Хотя окончательных итогов народного плебисцита еще нет, уже очевидны ответы, как минимум, на два вопроса: а) это только первый тур, будет и второй, а также что б) украинские события развиваются по практически безвариантному сценарию. В том смысле, что при любом сиюминутном тактическом исходе стратегически в стране не изменится абсолютно ничего.
Ни на какую, пусть даже частичную победу пророссийских сил на Украине рассчитывать не приходится по элементарной причине полного отсутствия там подобных сил. Разговоров о них по обе стороны границы ведется много, но сами они в объективной реальности отсутствуют. Впрочем, кроме простых критиков с улицы, никто больше на них ставку и не делал.
В то же время ряд серьезных комментаторов, тем не менее, почему-то полагает происходящее в Киеве серьезной ошибкой Кремля. В примерно следующей логике: Порошенко был противником привычным и предсказуемым, а положение с ним – стабильно тупиковым. Любое новое лицо непременно постарается ситуацию тем или иным образом поколебать, тем самым вызвав с нашей стороны необходимость на ее успокоение расхода некоторого количества дефицитных ресурсов.
Определенная логика в такой позиции, безусловно, есть, но она не учитывает ряд важных фундаментальных моментов. Прежде всего, нынешний геополитический позиционный тупик, в который Москва украинскую ситуацию целенаправленно загоняла с самого начала.
В свое время Запад (в самую первую очередь именно Вашингтон) целенаправленно создал нынешнее украинское государство в качестве гранаты без чеки специально для того, чтобы она взорвалась в российских руках, когда Российская Федерация инстинктивно кинется спасать русских в ответ на явно неадекватное поведение местных националистических радикалов. Но Кремль коварным образом на войну не явился, тем самым заставив самих американцев заряд выхолащивать.
Те, надо признать, справились достаточно успешно. В своем нынешнем виде украинское государство, или то, что им там сейчас называется, может существовать достаточно долго. Конечно, ни о каком прогрессе речи уже не идет. Как хорошо разложил происходящее Виктор Мараховский, дальше украинцам будет только плохо. Однако процесс стагнации может длиться достаточно долго. По крайней мере, пока у местных останутся более- менее открытые каналы контакта с внешним миром.
По подсчетам местных статистов, каждый 12-ый украинец почти постоянно живет и работает в России. Эти 3 млн человек своими переводами (только официально) формируют около 1% из 114,7 млрд долларов номинального ВВП страны (почти столько же, сколько идет от украинских гастарбайтеров с Польши). В целом "уехавшие на заработки" составляют около 26% трудоспособного населения, и лишь официально за 2018 год перевели домой, по разным оценкам, порядка 8 млрд. долларов. Фактическая цифра, то, что привозится домой наличкой, оценивается в 1,8-2 раза выше.
К тому же дело серьезно усложняется фактором войны на Донбассе. На конец мая 2017 года официальный статус участника боевых действий получили 300 620 человек. Еще примерно столько же в том или ином виде, включая "в рядах" официально не служивших "волонтеров", заветные корочки по разным причинам получить не смогли. Сюда следует добавить от 50 до 80 тысяч бойцов Добровольческого корпуса «Правого сектора» (организация, запрещенная в РФ). Это помимо сотрудников "новой, постмайданной" полиции и прочих спецслужб, начиная с СБУ.
Словом, получается без малого миллион тех, кого в новой пророссийской Украине весьма вероятно должен ожидать суд за военные преступления. А ведь у большинства из них есть жены, дети, родители, что увеличивает количество, мягко скажем, сильно незаинтересованных ни в каком принципиальном оздоровлении нации раза в 3-4.
С этим внешним источником дохода Украина не вымрет. Хотя и жизнью ее стиль существования назвать вряд ли получится. А значит и все с ней связанные внешнеполитические и всякие прочие проблемы сохранятся тоже. Потому что пророссийской страна сама по специфике местной социальной психологии не станет уже никогда. Ресурсы для самоотрезвления там отсутствуют напрочь. В Европу Киев никто не собирался принимать с самого начала. Тем более делать полноправным американским штатом со следующим порядковым номером.
Но пока Украина в нынешнем виде юридически существовать продолжает, остаются принципиально нерешаемыми и все прочие с ней связанные проблемы. Разве что расшить получилось ситуацию с газом. А значит, не имеет положительной перспективы и вопрос с отменой санкций, и расширение экономического сотрудничества "с зарубежом". Потому что свои сложности из-за них Россия имеет даже с Китаем. Безусловно, не фатальные, однако достаточно существенные.
Можно ли Кремлю продолжить так жить дальше? Вполне себе да, но зачем? В целом сложившийся, местами даже нами специально созданный, тупик нас, конечно, устраивает. Жить под санкциями Москва не только научилась, они позволили запустить модернизацию целого ряда отраслей и обеспечить ранее даже для СССР недостижимую продовольственную безопасность. Но одно дело – выстоять под ударом, и совсем другое – жить подобным образом всегда.
И вот с этого момента стабильно, но очень медленно стагнирующая Украина для России превращается в отягощение. А значит и сохранение гетманской булавы в руках Петра Порошенко российским интересам соответствовать перестает. Как и победа "женщины с косой" - тоже. Потому что они - системные. Как бы странно такое ни звучало. Раз системные, то создают системные проблемы.
Тогда как Зеленский в украинской политической телеге – пятое колесо. Опереточность его фигуры очевидна. Как и торчащие из-за его спины "уши" Коломойского. Следовательно, в случае победы лидера нынешней президентской гонки, страну неизбежно ожидает большой системный дерибан в пользу опального олигарха. В том числе долей других украинских олигархов, в той или иной степени встроившихся в действующую государственную экономическую конструкцию. Очень вряд ли, чтобы они согласились уступить свои кормушки добровольно. Особенно в условиях резко и быстро сужающейся внутренней кормовой базы.
Единственным надежным способом удержать позиции является ускорение распада нынешней Украины как централизованного государства. Заметьте, не по причине ее раздавливания гусеницами российских танков или каким-нибудь стратегическим ударом войсками Новороссии, в ускорении дезинтеграции страны оказываются заинтересованными сами действующие там экономические и политические силы. Быть первым на деревне (читай, в отдельных самостийных областях) им станет гораздо сытнее, чем последним в Киеве.
А вместе с этим никого из них проблема Крыма и Донбасса волновать не станет. США из-за этого свои санкции против России, конечно, не отменят, однако переговорная ситуация с ЕС изменится кардинально. Вот и весь хитрый план.
Причем его реализация от Москвы никаких усилий вообще не требует. Развитие событий и так идет уже по безвариантному сценарию. Кстати, ирония происходящего заключается в том, что даже как-либо поддерживать Зеленского за свои деньги надобности нет. Там все и так за свой счет делает Коломойский.
Впрочем, текущая партия еще не полностью закончена. Предстоит второй тур. Как говорится, будем подождать.
Свежие комментарии