Канцлер ФРГ Ангела Меркель выступила с программным заявлением в бундестаге: Россия усиливается, США враждуют с Китаем, поэтому «автоматически» не будут защищать европейцев. Европа должна быть сильной и не отставать в технологиях
США больше не защитник Европы, ей самой нужно прикладывать больше усилий для обеспечения собственной безопасности.
Об этом заявила сегодня канцлер Германии Ангела Меркель в ходе генеральных дебатов в бундестаге по федеральному бюджету на 2020 год.Глава немецкого правительства уже давно не выступала с программными заявлениями о будущем Евросоюза и на геополитические темы, чем активно занимался с некоторых пор президент Франции Эммануэль Макрон, которого стали рассматривать как неформального лидера Европы.
Это стало давать повод утверждать, что Франция перехватила у ослабленной внутриполитическими проблемами Германии роль ведущей страны Европы, хотя та по-прежнему является главным «кошельком» ЕС. В том числе и в том, что касается восстановления и углубления отношений с Россией, находящихся с 2014 года на исключительно низком уровне, что вредит Европе в возникшем с приходом в Белый дом Дональда Трампа противостоянии с США. Канцлер ФРГ постаралась сегодня развеять впечатление о своей вторичности на европейской сцене.
Что сказала Меркель самого важного?
Европа связана ценностями с этой сверхдержавой (с США), несмотря на все различия во мнениях. Существует много общего, но больше нет автоматизма в том, что они, как во время холодной войны, будут играть роль защитника Европы,
– констатировала Меркель.
По её мнению, «здесь нужен более значительный вклад Европы». Канцлер ФРГ указала на происходящие «серьёзные изменения и смещение сил в мире». Хотя США по-прежнему остаются сверхдержавой «как в военном, так и экономическом отношении», происходит, с одной стороны, «геостратегическое усиление России», а с другой – растущее соперничество между Америкой и Китаем.
В этих условиях, подчеркнула канцлер ФРГ, Европа должна быть сплочённой и сильной, а также преодолеть техническое отставание там, где оно наметилось. Помочь модернизировать ЕС сможет, по словам Меркель, «глобально ориентированная Еврокомиссия» во главе с её бывшей и давней соратницей Урсулой фон дер Ляйен.
И другие темы
Остановилась Меркель конкретно и на некоторых внешнеполитических вопросах, например, российско-украинских отношениях, Сирии, Brexit.
«На нас лежит ответственность за снижение напряжённости между Россией и Украиной», – заявила Меркель. Она добавила, что Берлин работает над «проведением саммита в формате «нормандской четвёрки» через несколько недель, чтобы добиться более значительного прогресса».
В частности, Меркель призналась, что «наблюдает за первыми шагами» в этом направлении президента Украины Владимира Зеленского. Канцлер ФРГ также указала на важность выполнения минских соглашений.
Меркель считает, что ЕС должен приложить больше усилий для политического урегулирования конфликта в Сирии, и она также выразила надежду, что соглашение с Лондоном по Brexit ещё возможно.
Федеральный канцлер пообещала, что Берлин до последней минуты будет делать всё для того, чтобы избежать «жёсткого» Brexit. Но Германия и ЕС, по её словам, должны быть готовы и к такому варианту. Как и к тому, что в будущем на пороге ЕС может появиться в лице Британии сильный конкурент.
Германия и Франция – заодно
Своё слово в ходе генеральных дебатов сказал и глава МИД Германии Хайко Маас, подчеркнувший, в частности, что ФРГ и Франция будут прилагать активные усилия по урегулированию конфликта в Донбассе, в котором после перемен в Киеве наметились позитивные изменения.
Я уверен, что после изменений, которые происходят, появляется возможность оживить минский процесс. Германия и Франция будут предпринимать активные усилия,
– сказал Маас.
Данная тема, затронутая и Меркель, и Маасом, показала, что в Берлине не хотят, чтобы проблема Украины мешала развитию отношений ЕС с Россией. Германия и Франция, таким образом, заодно.
Подводим итоги
Программное выступление Меркель в бундестаге подтвердило, во-первых, что Германия поддерживает Францию в её стремлении улучшить отношения с Россией. Во-вторых, что обе страны, вставшие на путь глубокой интеграции, объединения в стиле Карла Великого, проводят согласованную внешнюю и внутриевропейскую политику.
В-третьих, что Германия не намерена создавать впечатления, что начинает играть в тандеме с Францией подчинённую роль. В-четвёртых, что в обеих ведущих странах континентальной Европы существует насторожённое отношение к Британии. «Жёсткого», чреватого взаимными убытками разрыва с ней никто не желает, но, тем не менее, её уже рассматривают скорее как соперника, чем друга.
В-пятых, можно уже безо всяких сомнений говорить о том, что Германия и многие другие страны Западной Европы – особенно после истории с Гренландией, угроз Трампа вывести США из НАТО, требований «денег за защиту» – перестали доверять Вашингтону и видеть в нём своего «защитника».
И даже если в Америке после президентских выборов к власти придут демократы, к прошлому возврата уже не будет. Это ставит на повестку дня вопрос о создании евроармии и превращении ЕС в более гомогенную структуру. Чтобы уверенней чувствовать себя в мире гигантов – Китая, США, а также России.
Ну и, наконец, Меркель подтвердила своим выступлением в бундестаге, что её рано списывать со счетов, она всё ещё на коне.
Автор:
Латышев Сергей
Свежие комментарии