Государственный департамент США прекратил финансирование сирийской общественной организации «Белые каски».
Боевой путь волонтеров отмечен многочисленными скандалами. Они снимали постановочные видео о «химических атаках», некоторых «активистов» видели в рядах вооруженных исламистов.
РИА Новости разбирается, кто им платит и почему Белый дом отказался в этом участвовать.
«Провокации и постановочные видео»
Финансирование организации прекратилось в «последние недели» и находится «в процессе пересмотра». Судя по комментариям, которые руководитель «Белых касок» Раед Салех дал CBS, волонтеры ошарашены таким поворотом дела.
«Наша встреча (с представителями США. — прим. ред.) в марте была очень позитивной. Звучали обещания от высокопоставленных чиновников о долгосрочной поддержке даже в 2020 году. Не было указаний на прекращение поддержки», — говорит он.
Вашингтон обеспечивал до трети их бюджета, утверждает телеканал. То, что «Белые каски» существуют на пожертвования западных стран, особенно не афишируется, но и не скрывается.
Так, на их сайте (официальное название организации — «Сирийская гражданская оборона») сообщается, что деньги поступают от правительств Великобритании, Нидерландов, Германии, Канады, Новой Зеландии и США.
В 2016-м министр иностранных дел Соединенного Королевства Борис Джонсон посетил лагерь беженцев близ турецкого Газиантепа.
Там он «обрадовал» британских налогоплательщиков: правительство выделит «Белым каскам» 32 миллиона фунтов стерлингов, поскольку гражданские активисты, по словам министра, проявили «невероятную храбрость, вытаскивая людей из-под развалин».
«Приостановление финансирования Госдепа не означает, что организация прекратит свое существование или перестанет заниматься тем, чем она всегда занималась, — провокациями и постановочными видео, — говорит востоковед Андрей Онтиков.
— Ведь у „Белых касок“ есть и другие спонсоры, например Великобритания, тратящая на них, по некоторым данным, больше американцев».
«Эта организация действует исключительно в районах, где оперируют вооруженные, а зачастую и террористические группировки. Куда делись „Белые каски“ из города Дума, где якобы была химическая атака? Почему эти „активисты“ куда-то испарились накануне прибытия инспекторов ОЗХО?
Складывается впечатление, что белые каски они надевают перед камерой, а на самом деле это обычные боевики, участвующие в боях, контрабанде, торговле товарами по завышенным ценам и прочей подобной деятельности.
Если же говорить о гуманитарном аспекте, то „Белые каски“ ранее неоднократно запятнали себя предоставлением лживых сведений, публикацией постановочных кадров и видеозаписей», — продолжает эксперт.
По его мнению, «самое парадоксальное, что некоторые страны выносят информацию, поставляемую „Белыми касками“, на обсуждение в ООН и Совбезе, а также используют ее в качестве предлога для совершения актов агрессии против Сирии, как это было в середине апреля».
«Идентифицированы как члены исламистских группировок»
Арабист, кандидат исторических наук Борис Долгов отмечает, что эта организация создавалась при участии британских спецслужб, если не напрямую ими.
«Их основная задача — медиаприкрытие, которое дает повод для вмешательства Запада, в том числе и военного, в сирийский конфликт», — говорит он.
По словам Долгова, решение американского внешнеполитического ведомства приостановить выдачу денег «активистам» объясняется рядом причин.
«Во-первых, отмежеваться от тех, кто дискредитирован, в том числе и западными СМИ. Возможно, вместо „Белых касок“ будет создана другая организация, которая получит финансирование.
Во-вторых, расходы Госдепа контролируются профильной комиссией сената. А в сенате есть недовольные такими тратами. Помимо этого, члены „Белых касок“ были идентифицированы — не только российской и сирийской сторонами, но и западными массмедиа — как члены вооруженных исламистских группировок.
Мировой общественности сложно объяснить финансирование боевиков. Хотя „Белые каски“ объявляют себя нейтральными, утверждают, что не поддерживают участников противостояния в Сирии».
Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Фитин в эфире радио Sputnik высказал мнение, что Госдеп прекратил финансировать «Белые каски» из-за провала активистами ответственных заданий.
«Были вскрыты очевидные факты целого ряда фальсификаций, которые способствовали раскручиванию очередной антироссийской, антисирийской кампании», — отметил он.
Разоблачение «флешмобов»
В медиа «Белые каски» поддерживалась очень активно. В 2017-м «Оскар» в категории «Лучший документальный короткометражный фильм» получила британская лента о деятельности «активистов». Фильм так и назывался — «Белые каски». Более того, «Сирийскую гражданскую оборону» номинировали на Нобелевскую премию.
Тем не менее обвинения в адрес «Белых касок» в постановочных роликах звучали все громче. В апреле в Гааге очевидцы рассказали об инсценировке химической атаки.
Мальчик Хасан Диаб, запечатленный на видео «Белых касок», признался, что за участие в съемках ему заплатили печеньем и финиками.
Год назад шведско-чилийский врач Марчелло Феррада де Ноли назвал постановкой видео о последствиях химатаки в городе Хан-Шейхун. Тогда «активисты» представили кадры «спасения» мальчика.
Медик обратил внимание на то, что, судя по видимым симптомам, ребенок был отравлен опиатами, а не боевым газом.
В 2016-м «Белые каски» сами признались в постановочном ролике. В кадре якобы пострадавший после авианалета человек сначала лежит неподвижно, а затем как по команде начинает стонать.
Объяснение больше походило на шутку: дескать, так прошел в Сирии флешмоб Mannequin Сhallenge, участники которого должны замереть во время какого-либо действия подобно манекену.
Тогда же сириец Мухаммед Дакниш заявил, что его сына пытались использовать в качестве «символа страдающего Алеппо». Активисты утверждали, что пятилетнего Омрана достали из-под руин после удара сирийской и российской авиации. Дакниш рассказал, что ребенок пострадал от некоего взрыва, а воздушного налета не было.
Антон Лисицын
Свежие комментарии