США развернули мирное наступление на Россию, сделав ставку на ласку и красивые слова при сохранении прежней политики. А вдруг стремящаяся к хорошим отношениям с Вашингтоном Москва по наивности или «в кредит» заглотит эту наживку. И первой «по-дружески» пойдет на реальные уступки Вашингтону в стиле мечтаний президента США Дональда Трампа: «Не сделаете ли вы мне одолжение и не уйдете ли из Сирии? Не сделаете ли вы мне одолжение и не уйдете ли из Украины?».
Словесная перемена курса в отношении России при сохранении старой политики в преддверии ожидающейся в середине июля, вероятно, в Вене первой полноценной встречи президентов двух стран - налицо.
«Миротворец» Помпео
«Есть много вещей, относительно которых у нас есть разногласия. У нас чрезвычайно различные ценности, но есть и области, где мы находим совпадения», - заявил в интервью изданию The Wall Street Journal госсекретарь США Майк Помпео, который на фоне окружающих президента США Дональда Трампа архиястребов выглядит уже чуть ли не миротворцем и либералом.
Госсекретарь США Майк Помпео: Есть много сфер, где можно работать с Россией, в отношениях с Москвой нужно быть гибкими. Фото: www.globallookpress.com
Задача для госсекретаря - выявить такие области, в которых мы можем работать, в то же время обеспечивая безопасность Америки от худших действий со стороны властей таких стран»,
- разъяснил свою мысль Помпео. Он добавил, что необходимо проявлять не только настойчивость, но и гибкость в отношении Москвы.+
Эту же самую мысль Помпео выразил несколько дней назад в интервью телекомпании MSNBC:
Президент Трамп недвусмысленно давал понять с момента прихода в Белый дом, что есть ряд сфер, где Россия работает против США, но также есть много сфер, где мы работаем вместе. Я сам этим занимался, когда был директором ЦРУ: мы сотрудничали с русскими по вопросам, связанным с борьбой с терроризмом… И мы ведем диалог с нашими российскими коллегами, пытаясь определить сферы, где наши интересы пересекаются».
Отметив, что «некоторые шаги», которые предпринимает Москва, например, в Сирии и на Украине, «не конструктивны», глава Госдепа заверил, что США намерены «продолжать работать» с Россией и по данным темам, чтобы русские «понимали нашу обеспокоенность».
Как сообщила в конце мая пресс-служба Госдепа США, в ходе телефонного разговора с главой российского МИД Сергеем Лавровым Помпео вполне откровенно высказался о том, какова цена для России нормализации отношений с Вашингтоном: «…хотя США стремятся к улучшению отношений с РФ, для достижения этого Россия должна продемонстрировать, что она готова предпринять конкретные шаги для ответа на наши обеспокоенности, в том числе связанные с вмешательством во внутренние дела США».
В общем, сдать США Сирию, Донбасс, а то и Крым, покаяться во «вмешательстве» в выборы в стране, которая вмешивается в выборы почти всех стран мира, совершает военные перевороты, «оранжевые революции», душит другие государства экономическими санкциями, «меняет режимы». Госдеп, собственно, и не скрывал, что Помпео с Лавровым говорили о Сирии и Украине…
В то же время никаких «дестабилизирующих» действий России, как заявил Помпео 22 июня в беседе с главой МИД Португалии Аугушту Сантушем Силвой, США никогда не примут и будут наказывать за них Москву. Особенно когда Россия бросает вызов «стратегическим интересам» Вашингтона.
Не только Помпео, «миротворцев» стало много
Можно, конечно, сказать, что работа такая у главы Госдепа – высказываться на внешнеполитические темы, в том числе о России, играющей в мировых делах значительную роль. Но Помпео не один поднимает сегодня в Вашингтоне в неконфронтационном ключе русскую тему. О готовности к налаживанию отношений с Россией заявил накануне и министр энергетики США Рик Перри. Он объявил журналистам, что с удовольствием встретится и обсудит сегодня вопросы расширения сотрудничества со своим российским коллегой Александром Новаком «на полях» 27-й Всемирной газовой конференции в Вашингтоне.
Это возможность познакомиться с ним, установить контакт и направить послание, что мы, безусловно, выражаем готовность к налаживанию отношений. У нас имеются проблемы с Россией, но я считаю, что нужно общаться с людьми и находить сферы, где мы можем сотрудничать»,
- цитирует ТАСС американского министра.
Картину «оттепели» в отношениях между США и Россией дополняет намеченный на 27 июня в рамках подготовки встречи Трампа и Путина визит в Москву советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, который перед этим побывает в Лондоне и Риме, где заправляют соответственно самые большие недруги и друзья России в Западной Европе. В том числе для того, чтобы прощупать настроения европейцев в отношении Москвы.
Ну а за ним в конце июня-начале июля в демонизированную за океаном Россию приезжает делегация Конгресса США, участники которой сами хорошо постарались для этого. По словам посла России в США Анатолия Антонова, в делегацию войдут как члены Палаты представителей, так и Сената, которые посетят и Москву, и Санкт-Петербург.
Советник президента США по нацбезопасности архиястреб Джон Болтон собирается в Москву готовить встречу Трампа с Путиным. Фото: www.globallookpress.com
«Для меня очень важно, что они приезжают в Москву. Это очень важный сигнал», - сказал Антонов. И его можно понять – посольство России в США американские официальные лица обходят стороной как зачумленную территорию, опасаясь заработать обвинения в «русских связях». Точный состав делегации, в которую гарантированно войдут четыре американских сенатора-республиканца, пока не известен. Один из них – представляющий в Вашингтоне штат Луизиана Джон Кеннеди - рассчитывает на встречу с президентом России. А ведь еще недавно он заявлял, что Москва «дестабилизирует западную демократию» и что с этим надо бороться.
В принципе, все эти комментарии не противоречат официальной политике США – давить на отказывающуюся подчиняться Россию, но в тех сферах, где её позиции сильнее или многое значат, сотрудничать с ней, если это выгодно США. Поэтому сенсационность вышеперечисленного заключается не в смыслах, а в том, что одновременно с абсолютно аналогичными заявлениями в отношении России выступило сразу так много представителей американского истеблишмента.
Они явно надеются, что под встречу в верхах Россия пойдет США на целый ряд серьезных уступок, чтобы побудить Вашингтон сменить гнев на милость. И можно не быть провидцем, чтобы определить, где американцы ожидают от Москвы, что она пойдет на попятную: Сирия и Украина. Плюс легкие ритуальные извинения за фейковое «вмешательство» в американские выборы.
На что рассчитывают в Вашингтоне?
В Вашингтоне явно рассчитывают на сохраняющуюся популярность США у части российской элиты, что уставшая конфликтовать с Вашингтоном Москва попробует рискнуть и посмотреть, можно ли все-таки о чем-то договориться с США «по сходной цене», хотя всё говорит о том, что это невозможно. И под такое дело, что-нибудь посулив, американцы хотят добиться от России каких-то реальных уступок. Вряд ли можно ожидать от самого Вашингтона, что он, со своей стороны, пошел бы на какие-то уступки, разве только там, где и так уже проиграл и ему ничего не светит.
Все предпринимавшиеся Россией в прошлом попытки договориться с США ничем хорошим для неё не кончались, так как Вашингтон уважает только силу и готовность её применить, а не подписанные договоры и соглашения, которые в любой момент может потребовать «улучшить» или вообще отправить в мусорный ящик. Если вспомнить недавнюю историю, то и СССР США победили не на поле боя, а языком и лаской, сменившимися затем жестокими экономическими санкциями. Американцы вначале очаровали, прикормили, позволили коррумпироваться советскому руководству.
Признали даже его за равного, хотя на самом деле так никогда не считали. Это было сделано в период слабости, когда США переживали серьезные экономические и финансовые неурядицы. Но когда они решили свои внутренние проблемы, то больно наступили советскому руководству на хвост, подвергли СССР жесточайшим санкциям под предлогом Афганистана, сломили волю Кремля, часть обитателей которого была не против сдаться врагу, которым тайно восхищалась, объединившись с «теневиками» и мечтавшей о «самостийности» республиканской национал-номенклатурой.
Теперь это не сработает
Повторить теперь этот трюк с Россией у США не получится, так как советская элита хотела присвоить себе «общенародные» богатства СССР, почему и подыгрывала американцам, а российская – сохранить достигнутое. В этом принципиальная разница и залог того, что американская политика теперь не сработает. К тому же имеется фактор, которого не было раньше: нынешний президент США фактически недееспособен, его руки в проведении внешней политики законодательно связаны Конгрессом, Трамп постоянно ходит под угрозой импичмента.
Русскому «царю» и неважно справляющемуся со своими обязанностями американскому «менеджеру» правящего класса, при всей возможной между ними симпатии и «химии» на личном уровне, искреннем желании «поладить» друг с другом, договариваться по большому счету не о чем. Трамп должен вначале доказать, что у него есть реальные президентские полномочия, вернув, например, России своей властью отобранную у неё в США дипломатическую собственность.
Путин никогда не был шоуменом, но он не уступит Трампу и по этой части. Фото: www.globallookpress.com
Кому будет выгоднее грядущий саммит?
Если же этого сделано не будет, и они всё-таки встретятся, значит, будет шоу, нужное обоим президентам, прежде всего для внешнего потребления. Причем на деле больше Путину, чем Трампу: как американцы смогут заставлять и дальше европейских «союзников» сохранять антироссийские санкции, если президенты двух крупнейших мировых держав улыбаются друг другу? Ради этого Путину нужно будет лишь позволить обожающему позерство Трампу покрасоваться рядом с ним перед всем миром, повторив в куда большем масштабе шоу в Сингапуре с Ким Чен Ыном.
Половина президентского срока Трампа уже фактически прошла. Еще пара лет, если не случится импичмента, и таких шоу с его участием больше не будет, так как американский правящий класс этого не позволит. Что касается России, то у неё, по сути, есть единственный способ договориться с Вашингтоном: меньше говорить и больше делать, становиться мощнее и сильнее, увереннее в себе. Язык и ласки – это из другой оперы.
Латышев Сергей
Свежие комментарии