На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 745 подписчиков

Свежие комментарии

Снова в СССР? но без России

Бывшие советские республики объединяются в союз, но Россию к себе не зовут

Дошло наконец до руководства бывших республик Союза, что вместе им будет сытнее и проще, чем порознь. Главы Белоруссии и Украины вовсю обсуждают, что может им дать экономическая интеграция – в качестве ориентира избран «Общий рынок», на базе которого некогда соорудили Евросоюз.



Поучаствовать пригласили Грузию, Молдавию и Азербайджан, но чуть позже в новый союз позовут и Казахстан, а возможно, и Туркмению. Реставрация условного СССР, как видим, идёт полным ходом, но отчего-то без нашей страны. Почему не позвали Россию и как вообще получилось, что Москва уступила инициативу?

Крупнейшей геополитической катастрофой XX века назвал президент России Владимир Путин распад СССР. Весь постсоветский период Москва, пусть и неуклюже, зато неуклонно, пыталась сплести воедино рассыпавшиеся колоски с герба великой страны. Союз Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, наконец, Евразийский экономический союз – прожектов было немало, но всякий раз их жизнеспособность на поверку оказывалась сомнительной. В лучшем случае партнёрство выходило сугубо формальным (СНГ, Союзное государство, ЕЭС), в худшем – бесперспективным. Российской империи удавалось быть настолько привлекательной для окраин, что страна прирастала то Закавказьем, то Средней Азией, то Дальним Востоком – у новой России пока так не получается. Зато, кажется, заспорилось дело у наших соседей.

Киев отдаст Мариуполь Минску, чтобы он не достался Донбассу


В конце апреля на Украину приехал президент Белоруссии Александр Лукашенко – отмечать 31-ю годовщину чернобыльской трагедии. Было много клятв в вечной дружбе и в том, что никакая третья сила нипочём не рассорит украинцев и белорусов (намёк поняли?). Вот только о главном журналистам не сказали ни слова. Нет, неспроста Лукашенко заметил, что скоро жители Украины и Белоруссии будут ездить в гости друг к другу на тракторах: Киев и Минск собрались объединить свои экономики в единое целое. И процесс у них идёт полным ходом. На днях украинское правительство завершило разработку комплекса мер, направленных на экономическую интеграцию с белорусами. Куратор проекта – глава германской группы советников премьера Владимира Гройсмана экономист Риккардо Джуччи. Говорят, что примерно полгода назад он провозгласил: «Россия отняла у Украины Донбасс, а мы отнимем у неё Белоруссию и построим новый Советский Союз – только без России!»

Кое-какие подробности украинского «комплекса мер» нашему изданию удалось разузнать. И эти подробности, без преувеличения, сенсационны. У Минска и Киева имеется предварительная договорённость о совместном использовании черноморских и азовских портов – Бердянска, Черноморска (Ильичёвска)и Николаева. Мало того, по словам киевского политолога Руслана Бортника, Минск «готов инвестировать и в остальные украинские порты». Особенно интересуют Лукашенко Одесса и Мариуполь. И вот почему. «В прошлом году через наши порты Белоруссия стала получать иранскую нефть, поступило уже порядка 600 тыс. тонн, – разъясняет эксперт. – Лукашенко, таким образом, получает альтернативный источник нефти для своих перерабатывающих заводов. Для него это крайне важно, поэтому Белоруссия спешит закрепиться в украинских портах и даже рассматривает вопросы покупки или длительной аренды одного или нескольких из них». Уточним: не рассматривает, а рассматривала – до того момента, пока президенты не обсудили возможность их совместного использования. Впрочем, поговаривают, что Мариуполь и Бердянск белорусам могут вообще подарить. И в этом есть определённый резон. Строительство керченского моста, как разъясняют эксперты, неизбежно приведёт к тому, что украинские азовские порты утратят свою значимость. Потери украинской экономики от этого неизбежны. Но если пойти на хитрость – передать эти порты в управление Минску (или, скажем, сдать их в аренду на длительный срок), то Москва что-нибудь предпримет, чтобы не лишить белорусских союзников их доходов. Аналогичный хитрый ход и с Мариуполем. Порт теряет свою привлекательность из-за угрозы его захвата народными республиками. А то, что эта угроза имеет под собой веские основания, подтвердило стремительное продвижение ополченцев к Новоазовску – украинская армия не смогла оказать никакого сопротивления. Раз-два – и ополчение уже в Мариуполе! Не случайно же украинский миллиардер Ринат Ахметов выводит оттуда свои активы. Так вот, если Мариуполь отдать белорусам, то порт таким образом можно спасти от аннексии народными республиками. Определённо ход мудрый.

СССР-2 без России одобряют китайцы

А вот ещё одна самая свежая новость, которую россияне, может, и не оценят, но для Украины она настоящая бомба. Минск намеревается выкупить у Киева Одесский припортовый завод (ОПЗ) – с личного одобрения Петра Порошенко. Эпопея с его приватизацией растянулась на годы, в итоге ушёл российский инвестор, а новый, заграничный, так и не нашёлся. Как ни зазывало правительство Украины иностранных капиталистов – купите, недорого отдадим! – так никто и не повёлся. Почему? Тут такое дело: произвести аммиак дело нехитрое. Вопрос в том, куда его потом девать. В СССР имелся единственный в стране аммиакопровод (а в мире таких было пять), соединявший ОПЗ с Тольяттинским азотным заводом. Российский преемник этого предприятия, «Тольяттиазот», неоднократно намеревался выкупить у Киева ОПЗ. Не позволили. «Сам не гам, и тебе не дам». А иностранцы наотрез отказывались приобретать ОПЗ без аммиакопровода. Но аммиакопровод-то российский! И как ни пытался Киев втюхать завод хоть кому-нибудь – тщетно. А стоит этот актив по меньшей мере миллиард долларов. И тут Минск предлагает: продайте нам. Мы и с Россией сможем дело уладить. И смогут. Сегодня завод простаивает – три недели назад он полностью свернул производство. Но братья-белорусы помогут спасти и завод, и украинскую экономику в целом.

Следует отметить, что вся эта белорусско-украинская интеграция крайне симпатична Пекину. По всей вероятности, китайцы уже ознакомились с концепцией «назад в СССР» от Риккардо Джуччи и полностью её поддержали. Не случайно в начале июля они (в лице корпорации CRBC «Чайна роуд энд бридж») неожиданно для всех подписали соглашение с Укравтодором о строительстве автодороги, объединяющей три крупнейших украинских порта – Одессу, Николаев и Херсон. Вялотекущие переговоры на эту тему начались ещё при Викторе Ющенко, и ничто, как говорится, не предвещало, что завершатся они в обозримом будущем. Но тут вдруг посредником выступил Минск – и вопрос моментально решился. А теперь белорусов приглашают поучаствовать в проекте финансово – и те соглашаются. Интеграция в действии! Поговаривают, что Пекин таким образом щёлкнул по носу Москву, отомстив ей за потерянную Евпаторию. Несколько лет назад китайцы получили «добро» от Виктора Януковича на строительство в Евпатории самого большого на Чёрном море торгового порта. Правда, китайский проект убивал местную природу, но что там какая-то экология, если на кону миллиардные прибыли? А тут вдруг откуда ни возьмись – «крымская весна»! И китайско-украинские прожекты – коту под хвост. По некоторым подсчётам, китайцы, таким образом, угробили порядка миллиарда долларов, который они вбухали в проектную документацию и взятки украинским чиновникам.

Белоруссия покупает себе Украину за российские деньги

Ещё одно важное направление совместной деятельности – украинская железнодорожная инфраструктура. Состояние её, прямо скажем, неважное. Проще сказать – руины. «Подвижной состав изношен на 90–100%, – признаёт бывший замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава. – А правительство относится к «Укрзализнице», как к дойной корове. Половина парка электровозов – музейные экспонаты, выпускавшиеся в 50–60-е годы. В России от подобного хлама полностью избавились ещё в 90-е годы. Но украинская казна пуста, и реставрировать инфраструктуру не на что. А тут Александр Лукашенко предлагает совместно использовать «Укрзализницу»! Нет денег? Дадим!

Вопрос – откуда, собственно, свободные средства у белорусов? Ещё недавно они плакались на безденежье и просили Москву не мешкать с предоставлением очередных кредитов (на миллиард и на 700 млн долларов). А тут они уже и украинскую железную дорогу грозятся выкупить, и ОПЗ, и азово-черноморские порты! Уж не на наши ли с вами денежки? «Киев прилагает титанические усилия ради того, чтобы переманить на свою сторону Минск, максимально используя его в своём противостоянии с Москвой, – поясняет белорусский политолог Кирилл Аверьянов. – В свою очередь, Александр Лукашенко с радостью подыграет своему парт­нёру Петру Порошенко, если почувствует свою выгоду. Помнится, Виктор Ющенко тоже пытался втянуть Минск в свою политическую орбиту, лоббируя интересы соседей в Европе, а поскольку Лукашенко в последнее время крайне дорожит теми, кто способен замолвить за него словечко на Западе, его дальнейшее сближение с Порошенко не вызывает сомнений. Вплоть до того, что эти двое провозгласят новый союз».

Странно, конечно, – с какой стати Россия оплачивает весь этот белорусско-украинский банкет? Но ещё более странно, что ни Минск, ни Киев, не особо скрывая свои цели, движутся к интеграции, в которую они собираются втянуть ещё несколько бывших советских республик, а Москва – никакой реакции! Ещё в июне украинское правительство обратилось к молдавским коллегам: присоединяйтесь к нашему экономическому проекту с Белоруссией, и мы вам вернём Приднестровье. Самое примечательное то, что и в Тирасполе тоже заинтересовались перспективами СССР-2.

Того и гляди, приднестровский конфликт завершится вообще без Москвы. Сегодня Киев и Кишинёв связаны больше по военной линии, но молдавское правительство вовсе не прочь подключиться к процессу реинтеграции с бывшими советскими республиками. Главное – чтобы без России. Помимо молдаван украинцы «кадрят» в свой новый альянс и казахов с туркменами, и азербайджанцев. А знаете, кого администрация украинского президента отрядила наводить все эти мосты? Марину Михайленко, возглавляющую департамент внешней политики в администрации Порошенко. Супругу министра иностранных дел Украины Павла Климкина и дочь российского генерала Юрия Михайленко, награждённого медалью за возвращение Крыма. Радеют люди за возрождение Союза, чего там.

Коварство без любви

Ну а что же Москва? Вокруг вовсю кипит строительство нового союзного объединения, которое наша страна, по сути, и оплачивает, – но совершенно без нашего участия. А нам всё равно? По сути, союз Киева с Минском поставил точку в истории с белорусско-российским Союзным государством, полагает директор Центра изучения кризисного общества, заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов. «Это структурное образование окончательно себя изжило, – убеждён эксперт. – Ни единой валюты, ни единой армии, ни единого управления у нас так и не появилось. Лукашенко и его окружение сознательно против реальной интеграции с нашей страной. Но украинско-белорусская смычка может оказаться для Кремля особенно взрывоопасной». Почему? Да потому, что этот новый союз непременно будет антироссийским, считает политолог Сергей Марков. Впрочем, он полагает, что у Москвы ещё есть шанс вмешаться и обрушить возводящуюся конструкцию. Нужно просто перестать сорить перед Минском деньгами. Кредиты? Зачем они вам, если вы на них не свою экономику отстраиваете, а украинскую?

Впрочем, на бурную деятельность, которую развили Киев и Минск, Москва пока смот­рит снисходительно – да и видит ли при этом хоть что-то вообще? Между тем провозгласить совместный курс на новый союз президенты Украины и Белоруссии могут уже в августе (так, во всяком случае, считают члены экспертных групп Джуччи и Михайленко). Экономическое обоснование, во всяком случае, уже сделано (по крайней мере то, что подготовило украинское правительство, готовы ли белорусы, определённо сказать затруднительно. По предварительным данным, на провозглашение нового – антироссийского, давайте это признаем, – союза в белорусскую столицу приедут официальные представители Баку, Астаны и Кишинёва. Можно, конечно, припомнить, что в своё время попытка собрать антироссийский ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) почти с тем же составом участников закончилась полным фиаско. Но тот союз был, по сути, спонтанным, и организовал его Запад, а не сами страны-учредители. И в этом его принципиальное отличие от нового альянса, фундамент которого – экономическая выгода.


Лев Вершинин, политолог:

– Мне очень импонирует Александр Лукашенко. Он, как мне представляется, настоящий государственный лидер, хозяин, радеющий в первую очередь о своём народе. Его отношения с Петром Порошенко – партнёрские, без дураков. Они не старший и младший братья – у них всё на равных. А ещё в 2014 году Лукашенко как минимум дважды спас украинского президента, личным участием предотвратив расширение «русской весны». Эти двое, как говорил герой фильма «ДМБ», могут безбоязненно друг к дружке в бане задом поворачиваться. И заметьте: никто ведь не говорит о политическом союзе, речь идёт пока только об экономическом альянсе Минска и Киева с возможным расширением списка участников по примеру того, что был у стран «Общего рынка». Антироссийская направленность? Помилуйте, её нет и в помине. А вот почему не позвали Москву, я легко объясню: потому, что Москва пока не готова к равноправной – это ключевое определение! – интеграции. Она ведь у нас всегда старшая, а не равная. По этой же причине не срослось и у Союзного государства: российский бизнес готов был схарчить белорусские активы, хапнуть, но не готов был совместно использовать эти активы. И уж тем паче делиться своими. Так что вокруг Москвы новый союз построить пока невозможно. А вот вокруг Минска и Киева – вполне. И мне совершенно понятен интерес Астаны и Баку к этому проекту. Там – равноправное партнёрство, которого Россия никогда никому не предлагает.

Источник

Картина дня

наверх