Как известно, 20 мая торжественно был приведён к присяге на верность народу Украины в качестве президента Владимир Зеленский. На этом посту он пребывает уже почти два месяца, но этот срок мал для того, чтобы начать масштабные преобразования в стране. Обычно новому президенту отводится сто дней, за которые он сможет сформировать команду и обозначить приоритеты своей деятельности.
А потому бывшая звезда сцены пока лишь изучает сложную науку по управлению государственными делами. Зеленский взял на себя ответственность за страну с огромным количеством сложнейших проблем, не имея ни опыта их решения, ни подготовленных к государственной деятельности и надёжных единомышленников. Нет у «юного» (в политическом смысле) президента и организованной политической силы, на которую он мог бы опереться на законодательном поле.А потому Зеленского ожидают большие трудности, в том числе и преднамеренное противодействие со стороны политических сил, правивших Украиной в последние годы. Мелкие и крупные пакости президенту обеспечены, пока Порошенко, Парубий и окружавшая этих деятелей гоп-компания, набивавшая карманы на войне, на свободе.
Конечно, некоторые практические шаги самого Зеленского на посту президента вызывают недоумение. Впрочем, в глубоко расколотом по многим политическим аспектам обществе иначе и быть не может. Но беспокоит другое: по одним и тем же вопросам, далеко не рядовым, Зеленский высказывает разные, порой взаимоисключающие мнения, принимает странные решения. Возникают закономерные вопросы: каков же Зеленский истинный? Какова его настоящая позиция? Чего от него можно ожидать? Все чаще звучит вопрос: не получили ли мы в его лице улучшенную внешне копию Порошенко?
Новый глава государства не намерен работать с командой ушедшего с поста президента, которая тормозит его инициативы и кадровые назначения. Поэтому, приняв присягу, он первым же делом издал указ о роспуске противодействующей ему Верховной рады. Идею досрочных выборов одобряет и большинство избирателей – народу нужны перемены, об этом буквально кричит социология! Исход голосования 21 июля очень важен для президента, поскольку он крайне нуждается в коалиции большинства депутатов, поддерживающих его политику. Хотя, с другой стороны, мы не знаем, какова она, эта политика? Но имеем надежду на лучшее, на то, что предвыборные обещания Зеленского не были пустым звуком.
Сегодня предварительный состав команды Зе представлен новыми лицами. Андрея Богдана («юриста Коломойского») Зеленский назначил руководителем своего офиса, Александра Данилюка – секретарем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Надо сказать, что Данилюк работает уже при третьем президенте Украины – у Януковича он был советником, у Порошенко – заместителем администрации и министром финансов, Зеленский его повысил, назначив на должность, которую ранее занимал Турчинов.
На должность министра иностранных дел Зеленский намечал назначить Вадима Пристайко. Для западных лидеров эта кандидатура на пост главы МИД Украины стала сигналом о сохранении курса страны на Запад и готовности к интеграции в НАТО на том основании, что в былые годы Пристайко был заместителем директора департамента НАТО МИД Украины; советником-посланником, заместителем руководителя миссии (при Януковиче); заместителем Павла Климкина (при Порошенко). Не очень это назначение вяжется со свежим тезисом Зеленского о люстрации, но, видимо, очень уж требовалось послать весточку Западу о том, что Украина движется тем же курсом, что и прежде. Правда, пока что назначение не состоялось, поскольку Рада не отправляла в отставку правительство Гройсмана в целом и ключевых министров в частности. А Климкин до тех пор ставил Зеленскому подножки, пока премьер-министр лично не попросил уйти скандального министра в отпуск.
По силам президенту оказалось провести кадровые пертурбации в СБУ. Уже 22 мая он назначил первым заместителем главы ведомства, начальником Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ Ивана Баканова. Это друг детства президента, который руководил ООО «Студия Квартал-95», а во время избирательной кампании – штабом Владимира Зеленского. Назначение сомнительное, но если комик может стать президентом, то почему его друг, который не служил в армии и получил звание лейтенанта в мае 2019 года (для того, чтобы иметь доступ к государственной тайне) не может возглавить СБУ?
Вплоть до сегодняшнего дня президент не предпринял реальных шагов, направленных на завершение войны в Донбассе. Были слышны лишь расплывчатые рассуждения о «референдуме по вопросу мира» и об отмене торговой блокады Донбасса, а также о необходимости информационной войны с целью «вернуть сознание» жителям непризнанных республик. Что касается действий – обстрелы ДНР и ЛНР значительно усилились и, несмотря на разведение сил у Станицы Луганской, никакого движения к миру у ВСУ не намечается. А после инцидента с новоназначенным главой Донецкой ОГА, «кортеж» которого на линии огня попал под обстрел (пока нет полной ясности, что это было), Зеленский приказал усилить активность по выявлению ДРГ противника, что не может не означать дальнейшего обострения на восточном фронте.
В вопросах внешней деятельности Владимир Зеленский демонстрирует преемственность политики своего предшественника. Заявляя о равнении на ЕС и НАТО, он подтверждает, что конечной целью Украины остаётся евроатлантизм, то есть сдача национальных интересов страны.
Победу на выборах Зеленский одержал благодаря своим тезисам о поиске компромисса в отношениях с Москвой и о мире. Но дальнейшие речи президента в поддержку сохранения санкций в отношении России и о членстве в НАТО свидетельствуют, что отличие его деятельности от президентства предшественника может оказаться весьма символическим. И вот только на днях он нашёл в себе силы позвонить Владимиру Путину, но итоги этих переговоров доподлинно не известны, пресс-служба Зеленского пишет о том, что речь шла только об арестованных в районе Керченского пролива моряках. В то же время назначенный новым президентом на должность начальника Генштаба генерал Руслан Хомчак, который ранее проявлял намерение разобраться с инцидентом с участием украинских моряков, теперь заявляет о том, что Украина готовит новые «проходы» через Керченский пролив. «Потому что Керченский пролив – наш, как бы русские ни кричали, что он их. В дальнейшем мы будем планировать проходы через пролив», – сказал Хомчак.
Сегодня положение президента Зеленского очень напоминает картину живописца Виктора Васнецова «Витязь на распутье», в которой воин стоит перед камнем-предсказателем с трудным для себя вопросом, куда держать путь: направо, налево или прямо, но так, чтобы не потерять ни себя, ни коня. Зловещий ворон в ожидании своей добычи, красное садящееся солнце, людские черепа и кости животных – атмосфера для принятия решения соответствующая.
Вот и наш Зеленский перед таким же выбором, куда направить свой президентский взор: на Запад – в сторону Брюсселя и Вашингтона, на Восток – в сторону России или на Украину, сохранить нейтралитет, опираясь на разум соотечественников и остатки какого-никакого экономического потенциала? А вокруг – стаи воронья, черепа и кости тех, кого уложила в могилы прежняя власть…
В конечном счёте успех или провал Зеленского как президента Украины будет зависеть от его готовности брать на себя политическую ответственность за сложные решения, необходимые для того, чтобы остановить войну и запустить созидательные процессы в стране. Пока этой готовности он не проявил, оттого и рейтинги «Слуги народа» поползли вниз…
А ведь избиратели убедительным большинством отвергли курс, который Порошенко навязал Украине и проводил, выслуживаясь перед Западом. Это главный вывод из итогов прошедшей президентской кампании. За 55 дней у власти Владимир Зеленский к мнению избирателей если и прислушался, то очень слабо.
Михаил Пашков, «Одна Родина»
Свежие комментарии