Появление иранской военной базы в Латакии может спровоцировать новые авиаудары Израиля и США в Сирии. Но нужно ли России давить на Иран и мешать его выходу к Средиземному морю?
Пока одни журналисты ищут причины возгорания Нотр-Дам-де-Пари, а другие переживают за судьбу выданного эквадорским посольством Джулиана Ассанжа, на Ближнем Востоке появился ещё один повод для большой войны.
С октября этого года Иран будет арендовать у Сирии порт в Латакии и построит там базу для ВМС. Решение было принято во время февральской встречи Башара Асада с Хасаном Рухани в Тегеране.Надо сказать, что Иран и так силён в Сирии, имеет там около десятка опорных пунктов и порядка 12 тысяч военных. Но если он обзаведётся ещё и базой на восточном берегу Средиземного моря, то Иран будет просто не остановить. Примерно так эти телодвижения воспринимают в Израиле, где Исламская Республика считается «врагом номер один».
Угроза России?
Казалось бы, какая России разница? Ну, появится у Ирана ещё одна база. Ну, повозникают там израильтяне. Делов-то. Всё бы ничего, если бы в Сирии не было русских. Проблема состоит в том, что иранцы свою базу будут строить в Латакии, в 72 километрах от базы ВМС России в Тартусе и авиабазы в Хмеймиме.
Израиль своим поведением уже много раз показывал, что не потерпит в Сирии иранского присутствия. Передача российских С-300 хоть и изменила маршруты полётов ВВС ЦАХАЛ, но не остановила их. Израиль наносит авиаудары, залетая со стороны Ливана и Ирака.
Расстояние от места, где будет создана иранская база, до российских баз приличное, но не безопасное. Если завтра Израиль начнёт бомбить Латакию, ситуация со сбитым транспортником Ил-20 может повториться. Даже если до этого не дойдёт, то всё равно военная агрессия Израиля недалеко от позиций ВКС испортит российско-израильские отношения.
Ситуация может принять ещё более тревожные масштабы, если к делу подключатся Штаты. Ведь Дональд Трамп, так же как и Биньямин Нетаньяху, не успокоится, пока не выгонит Иран из Сирии. А значит, расширение иранского военного присутствия будет давать новый повод для нанесения США ракетного удара. Легальная почва для атаки уже готова – Вашингтон на днях внёс Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) в список террористических организаций.
Асад предпочёл иранцев русским?
Ещё один риск для России связан с Башаром Асадом. Некоторые эксперты полагают, что сирийский президент может уйти из-под влияния России, сблизившись с Ираном. Аргумент состоит в том, что в противостоянии с Израилем российские С-300 молчат, а вот иранские ПВО будут Сирию непременно защищать от израильских авианалётов.
Асад плавно выходит из-под влияния Москвы, уже не так часто, как прежде, совещается с российским президентом Владимиром Путиным и не просит военной помощи. Это нормальное явление для Ближнего Востока, когда падишах начинает забывать о тех, кто помог защитить дворец, и всё выше поднимает голову, над которой уже не рассекают сталью воздух острые ятаганы. В общем, с Путиным Асад не посоветовался, решив, что коль была трёхлетней давности договоренность с Рухани, то нет смысла по прошествии времени напоминать о ней сейчас,
– пишет «Свободная Пресса».
Такая оценка вписывается в подход, который проповедуют либеральные круги в России. Они считают, что иранское влияние в Сирии опасно для Москвы и портит её отношения с «партнёрами» в Тель-Авиве. Однако либералы игнорируют тот факт, что Россия, в отличие от Ирана, имеет более широкий круг партнёров в регионе и может общаться напрямую как с Тегераном, так и с его противниками в Тель-Авиве и Эр-Рияде. Асад заинтересован в деизоляции в арабском мире, а её не может обеспечить Иран – в отличие от российского МИД, собравшего сегодня министров стран ЛАГ в столичном «Президент-отеле». Такая особенность, наряду с превосходством ВКС в сирийском небе, делает Москву незаменимым союзником Дамаска.
Почему России нельзя «сливать» Иран
Перечисленные выше риски войны, быть может, несколько преувеличены, но всё же существуют. Но значат ли они, что России нужно мешать Ирану закрепляться на восточном берегу Средиземного моря?
И вот здесь, взвесив все за и против, приходишь к выводу, что нет.
Во-первых, ограничивая Иран, Россия автоматически усиливает США и Израиль. То есть тех, кто пытается расчленить Сирию. Израиль в 1967 году захватил Голанские высоты и не собирается их возвращать. Соединённые Штаты поддерживают курдских ополченцев и их руками создают за Евфратом независимый Курдистан. В отличие от американцев и израильтян, Иран вместе с Россией занимается восстановлением единства Сирии и борется с террористами.
Во-вторых, Иран – потенциально важный экономический партнёр России. Он уже участвует в проекте «Север–Юг», соединяющий Москву через Баку и Тегеран с Индийским океаном. Вдобавок к этому Иран может дать России прямой выход к Средиземному морю. Тегеран тянет железную дорогу в Латакию через Ирак и Сирию. Для завершения этого прерванного сирийской войной проекта нужно достроить пару километров путей в Ираке и 3% полотна в Сирии. У России с Ираном есть морское сообщение через Каспийское море. Поэтому ничто не мешает Москве присоединиться к этому транспортному коридору.
Военная база Ирана в Латакии повышает риски агрессии Израиля и США в регионе. А когда они были низкими? Но ссориться в данной ситуации с Тегераном ради США и Израиля России выйдет себе дороже.
Автор:
Гасанов Камран
Свежие комментарии