На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 747 подписчиков

Свежие комментарии

Американцы потеряли право на ООН

Ответом на недопуск Соединенными Штатами российских дипломатов должен стать перенос штаб-квартиры международной организации из этой страны.

США, похоже, окончательно потеряли берега, как говорят у нас в интернетах. Начало очередной сессии Генассамблеи ООН оказалось омрачено недопуском к нему сразу десяти российских участников.

И ООН тут совершенно ни при чем — им банально не выдали американскую визу, а именно в Америке, в Нью-Йорке находится штаб-квартира авторитетнейшей международной организации.

Об этом рассказал один из «недопущенцев» — председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

Случай с самим Косачевым неудивителен. Напомню, российский сенатор — под американскими санкциями с апреля 2018 года, когда он был внесен в черный список Минфина США в части, относящейся к российско-украинским отношениям. Уже в мае ему была аннулирована годовая виза с грифом UN (ООН), что не позволило сенатору принять участие в мероприятиях ООН на территории США. В подобных условиях наивно было бы рассчитывать, что визу на этот раз все-таки дадут.

Впрочем, расчет тут на то, что в Вашингтоне все же проснется здравый смысл, ведь не пускать политиков и дипломатов высокого ранга — это дикость. Тем более на мероприятия ООН, организации, которая как бы не является подконтрольной США.

Можно не сомневаться, что остальные девять человек так или иначе или фигурируют в американских санкционных списках, или просто известны своим мнением, резко отличающимся от принятого на Западе. Очевидно, что решение не пускать членов нашей делегации — исключительно политическое.

Американцы, правда, это отрицают, говорят, что дело в том, что не вовремя поданы документы на оформление виз, хотя, как сообщила официальный представитель российского МИД Мария Захарова, все было сделано вовремя, в те сроки, что были указаны американскими дипломатами, а некоторые участники делегации и вовсе подали документы заранее, на что им ответили, что «рано прислали».

Впрочем, это была первая реакция на выражение возмущения с российской стороны. Очевидно, потом в Госдепе подумали, что отмазки слишком нелепы и лучше просто молчать. Как заявили позже в американском внешнеполитическом ведомстве, США серьезно относятся к своим обязательствам в рамках соглашения с ООН, отказавшись называть причины отказа или задержки в выдаче виз. Дескать, визовые запросы рассматриваются в индивидуальном порядке, и информация об этом конфиденциальна.

В общем, «изящно» ушли от ответа, чего уж там. Но это не снимает вопроса, а вопрос-таки крайне серьезный. Повторю, решение однозначно политическое, что подтверждается проблемами с американскими визами еще у Ирана и Венесуэлы — тех стран, с которыми США явно не связаны дружескими отношениями.

Напомню, что «визовая война» между США и Россией продолжается не первый год, и она — лишь эпизод более масштабной дипломатической войны.

Началось все при Обаме, который фактически под занавес своего президентского срока, очевидно, в том числе, чтобы нагадить своему сменщику, декларировавшему стремление улучшить отношения с Москвой, выслал из Вашингтона и Сиэтла 35 российских дипломатов, обвинив их во вмешательстве в выборы американского президента. Кроме того, по распоряжению тогдашнего хозяина Белого дома были закрыты российские дипломатические миссии в Мэриленде и Нью-Йорке, якобы использовавшиеся для шпионажа, а также российской стороне был закрыт доступ к т. н. загородным дачам постпредства в Нью-Йорке и посольства в Вашингтоне.

Россия тогда, напомню, не стала отвечать, чтобы не вестись на очевидную провокацию и не подставлять нового американского президента, с которым в Москве, очевидно, рассчитывали установить более цивилизованный диалог. Но «дипломатическая война» продолжилась и при Трампе.

В сентябре 2017-го американские власти закрыли генконсульство России в Сан-Франциско и два здания российского торгового представительства в Вашингтоне и Нью-Йорке. Кроме того, американцы приостановили процедуру выдачи неиммиграционных виз по всей России, вскоре возобновив ее только в посольстве в Москве, что создало серьезные трудности для всех россиян, желавших получить американскую визу, но живущих далеко от Москвы (до этого визы выдавали также консульства в Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке).

В марте 2018-го США в ответ на доклад властей Великобритании о якобы причастности России к отравлению Скрипалей закрыли российское консульство в Сиэтле, а также поучаствовали в массовой акции коллективного Запада по высылке российских дипломатов. Причем поучаствовали наиболее массово, выслав больше всех — аж 60 человек (для сравнения, та же Британия выслала «всего» 23).

В ответ Москва выслала аналогичное число американцев и закрыла консульство США в Санкт-Петербурге. В США лицемерно выразили сожаление и непонимание. Как будто только они имеют право, а мы нет.

Очевидно, что высылки дипломатических работников и искусственное создание проблем с выдачей виз имели конкретную цель — нанести удар не по простым гражданам России, которые в США не особо катаются, а, во-первых, по элитам, которые, по мнению стратегов «цветных революций», должны, испугавшись изоляции, давить на высшее руководство страны, во-вторых, по среднему бизнесу и среднему классу, являющимся основной массовкой всех «Майданов». Все это укладывается в логику санкционного давления и, в более широком плане, в логику новой холодной войны, неотъемлемой частью которой являются дипломатические войны.

Впрочем, в последнее время США все больше перегибают палку, вынося свои разногласия с нашей страной на международную арену, делая инициированные ими на пустом месте разборки предметом мировой политики. Пример — те же санкции, которые они беспардонно навязывают всему миру. Или нынешний инцидент с ООН, об которую они демонстративно вытирают ноги.

Очевидно, США считают ООН некоей домашней игрушкой, правила игры с которой должны устанавливать только они. Или, как выразился вице-спикер Госдумы Петр Толстой, «кинотеатром, в котором проигрывают разные фильмы, и они свободны в том, кого туда пускать, а кого не пускать».

Определенные основания для этого у них есть — они обеспечивают 22% бюджета организации, что, по их мнению, означает, что им все должны. Особенно так любит рассуждать Дональд Трамп — вспомним его ультимативные требования к членам НАТО оплачивать американский «военный зонтик» или вчерашние «предъявы» к Европе по поводу того, кто должен содержать Украину.

В то же время американские политики забывают о том, что ООН — это независимая структура, перед которой у них как у принимающей стороны есть определенные обязательства, в том числе по обеспечению функционирования институтов организации.

Вообще, сейчас становится очевидным, что разместить штаб-квартиру ООН в США оказалось не лучшей идеей. Впрочем, тогда, когда организация только формировалась, все было логично. ООН была структурой строительства нового послевоенного мира, и США как страна, вышедшая из войны с наиболее мощной экономикой, на фоне лежавшей в руинах Европы воспринималась вполне удобным для всех местом функционирования основных структур «объединенных наций». И заодно равноудаленным от всех европейских конфликтов, которые и породили самую кровопролитную войну в истории.

Но сейчас наступили совершенно иные времена, и все большему количеству людей на Земле становится ясно, что США не справляются с функцией международного арбитра, стремясь быть международным полицейским.

На этом фоне предложения перенести основные институты ведущей международной организации из этой страны уже не звучат чем-то абсурдным. Во всяком случае, Устав ООН этого не запрещает. Другое дело, что размещение руководящих органов ООН именно в США, по сути, «прошито» в структуре организации, как, например, право вето в Совете Безопасности, которое в Вашингтоне давно мечтают отменить. Право США на ООН не оспаривается, как и мировое лидерство Америки.

Во всяком случае, до тех пор, пока оно так и есть. Однако гегемония США не вечна, что наглядно демонстрирует стремительно развивающийся Китай, с которым в Америке, внезапно спохватившись, принялись бороться со стахановским размахом.

Кстати, Пекин сегодня оплачивает 12% расходов ООН. Это пока меньше, чем Вашингтон, но, как говорится, ключевое слово — «пока». И выходки США, подобные бесцеремонному недопуску к работе Генассамблеи целого ряда политиков из неугодных им стран, медленно, но верно приближают к постановке вопроса о переносе штаб-квартиры ООН в более нейтральную страну уже на более серьезном уровне, не считаться с которым уже не получится.

Это может быть какая-то не связанная обязательствами перед «гегемоном» европейская страна. Или даже азиатская, в конце концов, именно Азия постепенно становится центром развития мировой экономики и уже завтра может стать центром мировой политики.

Кстати, сейчас стало модным основывать новые «государства», выкупая для этого необитаемые острова. Ну, или можно и искусственный создать. И главное, всем будет удобно, а то дискриминация, когда большей части мира приходится на сессии ГА совершать трансокеанские перелеты, а американские политики и дипломаты могут и на метро подъехать.

Пора восстановить справедливость и уравнять всех в правах. А то у нас в последнее время некоторые себя чувствуют более равными, чем весь остальной мир…

Дмитрий Родионов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх