. Собственно говоря, корабль уже был признан безнадёжным и подлежал утилизации, но решил уйти из жизни досрочно.
Потом подтвердились мартовские слухи, что России надоело упрашивать Киев забрать хранящиеся на консервации в севастопольских бухтах Инженерная и Стрелецкая остатки её бесславного флота, и 20 судов переведут на Донузлав на отстой и возможно, утилизацию.
Наиболее болезненной потерей для Киева станет пусть и символическая, но числящаяся подводной лодка проекта 641 «Запорожье». Её физическое исчезновение вычеркнет Украину из клуба стран с подводным флотом, а построить «что-то подводное» пока Киев может лишь на бумаге или в пересказах мифологии козаков, ходивших под водой едва ли не до Америки и Антарктиды.
Современное военное кораблестроение, помимо «бронекатерных схем Порошенко», пока заключается в том, чтобы отслеживать новинки российского флота, примазываясь к ним утверждениями, что москали построили подводный крейсер, но «назвали его в честь киевского князя Владимира». Как говорится, каждому своё.
Зависть к достижениям соседей Киев традиционно компенсирует поиском врагов, которые воруют украинские военно-морские секреты в пользу России. Какие это секреты, непонятно, но шпионов ловят. Недавно обвиняли начальника института военно-морских сил Одесской морской академии капитана первого ранга Петра Гончаренко, который до 2017 года возглавлял тыл ВМСУ. А несколько дней назад «разоблачили» командира аварийно-спасательного судна ВМСУ «Александр Охрименко» кавторанга Анатолия Люлько, у которого якобы обнаружили российский паспорт. У известного порохобота Казарина есть даже два российских паспорта, но он в список шпионов не попал, а вот капитану светит статья за госизмену.
Пока флот ищет изменников, киевская дипломатия ищет тех, кто сможет «сдержать Россию в Черноморском регионе». Здесь ничего нового нет, бывший министр иностранных дел, ставший замминистра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, приглашает для этого НАТО, у которого уже есть готовый «Черноморский пакет», ради чего Пристайко обещает «усилить осведомлённость наших партнеров о ситуации в регионе» что означает шпионить за Россией в обмен за подачки.
Но можно ли назвать подачкой продажу Украине новых американских катеров за более чем полмиллиарда долларов, особенно в нынешних экономических реалиях? Однако Киев просил, и США решили подзаработать.
Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency) уведомило Конгресс США о предстоящей продаже Украине в рамках программы иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 16 скоростных патрульных катеров Mk VI.
Помимо катеров, Киев попросил ещё 32 артиллерийские установки MSI Seahawk A2 с 30-мм автоматическими пушками Mk 44 Bushmaster II и восемь запасных; 20 электронно-оптических систем FLIR; 16 нелетальных инфразвуковых излучателей LRAD (Long Range Acoustic Device) и 16 систем госопознавания, а также средства связи, различное сопутствующее оборудование, запчасти и так далее… Обслуживать катера будут тоже американцы, так что итоговая сумма будт приличной, и подрядчик – американская компания SAFE Boats International из Бремертона – явно доволен.
Эти скоростные катера недавней разработки могут перемещать 18 человек (в том числе 10 человек экипажа) и имеют, прежде всего, десантное, противодиверсионное и досмотровое назначение.
Естественно, патриотическая общественность уже захлёбывается слюной восторга, хотя покупка пока не одобрена Конгрессом США.
Если катера всё же попадут на Украину, то часть из них, наверняка по суше (флот-то украинский!) доставят в Бердянск, где будет возведён военно-морской форпост. Военное присутствие украинцев в Азовском море катера усилят, но вопроса «сдерживания России» не решат.
Потому самой главной угрозой РФ на море Киев называет противокорабельную ракету «Нептун», испытания которой всё чаще проводят на полигоне Алибей.
По мнению «обандерившегося» гендиректора КБ «Луч», усовершенствовавшего советский ракетный комплекс Олега Коростылева, пара дивизионов «Нептунов» могут изменить геополитическую ситуацию на Азове. Оспаривать достоинства ещё недоделанного «Нептуна» смысла нет, но гендиректор должен понимать, что залп «Калибров» навсегда вычеркнет из строя и дивизионы «Нептунов», и флотилии американских катеров.
Но уж если конструкторы раздувают милитаристские паруса, то что говорить о политиках, особенно сухопутных вроде нардепа от «Голоса» Соломии Бобровской, вставляющей свои 5 гривен по любому поводу.
Мадам предлагает закрыть судоходство в 12-мильной зоне вокруг Крыма, уведомить об этом IMO и требовать санкций за нарушение. Правда остаётся загадкой, чем она собралась закрывать судоходство – возможно, собственным зонтиком или прогулочными катамаранами, которые для этой цели приобретут «голосята»?
При этом, даже агрессивные персонажи вроде главного консультанта отдела военной политики Национального института стратегических исследований Николая Блескова трезвее рассматривают идею «делёжки» Азовского моря. По мнению Блескова, любые переговоры по разделу ведут к легитимизации российской принадлежности полуострова, потому он отстаивает идею усиления военно-морского флота. «Если будет база в Бердянске, которую анонсировали, если там появится определённое количество корабельно-катерного состава и хотя бы один дивизион противокорабельных ракетных комплексов, то мы сможем вести себя в Азовском море более уверенно. Сейчас, по сути, Украине в море воевать нечем. И Россия этим пользуется».
Запретить Украине вооружаться запретить нельзя, только вот готов ли народ возложить на свои плечи гонку вооружений? И нужна ли народу милитаризация Азовского моря?
Александр Севидов, Одна Родина
Свежие комментарии