Киев ждет, когда Путин решит судьбу Украины и Донбасса
Киев откажется от Минских соглашений, если процесс их реализации будет идти «бесконечно долго». Соответствующее заявление сделал министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко.
Глава МИД «незалежной» накануне дал интервью BBC News Украина, где указал, что для Украины эти соглашения не являются «самоценностью».
И допустил, что «рано или поздно» она может эти договоренности «обнулить», если увидит, что они «не срабатывают».Очень многое, по мнению Пристайко, будет зависеть от результатов «нормандской встречи», которая в настоящее время готовится.
Речь о том, что если результаты эти украинское руководство не устроят, то министр считает логичным поставить вопрос, «насколько этот „Минск“ все еще нам необходим».
Он также порассуждал на тему миротворцев, которая в Минских соглашениях отсутствует, не исключив, что для «усовершенствования» такой вариант в дальнейшем может быть там прописан.
«Это возможный апгрейд „Минска“ в новом формате. То есть, если мы не видим, что это срабатывает, тогда, наверное, нужно обращаться за помощью к третьей силе», — сказал Пристайко.
Предварительную дату проведения «нормандской четверки», если верить представителю Киева, уже согласовали лидеры Украины, Германии, Франции. И сейчас все стороны ожидают якобы ответа президента России.
Украинская сторона считает, что после разведения сил в районе населённых пунктов Золотое, Петровское и Станица Луганская, все препятствия на пути к организации саммита на высшем уровне были сняты.
В Кремле, надо сказать, определенный прогресс в том, что касается выполнения Украиной части базовых обязательств, отметили. И констатировали позитивную динамику по целому ряду направлений подготовки к нормандскому формату.
Но есть еще одно условие для того, чтобы переговоры эти состоялись — его ранее обозначил президент РФ Владимир Путин: встреча должна быть хорошо подготовленной и результативной.
А здесь как раз загвоздка.
Тот же Пристайко уже дал понять, что ждать прорыва на этих переговорах не стоит: «лидеры примут коммюнике, проект которого уже согласовали».
Прокомментировать ситуация «СП» попросила директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии, политолога Дениса Денисова:
— Что касается заявления о возможном выходе Украины из Минских договоренностей, то тут для нас нет ничего нового. Это не первый раз, когда украинская сторона пытается таким образом кого-то «подстегнуть» или «напугать» — как кому больше нравится. Подобного рода ультиматумы мы слышим с момента подписания первого минского протокола в сентябре 2014 года.
Что касается конкретного наполнения этой встречи, то Пристайко говорит о том, что по итогам ее должно быть подписано некое четырехстороннее коммюнике. Куда войдут вопросы обмена пленными между сторонами конфликта, а также там будут обозначены потенциально еще двадцать точек разведения сил на линии соприкосновения.
Что, на мой взгляд, очень важно для того, чтобы мир на Донбасс пришел как можно скорее. И вообще для устойчивого перемирия это крайне важно.
Но, в то же время, насколько я понимаю, речь идет о том, чтобы в этом документе был отражен и политический трек Минских соглашений. То есть, те обязательства, которые связаны с особым статусом, выборами, амнистией, конституционной реформой. Потому что мы же знаем прекрасно позицию Зеленского и его окружения на этот счет.
Они прекрасно понимают, что политический трек для них крайне сложен. Во-первых, потому что мало в нем разбираются. А во вторых, потому что разбираться в этом не сильно хотят. Плюс ко всему, внутриполитическая ситуация в стране достаточно нестабильна. И любое движение в сторону выполнения политической части соглашений будет подстегивать их оппонентов к очень жесткой критике в адрес действующей власти.
Вместе с тем, я думаю, есть полное понимание у всех сторон, которые участвуют в «нормандском формате», что без конкретных политических шагов сам «Минск», как таковой, он лишается смысла.
То есть, если осуществлять действия по всем трекам, но опускать политический, то это тогда будут точно не Минские соглашения. Это будет что-то совершенно иное. И в этом «ином» не заинтересованы ни Россия, ни республики Донбасса, думаю, и западные партнеры не заинтересованы.
Особенно, исходя из того, что имплементация «формулы Штайнмайера», как раз находится именно в этой плоскости.
Поэтому позиция России остается очень последовательной. И мы ее прекрасно понимаем. Как понимаем и позицию Киева, который хотел бы минимизировать какие-то свои обязательства после встречи — будь то коммюнике или другие документы.
А вот европейцы традиционно вообще уже стараются дистанцироваться от этих вопросов, от этой проблематики, делая вид, что, по сути, ничего такого неожиданного не происходит.
Но все же до конца года, мне кажется, встреча эта состоится. И на этой встрече обязательно должны быть подписаны документы, связанные с политическим треком.
«СП»: — В интервью Пристайко сказал, что президент Зеленский ждет от Кремля «четкий разговор, чтобы прийти и сказать: что вы реально хотите от нас». Можете пояснить смысл этой фразы?
— Это чисто популистская фраза. Вы же прекрасно понимаете, что у Украины достаточно сложная и неуверенная позиция и в рамках переговоров по «нормандскому формату», и в Трехсторонней контактной группе.
Поэтому они вынуждены использовать риторику, которая, по сути, представляет собой набор лозунгов и каких-то пустых заявлений.
То есть, это традиционный дешёвый популизм, и ничего более.
В этой связи довольно сложно трактовать подобного рода выражения, поскольку за ними — абсолютная пустота.
Если бы они знали что-то, они бы об этом конкретно сказали. Потому что мы уже не единожды убедились в том, что в выражениях эти люди не стесняются. И вообще для них дипломатический этикет, это абсолютно неведомое что-то. Чему их, видимо, в высших учебных заведениях не учили.
«СП»: — По этой же причине они могут и «Минск-2» перечеркнуть…
— Конечно. На самом деле, Украина может выйти из Минских соглашений. Но вопрос: будет ли ей от этого лучше? Это что, посодействует урегулированию конфликта? Или после этого на Украине все заживут очень хорошо?
Опять-таки, сколько этим соглашениям лет, столько говорят о том, что их надо менять. Только как бы это ни было парадоксально, никто до сих пор никакой альтернативы не предложил.
Предложат альтернативу — посмотрим. Тогда можно ее и обсудить.
Пока это абсолютно бессмысленные тоже заявления, которые, скорее, похожи на провокацию. И уж точно не на конструктивный подход к предстоящему диалогу.
«СП»: — Видимо, Зеленский выбрал ту же тактику, что и Порошенко — собирается саботировать Минские соглашения до последнего?
— Думаю, все же не так.
Проблема Зеленского и его окружения заключается в том, что они, возможно, и хотели там по политическому треку продвинуться. Другое дело, что каждый шаг в этом направлении, означает снижение рейтинга и все новые протесты недовольных внутри страны.
Так что они хотят соблюсти хоть какой-то баланс. Однако из-за малоопытности и недальновидности у них это сложно получается, видимо.
При этом все понимают, что без выполнения политической части минских договоренностей, их реализация и приход мира на Донбасс просто невозможны.
«СП»: — А вот Пристайко собирается для этого «третью силу» привлечь, в лице международных миротворцев. Что-то подобное мы уже слышали от Порошенко…
— Тут, опять же, хотеть они могут что угодно. Но для того, чтобы серьезно разговаривать о миссии в рамках ООН, Киеву, во-первых, необходимо будет получить согласие второй стороны. А это — не Россия, как хотела бы того Украина. Это будет означать согласие ДНР и ЛНР.
Во-вторых, у нас же есть сейчас пример позитивных реализаций разведения в трех точках линии соприкосновения. Зачем тогда вмешивать сюда компонент «безопасность», когда, вроде, по этому треку итак существует позитивная динамика?
Они же не снимут вопрос политического трека через миссию ООН.
Так что это тоже из серии абсолютно бессмысленных «хотелок» для шантажа партнеров. Несерьезное заявление. Заявление на уровне каких-то малоопытных политиков, которые совсем не понимают, куда они движутся.
У них ведь еще есть, так называемый, план «Б», который предусматривает вообще «заморозку» конфликта, мол, надо на некоторое время забыть о Донбассе, а потом вернуть эти территории силой.
«СП»: — Есть еще предложение высокой стеной отгородиться от Народных республик…
— На самом деле, они тут могут сделать много разнообразных пакостей. Другое дело, позитивно это скажется на них самих или негативно?
Вот у меня убеждение, что все варианты для них идут с минусом. Но в случае, если будут реализованы (хотя бы, частично) Минские соглашения, у них хоть какой-то шанс есть задержаться еще на какое-то время во власти.
Свежие комментарии