Поход кораблей НАТО к берегам Крыма и Сочи теперь в руках Турции
Россия вслед за усилением мер безопасности в Азовском море, собирается взять под более жёсткий контроль и Чёрное море. Такое мнение в эфире ток-шоу «Свобода слова» высказал командующий ВМС Украины Игорь Воронченко.
Пока, по словам командующего, российские военные моряки проводят опросы следующих в Черном море судов о цели их визита и характере груза на борту.
«Капитаны этих судов имеют право не давать чётких ответов характера груза и куда они направляются. Но, к сожалению, процентов 90 капитанов дают такие ответы. Я считаю, что эскалация дальнейшая в Черном море может быть проведена», — заявил Воронченко.
Ранее на Львовском форуме по безопасности президент Jamestown Foundation Глен Говардзаявил, что Конвенция Монтрё 1936-го года, ограничивающая пребывание прибывших из других регионов боевых кораблей в Чёрном море, должна быть пересмотрена в ближайшее время, чтобы ВМС США могли постоянно присутствовать в акватории и оказывать давление на Россию.
Создаётся ощущение, что со стороны Запада начинается информационная кампания, результатом которой должна стать отмена Конвенции Монтрё.
А это значит, что суда стран НАТО практически без всяких ограничений смогут заходить в Чёрное море, что, конечно, резко повысит напряжённость в этом регионе.
— В данном вопросе очень важно — какую позицию занимает Турция, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Проливы Босфор и Дарданеллы находятся под юрисдикцией Анкары. Насколько я знаю, Турция заинтересована в сохранении Конвенции Монтрё. Это даёт ей уникальные права по контролю судоходства через черноморские проливы. Вообще, как правило, проливы открыты для международного судоходства. По ним может проходить любой желающий. Вот, в частности, в районе Датских проливов никаких ограничений нет. И недавно по ним проходила в надводном положении наша самая большая атомная подводная лодка «Тайфун». Кстати, она произвела довольно серьёзное впечатление на европейцев.
А у Турции есть определённые условия по регулированию проливов, в частности, если Анкара ведёт войну, она имеет право не пропускать военные корабли той или иной страны. Поэтому, я думаю, президент Турции Эрдоган будет держаться за конвенцию, дающую ему особые права.
— Отмена конвенции сможет серьёзно повлиять на безопасность черноморского региона?
— С точки зрения присутствия НАТО в Чёрном море, у Конвенции Монтрё не столь уж сильный сдерживающий механизм. Во-первых, в НАТО много стран, каждая из них может прислать по одному боевому кораблю и это будет уже внушительная эскадра. Правда, конвенция предусматривает, что в Чёрное море нельзя вводить большие корабли, авианосцы, например. Но авианосцы в Чёрном море будут отличной мишенью, поскольку наши противокорабельные комплексы простреливают море, начиная от самих проливов. Поэтому запускать их сюда довольно рискованно.
Тем более, у США есть авиабазы в Болгарии, Румынии. Конечно, определённые неудобства для НАТО доставляет то, что корабли альянса там не могут долго находиться, нужна постоянная ротация. Но это всё вопросы второстепенные. В конце концов, американцы могут формально передать свои корабли Румынии или Болгарии, при том, что на них сохранятся команды из американских моряков, а подчиняться они будут командованию НАТО.
При этом сложность отмены Конвенции в том, что этого не поддержат не только Турция и Россия, но, возможно, и Румыния с Болгарией, не заинтересованные в том, чтобы Чёрное море становилось открытым для военных кораблей всех стран мир.
Если и начнётся какая-то история по отмене конвенции, то она будет долгой и результат её — непредсказуемым.
— Для чего сейчас нужен шум вокруг отмены Конвенции?
— Это просто форма политического давления. Чтобы Россия поосторожней вела себя с украинскими и другими судами в Чёрном море. И вообще не сильно возмущалась такими историями, как захват «Норда». Я думаю, это не будет иметь соответствующего эффекта. Люди в российском МИДе работают грамотные, на запугивания не поддадутся.
— У меня есть ощущение, что разговоры об отмене Конвенции Монтрё ведутся в рамках общего курса на разрыв Основополагающего акта о взаимоотношениях России и НАТО, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Согласно этому документу НАТО берёт на себя обязательства не держать крупных военных сил у границ России. А Чёрное море это ведь тоже зона российского влияния.
Что касается конкретно конвенции, я не думаю, что её удастся отменить или внести в неё какие-то принципиальные изменения.
Возможно, постепенно будет вестись какая-то работа по размыванию основ этого документа, а заодно и Основополагающего акта Россия-НАТО.
Учитывая противоречия США и Турции, Эрдоган вряд ли в ближайшие годы захочет идти на поводу у «вашингтонского обкома».
— Мы видим, что сейчас под сомнение ставятся договоры, казавшиеся прочными. Тот же договор РСДМ. Видимо, и Конвенция Монтрё на очереди?
— Тут надо разделять. Договор РСДМ — это договор конкретно между Россией и США. А Конвенция Монтрё затрагивает множество стран, и её куда сложнее отменить. Хотя в целом работа по её расшатыванию укладывается в логику перекройки коллективным Западом общей системы безопасности.
— Смогут ли США методом кнута и пряника склонить Турцию к тому, чтобы она тоже выступила за отмену Конвенции Монтрё?
— У США есть определённые рычаги воздействия на Анкару. Но серьёзно они не могут влиять на Эрдогана до тех пор, пока не решён курдский вопрос. Как известно, тут позиции Вашингтона и Анкары расходятся кардинально. Американцы не могут просто так взять и отказаться от поддержки курдов в свете той ситуации, которая складывается на Ближнем Востоке. А турки в свою очередь выдвигают простое требование: уйдите, мы с курдами сами разберёмся.
— Основа Конвенции, это, прежде всего, консенсус, некогда достигнутый между СССР и Турцией, — говорит заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. — В настоящее время и Россию, и Турцию эта Конвенция устраивает, поэтому я не вижу оснований для её пересмотра. Турция даже в самые непростые периоды в отношениях с Россией подчёркивала значимость сохранения Конвенции Монтрё.
Если Украина попытается как-то расшатать ситуацию, поставить в повестку дня вопрос об отмене Конвенции, это никак не повлияет на позицию Турции, а тем более России. Когда я лично задавал вопросы официальным представителям турецких властей, они подтверждали, что этот вопрос не может быть поставлен в политическую повестку дня.
Алексей Полубота
Свежие комментарии