Западные СМИ о «царском» подарке президента США России, переполохе из-за королевского визита, российско-иранском столкновении и об окончательном отказе Москвы от Украины
Визит короля Саудовской Аравии Салмана во главе огромной делегации из политиков, дипломатов и бизнесменов в Москву на прошедшей неделе взбудоражил западные СМИ. Прибытие монарха влиятельной ближневосточной державы в российскую столицу называют и «новой эпохой во взаимоотношениях двух стран» и «показателем провала внешней политики США». Как известно, средства массовой информации, в том числе в «оплоте демократии и свободы», являются зачастую выразителем интересов тех или иных влиятельных политических, бизнес и иных кругов. Общая обеспокоенность переговорами Москвы и Эр-Рияда, которая отчетливо видна в публикациях западных масс-медиа, наглядно говорит об общей нервозности, царящей в тамошних элитарных кругах. Распадающийся на наших глазах американоцентричный мир, ориентированный на Вашингтон, очевидно, уже не может удержать в безусловном повиновении даже своих самых ближайших союзников, которые вынуждены учитывать стремительно меняющуюся глобальную политическую реальность. «Колокол России» представляет очередную подборку любопытных материалов в западных СМИ за прошедшую неделю.
Так, влиятельное американское издание The Washington Post опубликовало материал под заголовком «Почему Вашингтон будет следить за визитом саудовского короля в Москву» за авторством обозревателя Адама Тейлора. По его словам, значительность и торжественность мероприятия довольно объяснимы, поскольку это первый за всю историю официальный визит саудовского короля в Россию. «За ним внимательно будут следить, и в первую очередь в США», – подчеркивает он.
Автор отмечает, что Соединенные Штаты были главным союзником Королевства более 70 лет, с Москвой же у Эр-Рияда установились взаимоотношения лишь уже в постсоветское время. «Потребовалось время, чтобы между двумя странами наметилось потепление. Президент Владимир Путин посещал Саудовскую Аравию еще в 2007 году, однако ответного визита аравийский монарх в Россию не нанес. Теперь времена изменились», – пишет обозреватель, добавляя, что обе страны решили пересмотреть свои отношения в условиях пересмотра ведущей роли США в мире.
Что значит сближение Москвы и Эр-Рияда для Соединенных Штатов, вопрошает Тейлор. И тут же отвечает: пока неясно. «Визит саудовского монарха совпал с очередным обострением российско-американских противоречий. И несмотря на то, что президент США Дональд Трамп, кажется, проникся симпатией к Саудовской Аравией, сделав ее целью своего первого зарубежного визита в качестве главы Белого дома, аравийская монархия не может оставлять без внимания неопределенность Вашингтона в ближневосточной политике», – утверждает обозреватель.
По его словам, диалог с Владимиром Путиным и выстраивание новой архитектуры двухсторонних отношений поможет саудовской монархии компенсировать потери, которые она понесла, сделав ставку на Дональда Трампа. «Глава Белого дома всерьез разочаровал Эр-Рияд в вопросе с Катаром, не поддержав в полной мере позиции Салмана и его окружения в деле давления на это карликовое государство», – полагает Тейлор.
Вместе с тем он задается вопросом, может ли Саудовская Аравия пожертвовать своими стратегическими отношениями с США, которые в основном сложились еще во время встречи первого монарха королевства Абдул-Азиза и президента Франклина Рузвельта в 1930-х годах, ради укрепления отношений с Россией? «Наверное, нет», – полагает автор. Однако в то же время он отмечает, что за последние годы Королевство продемонстрировало свою готовность радикально изменить некоторые аспекты жизнедеятельности своего общества. «Об этом говорит и желание ослабить зависимость экономики от нефтяного сектора, и разрешение местным женщинам водить автомобиль, что ранее было камнем преткновения между местными консерваторами и реформаторами. Сблизиться же с Москвой, вероятно, будет проще, чем решить одну из этих задач», – резюмирует обозреватель The Washington Post.
***
В свою очередь, специализирующееся на российской тематике издание Russia Mattersопубликовало материал под названием «Иран и экономические проблемы осложнят сближение России и Саудовской Аравии». В статье вопрос «оттепели» во взаимоотношениях двух стран рассматривается в том числе через призму отношений Москвы и Эр-Рияда с Тегераном. По словам автора материала Марка Катца, недавние сообщения о том, что Королевство согласилось на то, что президент Сирии Башар Асад останется у власти, являются признаком «уточнения» приоритетов саудовцев, нежели реальное потепление между Дамаском и Эр-Риядом.
По его словам, Саудовская Аравия находится в трудном положении: американцы и турки более не заинтересованы в поддержке большинства противников официального Дамаска, кроме того, Эр-Рияд увяз в Йемене, где Москва лавировала между противостоящими сторонами, а Тегеран оказывал поддержку противостоящим саудовцам хуситам. «Учитывая создавшееся положение, Саудовская Аравия больше не может оказывать поддержку суннитской оппозиции в Сирии, помогая ей удержать те незначительные территории, которые еще остались под ее контролем после побед сирийской армии. Однако Королевство по-прежнему глубоко озабочено усилением иранского влияния в этой стране и в регионе Ближнего Востока в целом. Король Салман прекрасно понимает, что Россия единственная, через кого можно ограничить распространение влияния Ирана», – пишет автор.
Осуществимо ли это? «В последние несколько лет поступали сообщения, что российские чиновники говорят своим израильским коллегам и высокопоставленным лицам в монархиях Персидского залива, что если те действительно обеспокоены усилением Тегерана на Ближнем Востоке, то им лучше объединиться с Россией для его сдерживания. А это значит –поддержать присутствие Москвы и ее усиление в регионе», – поясняет обозреватель. По его словам, пока «Исламское государство» (запрещенная в России террористическая организация) было на пике своего могущества, Россия постоянно демонстрировала свою солидарность с Ираном как главным союзником на Ближнем Востоке. «Но теперь, когда исламисты ослабли и потеряли большую часть территорий, Тегеран и подчиненная ему «Хэзболла» пропорционально усилились», – отмечает автор.
Неудивительно, подчеркивает он, что теперь, когда общий союзник Москвы и Тегерана Асад находится в безопасности, а его враги значительно ослаблены, Россия и Иран вступят в борьбу между собой за сферы влияния в Сирии. «То, что Москва стремится к кооперации с курдами, а Тегеран вместе с Анкарой наоборот стремятся к эскалации, говорит об усиливающихся противоречиях в стане коалиции. А раз враждебные отношения между саудитами и иранцами сохранятся и в дальнейшем, то надежды Эр-Рияда на то, что Россия одержит верх над Ираном, вполне разумны и рациональны», – полагает Катц.
Вместе с тем он задается вопросом, сильно ли желание Кремля рискнуть отношениями с Тегераном ради своего усиления в Сирии и, в качестве бонуса, дальнейшего улучшения отношения с саудовцами. «Россия хотела бы получить все и сразу: и преобладания в Сирии, и прочных связей как с Тегераном, так и с Эр-Риядом. Но вряд ли русские смогут достичь этого в реальности», – утверждает обозреватель. По его мнению, здесь на помощь Москве приходит нескрываемая враждебность президента США Дональда Трампа в отношении Ирана. «Когда в Белом доме сидел Барак Обама, в Кремле опасались, что заключение ядерной сделки с Тегераном подтолкнет иранцев к сближению с США, а значит, и их отдалению от России. Тогда русские явно не хотели раздражать иранцев из-за страха поощрить ирано-американское сближение. Теперь же, к счастью для Кремля, появление в Белом доме республиканца Трампа это предотвратило», – подчеркивает Катц.
Враждебность новой американской администрации подталкивает Тегеран к Москве, заявляет автор. «Вполне возможно, что до такой степени, что иранцы не смогут достойно ответить, если русские предпримут действия, идущие вразрез с планами Тегерана», – пишет он. По мнению Катца, даже усиление российского влияния в Сирии, в противовес иранскому, и дружба Москвы и Эр-Рияда не заставят Тегеран подружиться с Вашингтоном. «Иран, конечно же, будет конфликтовать с Россией после окончательного разгрома боевиков, но в то же время будет готов сотрудничать с ней против общей угрозы из-за океана», – резюмирует обозреватель Russia Matters.
***
Любопытная статья была опубликована также во влиятельном американском издании The National Interest. В материале под заголовком «2019 год может стать крайне плохим для Украины» автор Николас Гвоздев, профессор кафедры экономической географии и нацбезопасности Военно-морского колледжа США, отмечает, что Россия уже несколько лет последовательно предупреждает Украину, что она намерена прекратить пользоваться ее территорией для транзита своего газа в Европу. «Если Кремль сдержит слово, то в украинской экономике возникнет колоссальная дыра, заткнуть которую будут не в состоянии ни США, ни Евросоюз», – полагает обозреватель.
По его словам, вызывают удивление аналитики, разрабатывающие планы включения Украину в евроатлантический мир, но в то же время сохранения российско-украинских отношений в их прежнем виде. «После распада СССР это было бы вполне разумно, поскольку у ослабленной России не было иного выбора, кроме как пользоваться украинской газотранспортной системой для транспортировки своего голубого топлива. Москва была вынуждена поддерживать Киев за счет льготных тарифов на энергоресурсы, а взамен она получала возможность поставлять нефть и газ в Европу», – пишет Гвоздев.
Однако долго такая ситуация продолжаться не могла, утверждает он. Автор отмечает, что Россия, к примеру, уже пересмотрела свои отношения с государствами Прибалтики, исходя из своих национальных интересов. «Когда в Москве поняли, что Эстония, Латвия и Литва вступят в ЕС и НАТО, то приступили к созданию новой экспортной инфраструктуры под Санкт-Петербургом, которая сейчас включает в себя огромный порт Усть-Луга, из-за которого только грузооборот Таллинского порта упал за последние два года на 30%», – пишет Гвоздев, подчеркивая, что такие меры позволили России снизить инфраструктурную зависимость от Прибалтики.
По его словам, и экс-премьер Юлия Тимошенко, и бывший президент Виктор Януковичхорошо представляли грозящие Украине опасности, поэтому стремились заключить долговременные отношения с Россией, благодаря которым она пользовалась бы украинским маршрутом для транспортировки энергоносителей, так как он был гораздо дешевле, чем затраты на строительство обходных путей южнее и севернее. «Чтобы подсластить пилюлю и не дать Черноморскому флоту уйти в Новороссийск, Янукович поставил подпись под долгосрочным договором аренды, который позволил русским остаться в Крыму», – отмечает автор.
Но после событий 2014 года, подчеркивает Гвоздев, Москва снова взялась за планы по отказу от украинского маршрута. «Россия, кажется, твердо намерена оставить транспортировку энергоносителей через Украину в прошлом. И когда Москва это сделает, для Киева это будет настоящее потрясение. Украинская государственная энергетическая компания останется с огромной сетью трубопроводов, перекачивающих станций и хранилищ, судорожно пытаясь найти для всего этого новых клиентов», – предсказывает недалекое будущее автор.
Он уверен: иностранные компании вкладывать туда деньги не захотят, по крайней мере, пока на востоке страны не настанет мир. «При этом не исключено, что когда Россия прекратит пользоваться украинским маршрутом, конфликт в Донбассе вспыхнет с новой силой. Стоит также отметить, что сепаратизм пока не проявлял себя в местах, где проходит трубопровод. Но все может измениться в 2019 году», – полагает обозреватель. Гвоздев отмечает, что некоторые силы в ЕС пытаются надавить на Москву и заставить ее и дальше пользоваться украинской газотранспортной системой, но такая стратегия обречена на неудачу.
«Двери для альтернативного южного (турецкого) маршрута поставки энергоносителей открыты, поскольку у президента Реджепа Эрдогана нет стимулов действовать в интересах европейцев. То же и с северным маршрутом: канцлер ФРГ Ангела Меркель твердо заявила, что несмотря на американские санкции, она намерена обеспечить энергетическую безопасность Германии и спокойствие немецких инвестиций, что невозможно без «Северного потока-2», – подчеркивает автор. Таким образом, заключает он, заявления западных аналитиков о блокировании российских планов не имеют ничего общего с реальностью.
***
В свою очередь, в издании Bloomberg появилась статья обозревателя Марка Вайтхаусапод заголовком «Россия должна любить климатических скептиков». Автор отмечает, что глобальное потепление окажется крайне выгодным для России. «Увеличение средних температур станет благом для стран в северных широтах и обернется колоссальными проблемами для юга», – пишет он. По его словам, Россия, как несомненно северная страна, известная своим суровым климатом, благодаря увеличению средних температур даже на один градус получит существенную прибыль за счет роста внутреннего валового продукта.
Обозреватель утверждает, что за грядущее процветание России на фоне климатических изменений Кремлю следует поблагодарить президента США Дональда Трампа. Дело в том, что американский президент в июне объявил о том, что Соединенные Штаты выходят из Парижского соглашения по климату, в соответствии с которыми Вашингтон брал на себя обязательства сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 26-28 процентов по сравнению с уровнем 12-летней давности. «С выходом США из соглашения остановить повышение температур на планете будет гораздо сложнее, поскольку Соединенные Штаты – вторые по объему выбросов углекислых газов после Китая», – поясняет Вайтхаус.
По его словам, последний обзор Международного валютного фонда (МВФ) анализирует изменения климата и те последствия, к которым он приведет для тех или иных макрорегионов и отдельных более-менее крупных государств. «В несомненном плюсе от повышения температуры окажутся скандинавские страны и Россия, где следует ждать повышения уровня жизни», – цитирует доклад обозреватель. Вместе с тем он отмечает, что не стоит ожидать появления в этих странах «тропического рая», кроме того, скорее всего, они столкнутся с угрозой наплыва беженцев из южных районов, которые будут спасаться от последствий глобального потепления и сопутствующих природных катаклизмов вроде засух и ураганов.
И пока больше половины населения планеты будет сталкиваться с климатической катастрофой, Россия с ее огромными пространствами и малочисленным для таких размеров населением будет получать колоссальную выгоду. «Не могу сказать, представляет ли себе глава Белого дома, что своим отказом от Парижского соглашения лишь усиливает в перспективе главного врага Америки. Быть может, действия президента США продиктованы именно этим мотивом, а не заботой о сохранении рабочих мест», – заключает Вайтхаус.
Вообще, климат исторически играл одну из главных ролей в истории становления и развития российского государства. К сожалению, природа для русского человека была не доброй матерью, но злой мачехой, с которой приходилось бороться почти круглый год. Из-за удаленности России от атлантического течения Гольфстрим теплых воздушных масс на нашу территорию поступает меньше, зато из-за близости Арктики частыми гостями являются холодные воздушные массы. Все это приводит к долгим зимам, некомфортному межсезонью и сравнительно короткому лету. Это обуславливает традиционно низкий по сравнению с Европой и даже Канадой урожай зерновых на гектар сельхозугодий, а также большие издержки как в сельском хозяйстве, так и в промышленности (обогрев помещений, повышенные энергозатраты, удорожание строительства на промерзающей почве и прочее).
В этом смысле глобальное потепление действительно является историческим шансом для России и дает ей колоссальные преимущества для ведения хозяйства, строительства инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности. Уменьшение затрат на борьбу с неблагоприятными климатическими условиями и увеличение производительности в промышленности и сельском хозяйстве способно вывести нашу страну в группу реальных лидеров мировой экономики. Главное, суметь правильно воспользоваться этим шансом.
Иван Прошкин
Свежие комментарии