В Польше опасаются, что теперь их заставят вернуть собственность жертвам Холокоста на $300 млрд. Счет могут выставить и бывшему польскому Львову
В мире вновь вспомнили о реституции — так на юридическом языке называют возвращение захваченного имущества его прежним владельцам или их потомкам.
В этот раз речь идет о жертвах Холокоста, нацистского геноцида евреев. В этом месяце президент США Дональд Трамп подписал закон о передаче потомкам отнятой у них собственности.
Это билль 447, или JUST (Justice for Uncompensated Survivors Today — «Справедливость для выживших, оставшихся без компенсации»). По нему Госдеп США должен поддерживать еврейские организации, которые добиваются возвращения домов погибших во время Второй мировой войны евреев или выплат компенсаций за утраченное имущество.
Собственность должны вернуть наследникам жертв геноцида, а если их не осталось, то еврейским организациям, которые занимаются сохранением памяти о Холокосте (этот момент вызывает больше всего споров, поскольку имущество перейдет в руки тех, кто не имеет прямой связи с жертвами геноцида, но сторонники закона видят в этом поддержку выжившим и помощь в просветительской деятельности по теме геноцида).
Больнее всего инициатива Трампа бьет по странам Восточной Европы, в которых в военные годы нацисты и их местные приспешники убили больше всего евреев.
Мишенью закона эксперты называют Польшу, в довоенные годы это было самое «еврейское» государство в Европе, там жило больше 3 млн евреев. Большинство из них, около 90%, погибли в гитлеровских концлагерях и при массовых погромах.
Отнятое у них имущество эксперты оценивают примерно в $300 млрд. Это дома, земельные участки, заводы и фабрики, которые отобрали сначала нацисты, а затем национализировали пришедшие к власти коммунисты.
«После падения коммунизма в 1989 году родственники бывших владельцев через суды пытались вернуть отнятое у их семей имущество или добивались компенсации, но безуспешно. Жилье уже приватизировали новые владельцы, а государство вложилось в ремонт бывших еврейских предприятий», — рассказал «Стране» польский журналист Марчин Ковальчик.
Дело о возвращении еврейского имущества может коснуться и Львова, который до войны входил в состав Польши.
До гитлеровской оккупации в столице Галичины жило 130 тысяч евреев. По численности это была вторая этническая группа в городе после поляков.
«Страна» вместе с экспертами разбиралась, придется ли полякам и львовянам возвращать потомкам жертв Холокоста их дома и предприятия.
«Закон о реституции поссорит государства и общества»
В основе закона 477 лежит принятая в 2009 году Терезинская декларация (названная по месту ее принятия в Терезине, бывшем еврейском гетто и концлагере в Чехии). Документ подписали 46 стран после Пражской конференции по вопросу имущества времен Холокоста. Автограф поставила и Украина.
Эти государства обязались вернуть отнятое у жертв еврейского геноцида имущество.
«Американский закон JUST носит скорее символический характер, поскольку не предусматривает санкций против стран, которые не отдали еврейскую собственность наследникам. Зато наносит серьезный имиджевый удар и бьет по межгосударственным отношениям, ведь тема Холокоста в мире очень болезненна. Не зря против билля 477 протестовала польская диаспора в Америке, на конгрессменов пытались давить, а в самой Польше он вызвал возмущение», — рассказал «Стране» американский журналист-международник Чарльз Фраго.
Польские власти назвали закон «дискриминационным», а местные националисты пикетировали посольство США в Варшаве. «Ж@ды не получат от нас ни гроша», — заявил Роберт Винницкий, депутат Сейма и лидер Национального движения. А в польских соцсетях разошлись видеомемы, мол, «Кукиш вам!».
Кшиштоф Лапински, пресс-секретарь польского президента Анджея Дуды заявил, что нельзя ожидать от Польши компенсации за убытки и ущерб, нанесенный нацистской Германией, которая инициировала Вторую мировую войну и жестоко оккупировала Польшу.
По мнению Лапински, акт США «может быть опасным в том смысле, что могут формулироваться претензии», и что этот вопрос надо решать на дипломатических переговорах.
Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович на выступлении в клубе польской интеллигенции в Варшаве тоже раскритиковал такие действия США и Трампа. Он сказал, что во время Второй мировой войны умирали и поляки, а их имущество тоже переходило государству, если не было потомков. И что нельзя ставить в неравные права поляков и евреев.
«По польскому законодательству, в случае отсутствия прямых наследников, имущество переходит в собственность государства, а в данном случае речь идет о возможности приобретения такого права еврейскими организациями. Вопрос реституции всегда будет вызывать конфликтные толкования, ибо в любом случае найдутся те, которых не устроит решение государства. И хоть к ответственности за невыполнение закона 447 привлекать не будут, это декларативный документ, он все же станет предметом споров между государствами и обществами», — прогнозирует в беседе со «Страной» Ирина Верещук, президент Центра Балтийско-Черноморских исследований.
С другой стороны, Польша всегда была главным союзником и партнером США в Европе, поэтому польские дипломаты надеются на компромисс. Среди аргументов они упоминают военное и энергетическое сотрудничество.
«В законе 477 больше политики. Это очередной реверанс в сторону влиятельного израильского лобби, после отмены ядерной сделки с Ираном и признания Иерусалима столицей Израиля. За это израильские политики уже назвали Трампа величайшим другом своего государства», — говорит Фраго.
«Ответка» на польский закон по еврейскому вопросу
Билль о реституции эксперты называют «ответкой» США и Израиля на взгляд польских властей на историю Холокоста. Речь идет о скандальном законе по еврейскому вопросу, который приняли этой зимой в Польше.
Это поправки к закону «Об Институте национальной памяти», по которым могут дать от трех до пяти лет тюрьмы за публичные заявления о причастности поляков к Холокосту, а также за прославление украинских националистов (в Украине его назвали «антибандеровским»). В частности, под запретом выражение «польский лагерь смерти».
В последние годы Варшава переживает болезненные дебаты о роли страны в преступлениях нацистской Германии, в том числе против еврейского населения. Во время войны там были построены концентрационные лагеря смерти, в том числе Освенцим и Треблинка (кстати, сама Польша требует репараций от немцев в размере $850 млрд — во столько Варшава оценивает ущерб, который нанесла Германия во время Второй мировой войны, Берлин говорит, что все военные счета давно закрыты).
Польский закон сильно возмутил евреев по всему миру и вызвал очень гневную реакцию правительств Израиля и США. Вашингтон призвал польские власти пересмотреть закон.
«Польша совершила ошибку, открыв таким образом «ящик Пандоры». Варшава побудила еврейские организации США, которые имеют большое влияние на Конгресс и на власть в целом, действовать категоричнее и радикальнее, отстаивая свое право на уважение к жертвам Холокоста, а также на право знать правду о событиях тех лет», — говорит Верещук.
«Украине придется вернуть евреям собственность или выплатить компенсации»
Что касается Украины, то нас эти проблемы могут коснуться в случае, если вопрос о вступлении нашей страны в ЕС перейдет в практическую плоскость.
«Реституция пока в Украине не происходит, поэтому американский закон послужит нашим властям напоминанием о том, что эту проблему придется решать. Практически все страны Европы прошли через процесс реституции еврейской общинной собственности. У нас это начнет происходить, когда мы подойдем к вступлению в Европейский Союз. Украина будет должна вернуть еврейской общине или общинную собственность, включая синагоги, молитвенные дома, школы, больницы, или предоставить материальную компенсацию за её утерю», — сказал «Стране» Эдуард Долинский, глава Украинского еврейского комитета.
Особенно много еврейского имущества на Западной Украине, бывших польских земель.
«Евреи жили во Львове испокон веков, пока их массово не истребили нацисты с пособниками. До 1939 года еврейским купцам принадлежали сотни магазинчиков, кафешек, отелей, фабрик и заводов. Например, крупный бизнесмен Ион Шпрехер, владелец крупнейшей строительной фирмы в Галиции, построил первый львовский «небоскреб» — семиэтажное здание за памятником Адаму Мицкевичу в центре города, в советские годы там был Дом книги, а сейчас магазины. Шпрехера называли местным Скруджем, он ел только картошку с маслом и ходил пешком, чтобы не тратиться на проезд. Но зато в деле строительства он не скупился. Во Львове жило много еврейских ученых, художников, писателей, актеров, юристов — знаменитых во всей Европе. У львовских евреев помимо недвижимости и бизнеса были десятки синагог, дом мудрости «Бет Гамидраш», собственный суд. В старом еврейском квартале после войны остался лишь фрагмент синагоги «Золотая Роза», которую в 1942 уничтожили нацисты», — рассказывает Григорий Стахурский, специалист по истории Львова.
В годы войны большинство львовских евреев убили. Львовское гетто было третьим по величине после Варшавского и Лодзинского.
«Как утверждают еврейские авторы, в начале июля 1941 года во Львове во время трехдневных погромов погибло от 2 до 6 тыс. евреев. В так называемые «дни Петлюры» (июль-август-1941) украинская полиция уничтожила еще около 5 тысяч львовских евреев, преимущественно из числа интеллигенции. В целом же антиеврейские погромы имели место в 58 городах и городках Западной Украины (погибло 24 тысяч евреев)», — говорит «Стране» Оксана Боруцкая, научный сотрудник Львовского музея истории религии.
Среди историков ведутся споры о причастности львовян к убийствам евреев. Одни настаивают, что многие горожане укрывали евреев, рискуя своей жизнь. Но есть и другие свидетельства очевидцев, которые говорят о причастности к погромам местного населения, которое поддержало нацистов.
«В июне 1941 года, на девятый день войны, во Львов вошли гитлеровские войска вместе с батальоном «Нахтигаль», состоящим из украинских солдат (в нем служил, в том числе, будущий командир УПА Юрий Шухевич — Прим.Ред.). Была создана Украинская полиция для Львова и целого дистрикта. Совместно с немецкими зондеркомандами она осуществляла аресты и погромы. Немецкие жандармы вместе с полицейскими и добровольными помощниками выгоняли евреев из домов, заставляли их чистить улицы голыми руками или своей одеждой. При этом били их палками и железными прутьями. Многих евреев убили на месте», — писал о кровавой странице во львовской истории Яков Хонигсман, еврейский историк, автор многочисленных книг по истории евреев Галиции.
Антисемитские выпады обострят отношения с Израилем
Эксперты говорят: вопрос реституции жертвам Холокоста для Украины может обостриться на фоне растущего национализма и все более громких антисемитских скандалов, которые в последнее время участились в нашей стране.
Свежий пример — скандал вокруг Василия Марушинца, консула Украины в Гамбурге и уроженца Закарпатья, которого уличили в откровенных антисемитских постах в соцсети и почитании гитлеровцев. Антисемитскими речами «отличился» и Владимир Москаль, мэр прикарпатского Сколе на Львовщине и член «Правого сектора».
«Чем больше в Украине будет таких марушинцов, тем хуже для отношений с Израилем и мировым еврейским движением», — говорит «Стране» политолог Константин Бондаренко.
Периодически в Украине возникают инциденты с еврейскими организациями. Прошлым летом в действующую синагогу на ул. Братьев Михновских во Львове бросили «коктейль Молотова», а на домах еврейской общины в центре города появились оскорбительные надписи — «Геть ж@дівську владу» и «Ж@ди, пам’ятайте 1 липня».
«Это намек на погромы во Львове, которые прошли с 30 июня по 2 июля 1941 года и во время которых погибли семь тысяч евреев», — считает Адель Дианова, директор Всеукраинского еврейского благотворительного фонда «Хесед-Арье».
В эти же дни во Львове прошел «Шухевичфест» в честь 110-летия со дня рождения одного из предводителей ОУН и главнокомандующего Украинской повстанческой армии (УПА) Юрия Шухевича, которого обвиняли в участии в убийстве евреев.
Долинский прямо связывал фестиваль имени Шухевича и нападение на синагогу, считая, что за инцидентом стоят местные ультраправые радикалы.
«Фестиваль в память о Шухевиче прошел 30 июня – 2 июля – в дни, когда в 1941 году во Львове произошел еврейский погром. Это, например, как если бы еврейская община в день поминовения жертв Голодомора устроила «Каганович-фест» (Лазаря Кагановича, близкого сподвижника Сталина и руководителя Советской Украины в 20-е годы, некоторые историки считают причастным к организации Голодомора, — Прим.Ред.)», — говорит Долинский.
Во Львовском горсовете осудили «акты вандализма» в отношении евреев. «Львов всегда был, есть и будет городом толерантным», — заявил тогда заммэра Львова Андрей Москаленко.
Кстати, накануне «Шухевичфеста» еврейские организации требовали отменить праздник, считая обидным и циничным его проведение в дни памяти жертв еврейских погромов.
«Это событие оскорбляет память о тех, кто погиб во время Холокоста. Роман Шухевич служил в батальоне «Нахтигаль», который сотрудничал с нацистскими войсками. Украинские националисты из УПА и «Нахтигаля» охотно участвовали в погромах, в которых в начале июля 1941 года было убито до 4 тысяч евреев», — говорилось в обращении Национальной коалиции в поддержку евроазиатского еврейства накануне «Шухевичфеста».
А гендиректор Всемирного еврейского конгресса Роберт Сингер заявил: «Прискорбно, что Львов проведет мероприятие в честь убийцы-антисемита именно в годовщину жестокой резни, в которой погибли тысячи евреев».
Сами украинские националисты отметают как причастность Шухевича к еврейским погромам в годы войны, так и обвинения в нападениях на синагогу его современных фанов.
Поляки грозятся выставить Украине счет на $5 млрд
К слову возвращать свои довоенные владения Украину могут заставить не только евреи, но и поляки.
На государственном уровне речи и реституции пока не идет, но в последние несколько лет в Польше набирает обороты организация «Реституция Кресов». Активисты подготовили несколько тысяч дел для судебных исков по возвращению бывшего имущества в Западной Украине, которое принадлежало выселенным после Второй мировой войны полякам.
Всего, по информации главы организации Конрада Ренкаса, такие права могут предъявить около 150 тысяч поляков. «Общая сумма исков может составить $5 млрд. Это плата за польские дома, земли, фабрики, фермы, мастерские», — подсчитал он.
«Собираемся обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Ряд польских депутатов Европарламента готовы работать в этом направлении», — заявил «Стране» Ренкас.
«Польские власти могут пересмотреть законодательную базу, которая касается этого вопроса. Правящей партии хватит голосов в Сейме», — сказала «Стране» Верещук, директор Центра Балто-Черноморских исследований.
Пока же, по словам эксперта, юридически эти дела обречены на поражение в европейских судах.
«Еще в 90-х годах в Польше был принят соответствующий закон с четкой процедурой возврата и возмещения за причиненный ущерб тем полякам, которые потеряли имущество в результате выселения с восточных земель в первой половине XX века, — говорит Верещук. — Это было требованием ЕС к Польше, которая обязалась решить этот вопрос к вступлению в 2004 году. То есть, с точки зрения Европы данная тема закрыта и вряд ли поляки, даже если у их властей возникнет такое желание, смогут повернуть ситуацию в свою пользу».
Александра Харченко, «Страна», Украина
Свежие комментарии