Украинский сценарий для Белоруссии
Кто и что стоит за попытками части белорусской элиты торпедировать интеграцию с Россией в рамках Союзного государства?
Безопасность принесли в жертву многовекторности
Белорусское руководство не рассматривает вопрос размещения на территории страны российской авиабазы, так как в этом нет «ни практического, ни военного, ни политического смысла», заявил в интервью «РБК» глава МИД Белоруссии Владимир Макей.
По словам белорусского министра, если бы Минск разместил на своей территории какие-то дополнительные военные объекты, то это не способствовало бы укреплению стабильности и безопасности в регионе.
При этом Макей опроверг, что отказ Белоруссии в размещении российской авиабазы может быть связан с давлением, оказываемым на Минск со стороны европейских соседей. Глава МИД РБ заверяет, что руководство страны никогда не будет принимать принципиальных решений под внешним давлением, а исходит исключительно из национальных интересов Белоруссии.
Между тем, громкое заявление главы белорусского МИД не оставили без внимания в Москве, но и не стали делать из него сенсации.
Так, глава МИД России Сергей Лавров в интервью «Коммерсанту» назвал отказ Минска от размещения российской авиабазы неприятным эпизодом. Вместе с тем, он подчеркнул, что Белоруссия остаётся союзником России, Москва и Минск имеют программу совместных действий во внешней политике.
А пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков опроверг проведение переговоров по размещению российской военной базы на территории Белоруссии. По словам Пескова, между Москвой и Минском существует значительный объём взаимных союзнических обязательств, который компенсирует отсутствие подобного пункта базирования.
Напомним, что 6 сентября этого года главы правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас парафировали проект «Программы действий Белоруссии и России по реализации положений Договора о создании Союзного государства». По информации «Коммерсанта», планируется введение единых Налогового и Гражданского кодексов, совместного внешнеторгового режима, почти объединённого банковского надзора и единого регулятора нефтегазовой отрасли. Однако все эти действия в рамках осуществления единого интеграционного проекта имеют все шансы столкнуться с серьёзными препятствиями.
Опровержение представителями Белоруссии информации о возможном размещении на территории страны авиабазы ВКС России в экспертных кругах трактуют как намерение белорусского руководства сохранить нейтралитет в случае гипотетического военного конфликта между Россией и НАТО. Примечательно, что всё это происходит на фоне разговоров об углублении интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Однако политический и военный аспекты российского-белорусского союза, очевидно, Минск очень слабо интересуют. Время от времени белорусский президент Александр Лукашенко делает противоположные по своему содержанию заявления. То он уверяет Москву в верности союзническому долгу и заявляет, что «у нас общая с Россией армия на западной границе, которая обеспечивает безопасность нашего Отечества – Беларуси и России», то делает явные реверансы в сторону Запада, заявляя о «многовекторности» и желании «смотреть и на Восток, и на Запад».
При этом Минск уклоняется от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, официального признания российского суверенитета над Крымом, а по Донбассу делает порой достаточно резкие и не способствующие доверию отношения. Буквально на прошлой неделе Лукашенко сначала заявил о готовности ввести белорусских миротворцев на неконтролируемый Украиной участок границы между народными республиками Донбасса и Россией (казалось бы, что «миротворцам» из третьей страны делать на полностью спокойном участке границы ДНР и ЛНР с Россией, где боевые действия прекратились летом 2014 года с разгромом группировки ВСУ), а затем в интервью украинским СМИ он и вовсе призвал Киев как можно скорее восстановить контроль над территорией Донбасса, великодушно позволив его жителям покинуть свои родные дома и уехать в Россию.
Шантаж Москвы продолжается…
В то же время политические и военные факторы двустороннего сотрудничества Белоруссии и России остаются в тени экономической повестки. Так, Макей всё в том же интервью «РБК» назвал ключевые, на его взгляд, причины, препятствующие углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Все они носят экономический характер. Это препятствия с российской стороны по поставкам белорусской сельскохозяйственной и промышленной продукции, цены на нефть и газ, а также введённый Россией «налоговый манёвр», из-за которого Минск может потерять до 10 миллиардов долларов ежегодно, и за который Белоруссия настойчиво требует от Москвы компенсаций. Макей называет эти проблемы «вопиющими и кричащими», и называет их главным тормозом программы дальнейших действий по Союзному государству, которая должна быть подписана к 8 декабря 2019 года – 20-й годовщине Договора о создании Союзного государства.
При этом глава МИД Белоруссии заявил, что Москва выдвинула неприемлемые условия по созданию наднациональных структур Союзного государства. В результате они были сняты с повестки. Макей подчеркнул, что ни о какой федерации или даже конфедерации речи не идёт, так как «Беларусь не намерена жертвовать своим суверенитетом в угоду каким-то конъюнктурным соображениям». Не идёт также речи о единой валюте Союзного государства. Стоит ли говорить о том, что интеграция при таких условиях напоминает скорее профанацию, нежели тесное политическое взаимодействие двух государств одного народа?
Таким образом, слишком очевидным является желание белорусского руководства извлечь от союза с Россией исключительно экономические выгоды, получив кредиты, дешёвые энергоресурсы и преференции на поставки в РФ белорусской продукции, практически ничего не делая и не обещая взамен. При этом Батька в рамках декларируемой им «многовекторности» слишком явно продолжает заигрывать с Западом, фактически шантажируя Москву.
Лукашенко вынуждают отказаться от союза с Россией
Не секрет, что в последнее время в Минск зачастили официальные представители Соединённых Штатов. И, очевидно, что их визиты связаны не только с желанием восстановить прерванные ещё десятилетие назад дипломатические отношения, но и не допустить углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства.
Так, в конце августа 2019 года в столицу Белоруссии прибыл советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, который встретился с президентом Лукашенко и главой МИД Макеем. Несмотря на то, что визит носил скорее символичный характер, да и сам Болтон вскоре покинул свой пост, это было первое посещение Белоруссии столь высокопоставленным западным политиком за последние полтора десятилетия. Сразу после секретарь Совбеза Белоруссии Станислав Зась отправился в Варшаву, где под председательством Болтона прошло совещание по безопасности с участием представителей Польши и Украины. В связи с этим белорусский политолог Артём Шрайбман язвительно заметил: «Давайте с пяти раз угадаем, безопасность от кого могут обсуждать США, Украина, Польша и Беларусь. Может, от Литвы?»
А 17 сентября в Минск прибыл заместитель госсекретаря США Дэвид Хейл. В процессе переговоров с белорусским руководством было достигнуто соглашение о взаимном возвращении послов, а также ослаблении Вашингтоном санкционного давления на Минск. Лукашенко, в свою очередь, сделал очередной реверанс в сторону Запада, указав на то, что без участия США невозможно урегулирование конфликта в Донбассе.
При этом Макей опровергает, что попытки Минска наладить отношения с Вашингтоном вызваны намерениями белорусского руководства сменить геополитическую ориентацию:
«Нет смысла подозревать Беларусь в попытках, как это иногда говорится, уйти на Запад или куда-то ещё, — уверяет глава МИД Белоруссии. — Мы всегда говорили и будем говорить о том, что мы не собираемся дружить с кем-то за счет России, в ущерб России или против России».
Между тем, сам Макей считается едва ли не главным прозападным «серым кардиналом» белорусской верхушки, при этом имеющим огромное влияние на Лукашенко, в окружении которого преобладают сторонники медленного, но верного дрейфа Белоруссии в сторону Запада. При этом глава МИД и его приближённые противопоставляются другой политической группе – «силовикам», якобы тесно связанным с Россией. Позиции последних ослабли после увольнения в июне этого года главы МВД Игоря Шуневича, занимавшего мост министра на протяжении семи лет. Кандидатуры Макея и Шуневича давно назывались в числе возможных преемников Лукашенко на посту президента.
«На одной из встреч с западными послами было высказано мнение, что если бы сегодня Лукашенко пришлось выбирать между министром МИД и министром МВД, Макеем и Шуневичем, он, не колеблясь, выбрал бы последнего. А нам нужно, чтобы ситуация в стране была обратной. Или чтобы она для начала хотя бы дрогнула», — написал ещё в 2017 году один из лидеров белорусской прозападной оппозиции, экс-кандидат в президенты Владимир Некляев.
И, к сожалению, ситуация, по всей видимости, таки дрогнула. Благодаря Макею и ко, ненавистная белорусским националистам и либералам интеграция с Россией, всерьёз застопорилась. И надежды на то, что при нынешнем курсе Минска удастся достичь серьёзного прорыва, становятся всё более и более призрачными, что лишний раз подтверждает интервью Макея «РБК».
Уже упоминавшийся нами ранее политолог Артём Шрайбман высказал точку зрения, что Минск продолжит торговаться с Москвой, требуя изменения российского налогового кодекса с учётом белорусских норм, и в результате может торпедировать намеченное на 8 декабря соглашение по углублению интеграции, что обернётся скандалом.
«И, наконец, самое главное: Макей уже не прозрачно намекнул, а прямо сказал, что Минск вообще может ничего не подписать в декабре, если Москва не выполнит белорусские запросы к этому моменту: по налоговому манёвру, газу и барьерам на российском рынке. Это, я бы сказал, резко. Москва очень вряд ли даст компенсацию налогового манёвра без хотя бы заметно реализованных дорожных карт. Минск отказывается их даже подписывать без компенсации», — считает эксперт.
Батька на распутье
Из этого можно сделать лишь один-единственный вывод: Лукашенко уверенно ведут по пути свергнутого президента Украины Виктора Януковича. И самое опасное для Белоруссии заключается в том, что попытки её лидера лавировать, делая с одной стороны декларативные формальные заявления об интеграции с Россией, но тут же обнуляющего их заигрыванием с Западом, шантажом Москвы и саботированием реальной программы интеграции, могут сначала лишить его поддержки тех сил и той части населения, которая заинтересована и активно поддерживает интеграцию с Россией, а затем и вовсе привести Батьку к печальному финалу.
Ни для кого не секрет, что и для белорусской либерально-националистической оппозиции, и для окормляющего её Запада Лукашенко по-прежнему остаётся «последним диктатором Европы», которого они при первой попавшейся возможности отправили бы в Ростов (ну или в более близкий Смоленск), а то и вовсе подвергли участи Каддафи. «Штурмовые отряды» для этого из числа белорусских радикалов и их украинских «побратимов» давно готовы, осталось лишь дождаться удобного момента. Явный саботаж Минском интеграционных соглашений с Россией вкупе с усилением аппаратной борьбы внутри белорусской элиты лишь способствует ускорению дестабилизационных процессов, последствия которых могут быть катастрофичными не только лично для Лукашенко и той части его окружения, которая токсична для Запада, но и для белорусского государства как такового.
Дмитрий Павленко, специально для News Front
Свежие комментарии