Нет, пожалуй, более неблагодарного дела, чем пытаться объяснить, почему в современном мире тупая, кондовая и крайне примитивная русофобская пропаганда, которая в первую очередь стремится демонизировать лично президента Путина, обречена на неудачу
Уже многократно было говорено, что в условиях кризиса традиционной политической системы на Западе многие страхи по поводу волны «нового консерватизма» (или, как его сейчас принято называть, альт-райт-движения) персонифицируются на фигуре российского лидера, которая приобретает в этом контексте какие-то черты всемогущества. Собственно, этот парадоксальный момент в идущей уже не один год кампании по дискредитации России и президента Путина приводит к тому, что мировое общественное мнение начинает пресыщаться всеми этими трешевыми историями о происках Путина чуть ли не под каждой подушкой, оставляя в массовом сознании лишь тезис о том, что российский лидер слов на ветер не бросает и, если уж принял решение что-то делать, доведёт это до конца. Этот слом западной пропагандистской модели в отношении руководителя российского государства зафиксировали и западные исследователи — по данным Pew Research Center, опросившего порядка 26 тысяч человек в 25 странах мира, Владимир Путин обошёл президента США Дональда Трампа в рейтинге доверия мировым лидерам с результатом в 30% против 27%.
Этот результат сам по себе крайне показателен по нескольким причинам. Во-первых, мы воочию наблюдаем, как у нас на глазах рушится мифология о том, что руководство единственного (после распада соцлагеря) мирового гегемона всегда право и представляет интересы всего «цивилизованного» мира. Как оказалось, это не так, причём процессы утраты доверия к действиям Соединённых Штатов (которые, при всей риторике о разных группах влияния в Вашингтоне, всё же олицетворяют действующая администрация и президент Трамп персонально) идут в мире по нарастающей. Есть в вопросе утраты доверия к Трампу, конечно, изрядная доля его личных «заслуг», однако объективная изнанка экономического базиса сильнее любых надстроечных явлений.
Пережив «медовый месяц» тотального подчинения всего мира после краха СССР, США не могут уже предложить миру передовую технологическую модель и такую систему, при которой в мировом разделении труда даже их сателлитам найдётся более-менее приемлемое местечко. Вся рыночная экономика в глобальном масштабе подошла к своим естественным и немасштабируемым пределам роста, ограничения носят уже чисто физический и демографический характер. Весь мир, включая традиционный Запад, становится ареной тарифных баталий и торговых войн. Гегемону нужны открытые рынки и устранение «несправедливых», с его точки зрения, экспортно-импортных дисбалансов. Именно эти глубинные причины, а не лежащие на поверхности проблемы Трампа на внутриполитическом поприще приводят к утрате доверия к американскому президенту.
Что же касается результата российского лидера, то у него есть несколько объяснений. Как уже отмечалось выше, к росту доверия привела масштабная диффамационная кампания в мировых СМИ, в результате которой, с одной стороны, образ российского президента вырос до размеров какого-то планетарного демиурга, а с другой — наступило пресыщение негативом, все описания «проделок» Путина стали восприниматься через призму недоверия мейнстримным СМИ. Этот образ влиятельного человека с постоянно подчеркиваемым спецслужбистским бэкграундом стал восприниматься как символ стабильности и здравомыслия, которого так не хватает в современном хаотизированном мире глобальной политики.
Рост популярности Владимира Путина у зарубежной аудитории происходит в целом на фоне ослабления субъектности политического класса в западных странах. Политологи уже неоднократно указывали на то, что новая генерация европейских политиков больше походит на серый бюрократический выводок из брюссельских пробирок, нежели на эффективных политиков, которые реально боролись за власть и имеют выстраданную повестку и своё видение развития вверенных им стран. Долгие годы нам говорили о том, что институты важнее личностей и что только через институты можно обеспечить поступательное развитие государства и не допускать срывов, основанных на факторе личности. Отчасти это так, однако при тотальном усилении тех самых институтов происходит замещение публичной политики теневыми бюрократическими процессами, где рулят группы интересов, лоббисты, крупные компании и невыборная бюрократия. Этот недостаток твёрдого, ориентированного на национальные интересы руководства приводит к тому, что жители многих стран начинают искать такой эталон руководителя — и находят его в Путине.
Свежие комментарии