На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 747 подписчиков

Свежие комментарии

Два мира – две Арктики

США тщатся спорить с Россией по вопросам Арктики и статусе Северного морского пути. Но одно только сравнение двух новостей показывает, что место Америки в Арктике… ну, в общем, там, куда в тюрьмах отправляют неавторитетных зэков

Два события сошлись в новостной ленте. И сам собою вспомнился древний, советских ещё времён, анекдот.

Там японская делегация, осмотрев советский телевизионный завод, признавала свою ошибку: «Мы думали, что вы надолго от нас отстали… Мы жестоко заблуждались: вы отстали от нас навсегда…».

Так вот, сегодня в роли тех японцев – русские. А в роли тех советских – американцы. Только вместо телевизоров (а наши, надо признать, были действительно не ахти, а японский телевизор выпуска 1996 года пережил с тех пор все русские зимы у меня на даче, и тьфу-тьфу!) – вместо всего лишь бытовой техники у нас сегодня – целая Арктика.

И вот тут американцы отстали от нас навсегда.

Что и показывают две сошедшиеся вместе новости. 

Русские в роли японцев 

В России закончила испытания плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».

Испытания проводил эксплуатант плавучего атомного энергоблока (ПЭБ), как официально называется изделие объёмом с хороший ледокол, – концерн «Росэнергоатом». По сообщению пресс-службы предприятия, это были комплексные испытания ядерной энергетической установки энергоблока, которые прошли успешно. Обе реакторные установки «Академика Ломоносова» были выведены на полную мощность. Попутно в комплексе было проверено всё основное и вспомогательное оборудование ПЭБ, которое показало устойчивую работу. Таким образом, плавучий энергоблок может передаваться в эксплуатацию – остались лишь чисто юридические вопросы оформления акта государственной комиссии и дальнейшей сопутствующей бумажинерии.

Хотя, впрочем, в ядерной отрасли, как показывает случай с Чернобыльской АЭС, соблюдение требований документации равно соблюдению требований технологии…

После оформления всех необходимых актов, документов, допусков, технологических карт и так далее плавучую АЭС планируется отправить в порт Певек на Чукотке. Там блок должен будет дать энергию взамен той, что выдают сегодня Билибинская АЭС и Чаунская ТЭЦ, обеспечивающие энергоснабжение изолированного Чаун-Билибинского энергоузла.

Там проблемы разные, но – проблемы. Порождённые тем, что оба энергоцентра строились тогда, когда главным было слово «надо», а слово «как» сидело в его глубокой тени и счастливо было, если его не поддевали сапогом и не выбрасывали с мявом куда подальше. Трест «Дальстой» и 1942 год много чего говорят сами по себе. Но сегодня паротурбинная Чаунская теплоэлектроцентраль мощностью в 30 МВт переживает кризис изношенности оборудования на фоне падения энергопотребления, работая на привозном каменном угле, из-за чего экономика её демонстрирует признаки, не характерные для цветущего здоровья. А потому планируется вывод её из эксплуатации. Но – только после завершения строительства новой ТЭЦ, только начало которого намечено на 2026 год.

Что до Били́бинской АЭС, то эта атомная теплоэлектроцентраль строилась ударно (и даже пионеры сдавали в фонд её строительства все свои заработки от сдачи металлолома и макулатуры) в 60–70-е годы. Это тоже о многом говорит разбирающимся людям.

У неё тоже проблемы с падением энергопотребления, и на этом фоне экономика тоже завыла в голос: несмотря на прекрасные характеристики, для такой малой АЭС остро стоит проблема вывоза и утилизации отработанного ядерного топлива. Цена этого необходимого удовольствия получается сравнимой со стоимостью самой станции.

То есть всё есть и всё работает – но хотелось бы, чтобы подешевле и поэффективнее.

Вот это жгучее желание и призван удовлетворить плавучий ядерный реактор.

Во-первых, это – энергия. Тепловая и электрическая. Во-вторых, это параллельно устройство для опреснения воды – с получением до 240 кубометров пресной воды в сутки. В-третьих, это 70 МВт мощности, что сравнимо с 48 плюс 30 от нынешних электростанций, но заметно дешевле. В-четвёртых, это 40 лет службы с ежегодным техобслуживанием без вывода энергоблока из эксплуатации и вполне рутинным удалением отработанного топлива. Наконец, персоналу станции не нужно выстраивать города с необходимой социалкой: все 70 человек всё необходимое имеют на борту – каюты, столовую, салон отдыха, библиотеку, спортивный и тренажёрный залы, бассейн, сауну, баню, магазин, прачечную, амбулаторию и так далее. Очень похоже на будущие звездолёты из романтических фантастических повестей романтических 60-х годов.

Дорого, нет спора. С учётом береговой инфраструктуры – под четыре десятка миллиардов рублей. Но при этом экономика если не урчит довольно, то и не орёт отчаянно: вложения будут погашаться как через физическое производство и реализацию электроэнергии, так и опосредованно – через выведение становящихся ненужными дорогих береговых мощностей. А главное – каждый следующий блок будет всё (относительно) дешевле в строительстве и всё эффективнее в эксплуатации. Всё же не ЛЭП тянуть по тундре до каждого малого посёлка и не ТЭЦ на Ново-Сибирских островах возводить. Кстати о военных, да…

И остаётся только представить русскую Арктику обозримого уже будущего, сверкающую огнями, как ёлка, и забывшую о неутомимом, но, в сущности, золотом тарахтении дизель-генераторов возле каждого второго дома… 

Тем временем в США… 

Тем временем в США командование военно-морских систем ВМС выдало 23 апреля 2019 года контракт судостроительной компании VT Halter Marine на проектирование и строительство большого дизель-электрического ледокола для Береговой охраны США. Строительство корабля планируется начать в 2021 году, чтобы в 2024 году сдать его заказчику.

Позднее, в 2026 и 2027 годах намечено строительство ещё двух аналогичных кораблей. Общая стоимость контракта составляет чуть менее 2 млрд долларов.

Перепроверьте: в сообщении фигурирует цифра (с реализацией опционов) 1,942812266 млрд долл. По курсу на 26 апреля 2019 года – 64,83 руб. – получается 125,95 млрд рублей.

Остаётся только с наслаждением напомнить: самый крупный в мире ледокол с двухреакторной энергоустановкой «Арктика» водоизмещением 33,5 тыс. тонн, способный продвигаться и проводить суда среди паковых льдов толщиной до 3 метров, уже спущенный на воду, обошёлся российскому бюджету дороже, чем планировалось. Почти в два раза! Вместо 20 млрд рублей – в 37 млрд руб. Или в 625 млн долларов.

За 100 млрд рублей Россия должна получить три подобных ледокола. Как и США. Только – атомных, а не дизельных.

Правда, российские официальные лица проигрывают в пиаре. При том, что новая русская Арктика с её многочисленными проектами пиаром не обделена, из Москвы или Мурманска не звучат слова, подобные тем, что сказал комендант Береговой охраны США адмирал Карл Л. Шульц: «На фоне сильной конкуренции великих держав за доминирование, Polar Security Cutter (название ледокольного проекта США) станет ключом к присутствию нашей страны в полярных регионах».

Завоевать полярные регионы Америка надеется вот на каких характеристиках будущих ледоколов: «согласно требованиям программы PSC большой ледокол должен иметь возможность преодолевать лёд толщиной 2 м со скоростью 3 узла… средний ледокол должен иметь возможность преодолевать лёд толщиной не менее 1,4 м со скоростью 3 узла и также иметь автономность 80 суток… Оба типа ледоколов должны быть приспособлены для установки различного вооружения».

Автономность «Арктики» – 7 лет…

Два мира – два Шапиро, остроумничали в Советском Союзе.

Два мира – две «Арктики», можно сказать сегодня. Вернее так, без кавычек: два мира – две Арктики…

Автор:
Покровский Александр

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх