На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 745 подписчиков

Свежие комментарии

Реформы миграционного законодательства: главное – не обесценить российский паспорт

В течение последнего года российский президент многократно выступал с инициативами, касающимися упрощения пребывания граждан Украины на территории Российской Федерации и получения ими гражданства РФ. Эти инициативы подкреплялись также реальными шагами. Так, уже более трёх месяцев жители ДНР и ЛНР имеют возможность подать документы на получение российского гражданства по упрощённой процедуре.

А в конце июля вышел президентский указ об упрощении порядка получения вида на жительство некоторым категориям иностранцев.

 

В цейтноте

Изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подписанные Владимиром Путиным, официально опубликованы 2 августа и вступят в силу через 90 дней после этой даты. Хотя в названии документа не фигурирует слово «Украина», нет никаких сомнений в том, кого в первую очередь касаются данные изменения. Хотя бы в силу того, что именно граждане Украины, в силу обстоятельств либо по собственному желанию оказавшиеся на территории России, чаще всего сталкиваются с трудностями в легализации.

Если в 2014 году Россия предоставляла статус временного убежища украинским беженцам из районов, где по сей день бушует война, или находящимся под угрозой преследования со стороны боевиков-неонацистов в других регионах Украины, «на потоке», то после заключения Минских соглашений ситуация резко изменилась. Во-первых, в Донбассе «наступил как бы мир». Именно так, в кавычках, поскольку в условиях «как бы мира» под обстрелами карателей по-прежнему гибнут мирные жители. Во-вторых, схлынула волна насильственных мобилизаций, от которых бежали в Россию многие жители регионов, не охваченных войной. В-третьих, ужесточились и правила предоставления временного убежища тем, кто не попадает ни под одну категорию беженцев, ни под другую. Российские правоохранители для рассмотрения заявки на предоставление данного статуса стали требовать документального подтверждения преследований со стороны украинских властей либо неонацистских группировок. И если получившие «підозру» в совершении «антигосударственных преступлений» ещё могли подтвердить преследование, то те, кто не дождался прихода к ним домой «прокурорских», или объявленные «врагами нации» какой-нибудь неонацистской бандой, таким «счастьем» не обладали.

Ситуация усложнялась ещё и тем, что российское законодательство не предусматривает предоставление политического убежища гражданам государств, с которыми у РФ отсутствует визовый режим. Сколько бы уголовных дел против просящего его не завели на родине по политическим мотивам, какими бы карами ему не грозили! Немало людей, не ведавших о данной «мелочи», пострадали, поскольку режим «90/180» жёстко действовал для всех, вне зависимости, за какими документом он обращался к российским властям: прожив 90 дней в Российской Федерации, человек обязан был покинуть её пределы на 180 дней, через которые ему разрешалось вновь пересечь границу России. Даже если он по ошибке оформлял не те документы, но потом исправился и ему не хватило буквально несколько дней для получения «правильного» статуса. Так что оставалось три пути: становиться нарушителем миграционного законодательства, выезжать в ДНР и ЛНР, где его далеко не всегда ждали с распростёртыми объятиями, либо ехать домой. При этом, напомним, по возвращении на Украину его ждали сотрудники СБУ либо боевики из С14, «Азова» или других фашистских банд.

Долгая дорога к надежде

Какой бы путь легализации на территории России ни выбрал выходец с Украины – временное убежище, получение вида на жительство, получение гражданства по программе переселения соотечественников либо в качестве носителя русского языка – когда-нибудь его «бумажная» эпопея упиралась в документ с названием «Разрешение на временное проживание». Причём, помимо очень существенных (особенно для семейных людей) денежных и временны́х затрат, его получение упиралось в получение квоты на него. Которая в ряде регионов исчерпывалась уже в первые дни января каждого года. Ещё одна трудность – регистрация по адресу, где обязан проживать соискатель РВП. Причём контроль за тем, что он реально проживает там, где зарегистрирован, очень жёсткий: в противном случае владельцу жилья, «прописавшему» мигранта, фактически не живущего по данному адресу, грозит уголовное (!!!) дело. Посему попытки найти согласного прописать у себя мигранта всегда выливались в сложноразрешимую проблему.

Есть и ещё одна тонкость. Существует несколько категорий вынужденных мигрантов, которые в силу своей специальности не могут воспользоваться действующими миграционными программами. Просто потому, что регионы, где есть для них работа, не участвуют, например, в Программе переселения соотечественников. До недавнего времени гражданам Украины невозможно было получить паспорт РФ и как носителям русского языка, поскольку соответствующая государственная программа требовала подтверждения выхода из прежнего гражданства, а украинское законодательство не позволяет сделать это без колоссальных денежных затрат, невообразимого количества справок и пятилетней «паузы» перед изданием соответствующего президентского указа. А менять профессию – значит обрекать себя и членов своей семьи на полуголодное существование из-за низкой квалификации в новой специальности и отсутствия опыта работы по ней. Поэтому они вынуждены выбирать «долгий» путь получения гражданства – через обретение вида на жительство. И уже только после нескольких лет проживания по нему подавать заявление на получение российского паспорта.

Именно поэтому закон, подписанный российским президентом, является просто гигантским шагом вперёд по облегчению участи тех, кто нашёл в России новую родину. Поскольку он предусматривает упрощённый режим получения вида на жительство и РВП для нескольких категорий лиц.

Лучшее, конечно, впереди

Начнём с того, что после вступления в силу указанного закона без квоты будет выдаваться разрешение на временное проживание иностранцам, родившимся в России, состоящим в браке с гражданами РФ. Распространяется правило на поступивших на военную службу, участников Программы переселения соотечественников, а также граждан Украины и лиц без гражданства, которые признаны беженцами и получили убежище в РФ.

Куда шире круг лиц, которые могут рассчитывать на беспроблемное получение вида на жительство. Это бывшие граждане СССР, родившиеся на территории РСФСР, дети до 18 лет, чьи родители постоянно живут в России или получают вид на жительство вместе с детьми, а также родители или дети граждан РФ, постоянно проживающих в стране. Вид на жительство получат лица без гражданства, до 5 сентября 1991 года бывшие гражданами СССР и прибывшие в РФ для проживания до 1 ноября 2002 года, а также те, кто сами или их родственники оказались депортированы с территории Крымской АССР.

Вместо документа на определённый срок вводится бессрочный вид на жительство, хотя он может быть аннулирован, если в течение двух календарных лет после его получения иностранный гражданин не подтвердит своего проживания в России. При этом для иностранцев, получивших вид на жительство до 1 января 2015 года, при подаче ими заявления о выдаче бессрочного ВНЖ нужно представлять документ, подтверждающий владение русским языком и знание истории России и основ законодательства РФ, лишь однократно. Срок же рассмотрения запроса о выдаче вида на жительство сокращается с шести до четырёх месяцев, а также будет происходить по упрощённой процедуре для квалифицированных специалистов и членов их семей, не менее полугода работающих в России.

Последний факт, а также обещание ВНЖ носителям русского языка – настоящая революция в облегчении жизни покинувшим Украину. Ведь не секрет, что многие беженцы живут в России, купив патенты на право трудовой деятельности. И, проработав полгода или более, они теперь будут иметь право получить вид на жительство, минуя «многострадальное» разрешение на временное проживание. Кроме того, русским языком прекрасно владеют, за редчайшими исключениями, все выходцы с Украины. Теперь им будет достаточно сдать не самый сложный экзамен, чтобы превратиться из потенциальных нелегальных мигрантов в будущих граждан Российской Федерации. Разумеется, если они не предпочтут жить по виду на жительство, не получая российского паспорта.

***

Даже несмотря на столь радужные перспективы стать гражданами РФ по очень упрощённой процедуре, наверняка найдутся те, кто останется недоволен переменами. Увы, но такова натура тех, кому Владимир Владимирович Путин лично не принёс уже оформленный российский паспорт, а необходимость некоторое время пребывать в России по виду на жительство «унижает их человеческое достоинство». Тем не менее последовательность и стратегический подход российского руководства к вопросу стягивания «под крыло» России людей, считающих себя частью Русского мира, налицо. Аккуратная, взвешенная политика, которая ведётся сдержанно, поступательно, но неуклонно. И если изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подписанные 2 августа 2019, покажут, что принесли пользу государству Российскому, следует ожидать и других шагов, обещанных Владимиром Путиным в направлении облегчения участи граждан экс-СССР, желающих стать россиянами.

Но не стоит ждать «автоматической раздачи российских паспортов», как жаждут или пугают некоторые. Россия не может себе позволить обесценивания своего гражданства.

Александр Горохов, ИА Альтернатива 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх