На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 745 подписчиков

Свежие комментарии

Морозим уши назло маме: К чему приведёт блокировка Данией «Северного потока-2»

Власти Дании отказываются выдавать разрешение на прокладку ветки газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтики в своих территориальных водах. К каким последствиям может привести этот демарш, чем он вызван, как и когда закончится?

К настоящему моменту в большинстве крупных стран Европы не осталось сомнений в том, что Старому Свету нужен российский газопровод «Северный поток – 2».

И дело тут не только в привлекательной цене газа и необходимости трубы для Германии, её меняющейся энергетики, которая переходит с угля и атома на природный газ.

Дело в том, что компании из Германии, Австрии, Франции, Нидерландов серьёзно вложились в этот проект. Они просчитали затраты и последующую отдачу от прокачки 55 млрд кубометров голубого топлива по этой трубе ежегодно, и эффект им понравился. Единственное, что не поддавалось чёткому просчёту – это санкционные и политические риски. Хотя и было понятно, что проекту будут вставлять палки в колёса.

Противоречия вокруг «Северного потока – 2» уже рассорили канцлера Германии Ангелу Меркель с президентом США Дональдом Трампом, всколыхнули обсуждения насчёт общеевропейского суверенитета на фоне диктата из-за океана, а также вызвали разногласия в Европарламенте, где ряд стран Восточной и Южной Европы открыто высказываются против строительства газопровода.

Скандинавские страны ранее были скептически настроены по поводу столь необходимой Европе трубы, но в конечном счёте выдали разрешение на прокладку веток газопровода в своих территориальных водах. Единственная страна, которая этого ещё не сделала, – Дания. Газопровод упёрся в датскую «стену» у острова Борнхольм, строительство временно заморожено. Разумеется, это не означает отказа от проекта. Но тогда зачем это делается? И каковы могут быть последствия?

Белая ворона

Газопровод «Северный поток – 2» – большой и очень важный для Европы и России проект. Две его нитки должны прокачивать ежегодно 55 млрд кубометров газа по дну Балтики из России в Германию, откуда топливо будет поступать другим европейским потребителям. Газопровод проходит по территориальным водам и экономическим зонам России, Швеции, Финляндии, Дании и Германии.

Оператор проекта – компания Nord Stream AG – уже получила разрешения на строительство от всех стран, кроме Дании. Власти королевства пока не дают зелёный свет, мотивируя это необходимостью изучить экологическую безопасность проекта. При этом понятно, что если экология не вызвала вопросов у соседних Швеции и Финляндии, как не вызвала их и у Германии, лидера в сфере зелёной энергетики, то, вероятнее всего, власти Дании мухлюют.

Позиция Дании сейчас препятствует не только строительству газопровода как таковому. Акционером Nord Stream AG является «Газпром», однако оператор проекта оплачивает лишь половину стоимости строительства. Вторую половину между собой делят лидеры европейского энергетического рынка – Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall. И конечно, нынешние задержки – это также пусть и не сокрушительный, но удар по интересам партнёров «Газпрома» в Европе.

Почему же Дания стала этой белой вороной? Дело в позиции противников строительства «Северного потока – 2». Общеизвестно, против проекта выступают США, так как они с помощью блефа пытаются доказать, будто могут заместить в Европе российский трубопроводный газ своим дорогим сжиженным. Однако этот газ не только может быть в два-три раза дороже для европейцев. Его просто не хватит, так как США производят СПГ немногим больше, чем потребляют сами, а кроме этого, транспортировка газа через Атлантику неизбежно ведёт к потере до 40% груза.

Таким образом, дело, конечно, в политике. Германия неоднократно и открыто поддерживала «Северный поток – 2». Немцы устами канцлера Ангелы Меркель и главы МИД Хайко Мааса уже говорили, что считают проект исключительно коммерческим и не согласны с его политизацией, о чём говорят США и страны Восточной Европы.

Позицию Дании в Германии также всё более открыто связывают с нежеланием переходить дорогу США. В этом, в частности, призналось на днях немецкое издание Junge Welt.

«Заявка на разрешение была подана в 2017 году, ответ пока отсутствует. Не секрет, что за этим стоит политика. США и восточноевропейские государства ЕС, которые выступили против «Северного потока», вмешались в позицию Копенгагена. Наконец, датский парламент издал специальный закон, позволяющий министерству иностранных дел, которое само по себе не имеет ничего общего с такими процедурами, выдвинуть возражение против разрешения (на строительство «Северного потока – 2» – прим. Царьграда). Оно не может быть отклонено в соответствии с международным морским правом по «соображениям безопасности», – написало издание.

Газопровод не пройдёт?

«Северный поток – 2», действительно, оказался на распутье, причём в буквальном смысле этого слова. Проявившая предсказуемую лояльность США Дания на самом деле создала помехи, но не более того. Nord Stream AG в настоящий момент рассматривает вариант альтернативного маршрута. Первоначально предполагалось, что ветка газопровода пройдёт к юго-востоку от острова Борнхольм в территориальных водах Дании. И здесь на первое место выходит правовой статус.

В своих территориальных водах любое государство имеет право заблокировать любую деятельность, а в случае её осуществления в обход запрета – даже применить силу. Однако к северу и западу от Борнхольма есть всего одна особая экономическая зона Дании. И здесь правила территориальных вод не действуют, и государство обязано выдать разрешение при условии согласования с соседями, а в данном случае оно есть. Что это значит для «Северного потока – 2»?

Во-первых, это значит, что газопроводу однозначно быть. В случае неизменности позиции Дании ветка просто пойдёт по второму маршруту. Во-вторых, это значит, что оператору «Северного потока – 2» всё же придётся понести дополнительные потери. Эксперты называют их неизбежными, однако расходятся в оценках. В-третьих, строительство трубы может выйти из графика – прокладка обходной линии это не только дополнительные средства, но и время. Это также значит, что газопровод может и не быть достроен в 2019 году.

Ну и в-четвёртых, Дания не может отказать в проведении работ, однако может максимально оттянуть выдачу разрешения. Для этого правительство уже инициирует длительные и скрупулёзные проверки экологической безопасности, в этом случае потери времени оцениваются в срок от двух до шести месяцев.

В данный момент можно также констатировать, что борьба за «Северный поток-2» вовсе не окончена. Не будем забывать, что США грозят санкциями всем компаниям, которые сотрудничают с «Северным потоком-2».

Обострение борьбы

Между тем стало известно, что посол Германии в Вашингтоне Эмили Хабер ещё в марте 2019 года написала ряд писем в Конгресс США. В них она попросила американских конгрессменов не вводить санкции против «Газпрома» и «Новатэка» из-за их проектов в Германии.

«Мы обеспокоены тем, что Конгресс в настоящее время рассматривает возможность введения дополнительных энергетических санкций против России. Эти санкции могут повлиять на энергетическую безопасность Европы», – приводит содержание одного из писем Хабер немецкое издание Bild.

Она написала также, что обеспокоена возможным попаданием под санкции США строящегося в немецком Ростоке терминала по приёму СПГ из-за миноритарного пакета акций, принадлежащего «Новатэку». Терминал в Ростоке, отметила Хабер, это часть немецкой инфраструктуры по приёму СПГ в Германии наряду с северными морскими портами в Брунсбюттеле, Вильгельмсхафене и Штадте. Наложение санкций на «Новатэк» навредит терминалам по приёму СПГ, в которых заинтересованы сами США, планирующие привозить туда свой сжиженный газ, уверена посол.

Хабер также отдельно остановилась на новой европейской директиве, которая ввела ограничения для «Северного потока – 2», как об этом уже просил ранее Вашингтон. Итогом директивы стал общеевропейский консенсус, который «уже достигнут», считает она.

«Любые дополнительные шаги, предпринятые США в отношении этого проекта, будут контрпродуктивными и подорвут европейское соглашение, достигнутое по этому сложному вопросу, касающемуся политики энергетической безопасности», – заявила посол Германии Конгрессу.

Этим заявлением она дала понять, что США добивались блокировки «Северного потока – 2», но не достигли этой цели. Затем они пытались хоть как-то ему навредить и через европейских партнёров, таких как Латвия, Польша, Эстония и ряд других стран, продавили в Европарламенте ограничения для «Северного потока – 2» – новую газовую директиву ЕС. Поэтому она и просит конгрессменов «угомониться», ведь в Европе решение было тоже непростым.

Препятствие – директива?

Выходит так, что единственными негативными факторами для «Северного потока – 2» являются отсутствие разрешения со стороны Дании, задержки и дополнительные траты из-за потенциального изменения маршрута, а также ограничения со стороны принятой газовой директивы ЕС. Насколько всё это действительно вредит нашему газопроводу?

Nord Stream AG изначально оценивал затраты на строительство «Северного потока – 2» в сумму около 9 млрд долларов. Звучала также примерная оценка издержек, если что-то пойдёт не так – 15 млрд долларов. Потенциально это удорожание проекта способно снизить его рентабельность и увеличить стоимость газа, что также снизит «вилку» в цене между российским газом и СПГ из США.

Однако это не так. «Газпром» уже заявлял, что на Западе серьёзно завышают потери от строительства обходного маршрута. В компании назвали их «незначительными». Другой вопрос  – время, которое уходит.

Ну а самое страшное – это ограничения на прокачку газа, которые предусмотрены новой газовой директивой и Третьим энергопакетом ЕС. Документ позволяет ограничить пропускную способность трубы лишь 50% от её возможностей. То есть по газопроводу пойдёт не 55 млрд кубометров в год, а лишь 27,5 млрд кубометров. И это вдвое снижает рентабельность, прибыль, наполовину сокращает эффект для европейского рынка. Для внутреннего рынка Европы газ тем дешевле, чем больше его поступает. И совершенно понятно, что США продавили невыгодное Европе решение, чтобы повысить конкурентоспособность своего газа на рынке ЕС.

Но более вероятно, что ограничения в итоге не сработают или будут носить временный характер. Как рассказал Царьграду ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, тактика ограничений поставок не слишком хорошо показала себя в Европе.

 «Тут есть опыт «Северного потока – 1». Этот опыт показывает, что можно сопротивляться работе газопроводов (в случае с «Северным потоком – 1» это был Opal, который уже идёт по суше) до тех пор, пока не возникнет пика потребления. То есть или очень холодная зима, или жаркое лето. Так вот, в момент пика потребления никакая Еврокомиссия и никакой Европарламент ограничивать поставки не будут. Opal работал на 50%. Первый пик привёл к тому, что его загрузили на 70%, а потом, когда увидели, что им всё равно не хватает, загрузили уже на 100%», – сказал Танкаев.

Эксперт отметил, что в ситуации с «Северным потоком – 2» будет точно так же – «никто не будет ограничивать своё население и свою промышленность ради каких-то третьих энергопакетов».

Нынешний анализ, таким образом, показывает главное – газопровод будет построен, а возможные потери из-за позиции Дании не будут значительными. Очень вероятен при этом перенос сроков окончания строительства. Ну а газовая директива ЕС имеет все шансы превратиться в чистую формальность, потому что российский газ Германии и всей Европе нужен куда больше, чем санкции в угоду США.

Автор:
Кучер Егор

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх