Минфин продолжает спонсировать США, но сокращает финансирование военных, врачей и школ
Осенью Минфин должен подготовить бюджет на 2018–2020 годы, который будет опираться на макропрогноз Минэкономразвития, однако, как стало сегодня известно СМИ, Минфин не согласовал на 2018 г. заявки министерств и ведомств на бюджетное финансирование на сумму 1,8 трлн руб.
Издание РБК отмечает, что это рекордное расхождение между заявками и планами Минфина. Главные недополучатели средств — военные, дорожные строители и здравоохранение в Федеральном медико-биологическом агентстве.Не удовлетворены заявки Минобороны на 485 млрд руб., в основном это запросы на индексации разного вида довольствия. Федеральному медико-биологическому агентству не дают 126 млрд руб. на централизацию региональных систем сбора крови и «антитеррористическую защиту» этой системы. На образование не хватает 95 млрд руб., из них 60 млрд руб. — на ремонт школ и новые ставки учителей. Транспортной системе нужно еще 112 млрд руб., в основном РЖД. Притом, если на 2019 г. не согласованными остаются заявки на 2,2 трлн руб., на 2020 г. — 2,4 трлн руб., но здесь у финансистов еще есть время на согласование, то в этом году вероятность того, что большая часть из этих расходов не получит финансирования из бюджета очень велика, так как обсуждение и принятие бюджета на следующий год произойдет в ближайшие месяцы. «Де-факто бюджет на этой неделе уже сверстан, а размер расхождения заявок бюджетополучателей с возможностями Минфина в этом году рекордно велик», — сообщают СМИ.
Интересно то, что Минфин собрался «экономить» не на помощи банкам, а по стратегическим направлениям. В год выборов Президента экономический блок правительства не утверждает заявки на довольствие в армии. Дай Бог, чтобы хоть какие-то военные части не оказались в декабре вообще без этого довольствия, потому что решить в три дня без электронных торгов сейчас такие вопросы невозможно. А учитывая нынешние мировые реалии, держать собственную армию голодной, мягко говоря, несколько неразумно.
«Экономия» на транспортных расходах тоже вызывает вопросы. С одной стороны Президент потребовал привести в нормальное состояние половину дорог в крупных региональных агломерациях. С другой-- необходима срочная модернизация РЖД для обеспечения провозки товаров по «Новому шелковому пути» из Китая в Европу — грузовые перевозки между Россией и Китаем в 2016 году увеличились на 19%, рост в I полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 16% (перевезено 35,2 млн тонн). Об этом сообщил первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин в ходе бизнес-диалога "Россия – Китай", состоявшегося в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке. И вот при этом, на конец прошлого года в России существовала реальная проблема нехватки новых товарных вагонов. Хотя тут ведется серьезная работа — средний их возраст на начало нынешнего года составлял 13,3 года, у нас оставалось еще 296 тысяч вагонов, которым за 20 лет. И эти вагоны надо менять, так как из-за текущего ремонта постоянно лезет вверх цена на аренду таких вагонов — в прошлом году суточная ставка выросла, в отдельных случаях достигала 1250-1300 рублей за вагон.
Если не будет госфинансирования, то РЖД придется либо и дальше поднимать тарифы на грузоперевозки, заставляя китайцев задумываться о целесообразности использования одного из семи коридоров своего «пути» и ставя под угрозу реализацию важнейшего геоэкономического проекта. Либо же повышать тарифы для пассажиров, что в условиях принятие туристических сборов если не похоронит, то нанесет сильный удар по начавшему развиваться внутреннему туризму страны.
Про отказ от полного финансирования централизации региональных систем сбора крови и «антитеррористическую защиту» этой системы, а также ремонт школ и повышение ставок учителей, где зарплата у молодых педагогов до сих пор колеблется в пределах 12-14 тысяч в месяц, в выборный год вообще попахивает откровенной диверсией.
Среди причин, которыми прикрылся Минфин, помимо проверок и сверок расходования, было заявлено, что в отличие от 2017 г., когда бюджетный дефицит мог быть покрыт остатками Резервного фонда, в следующем году такой возможности нет, да и нет желания. Так, министр финансов Антон Силуанов 1 сентября заявлял, что использование средств Резервного фонда, из которого финансируется дефицит федерального бюджета, Минфин будет «откладывать до последнего, когда нам действительно понадобятся ресурсы». «В этом году мы планируем накопить более 600 млрд руб. резервов. Это будет источник финансирования дефицита бюджета в 2018 году. В 2019 году мы планируем отказаться от использования Резервного фонда», — рассказал министр.
Данное заявление выглядит странно уже хотя бы, потому что в мае 2017-го Россия инвестировала в казначейские облигации США еще 3,8 миллиарда долларов и довела общую сумму там до 108,7 миллиарда долларов. Если перевести только майские вложения из долларов в рубли, то получается свыше 217 миллиардов, что легко покрывает расходы на образование и транспортную систему или почти половину расходов на армию. И это только майские вложения, в декабре прошлого года, январе и феврале нынешнего Россия вкладывала в американские ценные бумаги всего по $100 млн, а в марте сразу бухнула $13,5 млрд. Если собрать вложения в гособлигации США только за нынешний год, то получается, что вложения только в американские долговые бумаги составили $17,6 млрд. или около триллиона рублей из 1,8 триллионов, которых у Минфина не хватает на выполнение запланированных заявок.
И эти деньги лежат там даже на фоне усилившихся рисков с введениями санкций со стороны США и «государственного хулиганства» по отъему собственности…
Свежие комментарии