Заметной вехой современного киргизского общества стало смещение гражданской активности с улиц и площадей в интернет-пространство
Киргизские эксперты бьют тревогу. В последнее время все чаще используются фейковые новости для того, чтобы посеять среди жителей среднеазиатской республики недоверие к Евразийскому союзу.
Фото с сайта kremlin.ru
На круглом столе «Анализ феномена постправды в социальных сетях Интернета», который прошел в Бишкеке 12 апреля 2018 г., Заместитель директора Фонда «Евразийцы — новая волна» Д. Бердаков заявил, что сегодня реалии таковы, что именно из Интернета и некоторых традиционных СМИ фейковая или непроверенная информация попадает на улицы и ретранслируется гражданами по принципу «из уст в уста», зачастую обрастая все новыми подробностями.
Причем практика показывает, что наиболее скандальные и провокационные сообщения их авторы удаляют со своих страниц, однако запущенный слух продолжает циркулировать в обществе, деструктивно воздействуя на социальный климат и общественно-политическую ситуацию в целом. Таким образом, Интернет открывает практически неограниченные возможности для существования постправды.
Согласно исследованию Бердакова, активными пользователями соцсетей за февраль 2018 года в Киргизии были 457 490 авторов. Причем наибольшую активность граждане проявили в Facebook — 45,78%.
Мониторинг социальных сетей также показал, что в республике действует более 30 Facebook-страничек с охватом аудитории от 25 тысяч подписчиков, более 50 Instagram-аккаунтов с охватом аудитории, превышающей 150 тысяч подписчиков в каждом из них. Помимо этого в стране активно функционируют около 20 страничек в «Одноклассниках», аудитория в каждой из них превышает 25 тысяч подписчиков.
Преимущества глобальной паутины с точки зрения охвата аудитории, почти повсеместной, не ограниченной границами государств, доступностью и высочайшей оперативностью, по достоинству оценили представители так называемых традиционных СМИ. Каждое уважающее себя издание, новостное агентство или радиостанция имеет страницы в Интернете. Таким образом обеспечивается колоссальный охват аудитории в режиме онлайн.
Заметной вехой современного киргизского общества стало смещение гражданской активности с улиц и площадей в интернет-пространство. Можно сказать, что социальные сети сегодня — это не просто пространство для общения, получения и обмена информацией.
Это площадка для продвижения политической повестки и идеальная среда для существования постправды, которая как раз и направлена на достижение политических интересов.
Технология постправды в киргизских условиях строится на двух основных факторах:
— яркая, агрессивная подача фейковой новости или утверждения с расчетом на эмоциональное восприятие человека;
— учет особенностей аудитории, на которую она направлена.
Подавляющее большинство пользователей соцсетей — это молодежь от 15 до 35 лет. Для образа жизни молодых людей характерны мобильность, динамика, высокая степень пассионарности и присущий молодежи «дух бунтарства».
Темп современной жизни молодого поколения не предполагает чтения длинных, наукообразных, часто скучных статей или заметок, изобилующих цифрами и фактами. Характер информационного обмена — короткий пост, лайк, перепост, удачный мэм, главное — чтобы они попали в резонанс с душевным состоянием большой массы людей.
На этом и построен расчет творцов постправды. Применительно к Евразийскому интеграционному проекту ее эффект проявляется в том, что, по сути, Евразийский экономический союз зачастую воспринимается «положительно» или «негативно» в социальных сетях, не на основе фактов и выверенных суждений, а на основе ценностей и эмоций.
Большая часть негативных мифов о влиянии ЕАЭС в Киргизии в 2017 году не имела под собой объективных оснований. Это подтверждается и социологическими исследованиями реального отношения населения Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Так, по последним данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», в 2017 г. вступление Киргизии в ЕАЭС положительно оценивало 83% населения страны. Следует напомнить, что в 2014 году лишь 50% населения Киргизии поддерживало перспективу вступления республики в союз, а 30% выступали против.
Однако, на просторах «постправды» сформирована и наблюдается иная картина.
Как показывают результаты исследований социальных сетей Кыргызстана, 74% процента публикаций в соцсетях Кыргызстана (а это 365 постов) были негативными и лишь 126 публикаций (26%) позитивными.
Наиболее активно фейки о ЕАЭС распространяются на следующих страницах «Фейсбука» — «Кыргызстан против Таможенного Союза», Компр. KG, Компромат Кг, Антикоррупция KG, Askat Dukenbaev, Алмаз Алмаз, Улан Джумаков и др. К слову сказать, эти же ресурсы уделяют постоянное и особо пристальное внимание событиям, происходящим в Российской Федерации, как правило — в негативном ключе.
Можно говорить о том, что формируется иная, виртуальная реальность, далекая от объективной картины мира.
При формировании негативного отношения к ЕАЭС время от времени меняется набор мифов, используемых противниками объединения. Фейки, опровергнутые реальной действительностью, в виртуальной уступают место новым.
По данным за февраль текущего года, наибольшее количество негативных упоминаний в соцсетях связано с проблемами пересечения границ содружества. Ярко, доходчиво, эмоционально: затрагивает чувство национальной гордости и достоинства. И главное — почти справедливо. Почти.
За одним только исключением: не рассматриваются причины пристального внимания погранслужб к пересекающим границу. А их — множество: недостоверные документы, подтверждающие личность, неадекватное поведение во время прохождения паспортного контроля, совершенные ранее административные правонарушение, нахождение в «черном списке» и т. д.
При этом никто не ставит себе задачи выяснить, какова доля подобных эксцессов в общем потоке миграции, который только для Российской Федерации в среднем по месяцу составляет до 35 000 въездов–выездов.
Коррупция — вторая по частоте упоминаний в соцсетях тема, уж точно никак не относится к вопросу членства Кыргызстана в ЕАЭС. Критика Кремля и России с точки зрения целесообразности участия Кыргызстана в ЕАЭС, что называется, вне всякой критики.
Опять же среди пользователей Сети превалирует эмоциональный фактор: огульная критика «имперских амбиций» России в тренде «цивилизованных стран Запада».
По факту же «имперскость» России по отношению к Кыргызской Республике это:
— списание внешнего долга перед Россиией:
— рабочие места для более 700 тысяч кыргызстанцев;
— денежные переводы трудовых мигрантов, объем которых равен 35% ВВП;
— 500 миллионов долларов на адаптацию экономики к условиям ЕАЭС;
— 10 миллионов долларов на обеспечение горячими школьными завтраками;
— обеспечение безопасности Кыргызской Республики перед лицом угрозы распространения терроризма, особенно с учетом близости такого нестабильного региона, как Афганистан.
Список можно продолжать еще долго.
Иную картину мы наблюдаем среди пользователей Кирнета — сторонников интеграции. За некоторым исключением их аргументы основываются на экономических преимуществах ЕАЭС.
Свежие комментарии