У России на ближайшие 49 лет появится свой порт на Средиземном море
Объявлено более чем официально, на уровне вице-премьера российского правительства: порт Тартус в Сирии в течение ближайшей недели будет передан в аренду России. На 49 лет. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов после своей встречи с президентом Сирийской республики Башаром Асадом.
Порт для военных и порт для бизнесменов
Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан и на 49 лет порт Тартус перейдёт в эксплуатацию российского бизнеса,
– объявил Юрий Борисов.
При этом он обозначил интересы не только России и её военных, которые уже несколько десятилетий используют Тартус в качестве пункта материально-технического обеспечения флота: «Я надеюсь, что это будет играть в пользу, в первую очередь, сирийской экономики».
Как это будет выглядеть конкретно, вице-премьер не объяснил, но отметил, что использование порта Тартус – «ключевой вопрос, который должен дать положительную динамику».
Борисов рассказал, что соответствующее решение было принято на заседании межправительственной комиссии в декабре 2018 года. Нынешняя его поездка в Сирию «закрепила все эти договорённости», что, впрочем, указывают некоторые аналитики, может означать на деле, что «эти договорённости» не были всё же закреплены на надёжном официальном уровне, и нынешний анонс такого значительного события со стороны в целом не очень разговорчивого вице-премьера означает некий дополнительный узелок ради укрепления достигнутых позиций.
Напомним, что Россия ещё в советские времена держала в Тартусе пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) флота. Хотя это часто называют базой, на деле это именно место стоянки и заправки-загрузки кораблей, нисколько не экстерриториальное по отношению к стране пребывания. То есть никак не военная база с соответствующим правовым положением, оборонительными структурами, собственной военной администрацией и так далее.
Шаг в направлении развития ПМТО к статусу военно-морской базы был сделан в начале 2017 года, когда было подписано соглашение о расширении и модернизации пункта обеспечения в Тартусе. Оно было заключено на 49 лет, а далее должно было автоматически продлеваться на очередные 25 лет, если ни одна из сторон не уведомит другую в письменной форме и – что важно - по дипломатическим каналам о намерении прекратить его действие.
Правовой режим аренды
С точки зрения международного законодательства все обитаемые территории нашей планеты подразделяются на 3 типа: государственная территория, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.
Аренда же территории – это «временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории». В этих обстоятельствах арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией арендодателя, но государство-арендатор может осуществлять на этом участке свою юрисдикцию в соответствии с соглашением об аренде.
Это означает, что порт Тартус становится территорией со смешанным режимом, а по факту – территорией, где будут действовать законы Российской Федерации и осуществляться российская юрисдикция.
Между прочим, на похожих условиях – за исключением того, что на арендуемой территории действует российское законодательство с некоторыми исключениями, – по договору от 1962 года Финляндия арендует у России русскую часть Сайменского канала, соединяющего бассейн Сайменской озёрной системы в Финляндии с Выборгским заливом. Это самый крупный канал у соседей, часть которого проходит по нашей территории и за эксплуатацию которого они платят нам арендную плату.
Говоря проще, Россия получает свой порт в Средиземном море. Можно сказать, личный. Пусть и под верховным правом государства-суверена, то есть в данном случае – Сирии.
Дальше конкретики договорённостей мы не знаем, но, надо полагать, в самом Тартусе тоже должен быть выделен – или построен – отдельный район для проживания персонала российского порта, с соответствующими инфраструктурными, общественными, образовательными, правоохранительными и оборонительными пунктами. То есть в некотором смысле Россия получает и свой город в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Геостратегический и геополитический момент
Итак, порт Тартус становится портом российским. Причём не только военным, но и гражданским. Что это означает для российских геополитических интересов?
С точки зрения военной всё достаточно понятно и даже, как ни странно, прозрачно. В порту остаётся пункт МТО для ВМФ России, но теперь это становится чисто техническим понятием. На деле русский флот – на фактически своей территории – может развернуть полноценную военно-морскую базу. Это, в свою очередь, означает большие возможности увеличить радиус действия русских подлодок класса «Варшавянка», которые пока обладают ограниченной автономностью. Это означает возможность постоянного присутствия надводных кораблей – как стержня будущей Средиземноморской флотилии. Эта флотилия с этой базы будет в состоянии в течение суток поставить завесу вплоть до острова Крит. То есть всё Восточное Средиземноморье становится подконтрольным русским.
Для Сирии арендованный русскими Тартус становится дополнительным гарантом безопасности. Это тоже достаточно очевидно.
Менее очевидно место здесь для бизнеса, о чём, однако, не преминул специально упомянуть Юрий Борисов. Однако и тут прослеживаются довольно очевидные следствия принятого решения.
Разумеется, первыми в Тартус придут закрепляться не Джамал и не Гурген со своими беляшами и хачапури. Хотя и не исключено, что и весь город за портом будет объявлен зоной свободной торговли. Этакой Одессой времён XIX века.
Но всё же первым туда откроет дорогу явно крупный государственный бизнес – нефтяные и газовые корпорации, транспортные компании, торговые трейдеры. Довольно прозрачно просматривается перспектива сделать Тартус большим нефте- и газотранспортным хабом, куда будет подаваться, например, иранская, иракская, а то и кувейтская нефть. А далее, глядишь – и саудовская. И катарский газ. В конце концов, эти бородатые ребята в белых бурнусах так долго кормили гражданскую войну в Сирии как раз для того, чтобы проложить через неё продуктопроводы для своих природных ресурсов. Теперь им могут сказать «пожалуйста!» – только уже под сирийской (точнее, сирийско-российской) юрисдикцией и контролем.
В будущем Тартус вполне может стать одним из важных центров для китайского транспортного проекта «Один пояс – один путь».
Наконец, порт Тартус может – скажем, и должен – стать воротами на Ближний Восток для грузов из России. Зерна, машин, оружия. В общем, того, чем мы богаты и рады – получить за это денежки.
Ну, и из Сирии, конечно, есть что вывезти. Особенно, если путём определённых скидок и известных бизнес-технологий поднаправить сюда экспортные потоки с Ближнего Востока.
Говорят, первые корабли с товарами уже пошли…
Автор:
Покровский Александр
Свежие комментарии