Россия и Турция явно настроены на дальнейшее развитие военно-политического сотрудничества в рамках набирающей силы парадигмы совместного противостояния глобализму и гегемонизму
Центральным политическим событием Международного авиационно-космического салона в подмосковном Жуковском, стало, несомненно, рандеву президентов России и Турции.
«Рад приветствовать участников и гостей Международного авиационно-космического салона. Прежде всего, нашего доброго друга, президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. Мы глубоко ценим международное внимание к авиасалону. Видим в этом признание высокого интеллектуального, научно-технического потенциала нашей страны, уникальных традиций самолетостроения, которые позволяют России оставаться в числе флагманов. Тесные кооперации разработок наших ученых, эффективное использование разработок», — заявил Владимир Путин.
Прибытие на московский авиасалон Реджепа Эрдогана, безусловно, очень хорошая новость. Особенно потому, что этот визит состоялся на фоне объективно сложной ситуации в сирийской провинции Идлиб, где интересы России и Турции, мягко говоря, не вполне совпадают. И даже дают повод аналитикам определенного сорта пророчить «неизбежный крах» российско-турецких отношений, которые якобы раздирают неустранимые противоречия.
Однако, будь ситуация действительно настолько безвыходной и угрожающей, как её расписывают в иных неровно дышащих к этой теме изданиях, вряд ли следовало ожидать столь торжественного и демонстративного прибытия турецкого лидера на подмосковный аэродром. Причем, судя сразу по двум вместительным бортам с опознавательными знаками ВВС Турции, прибыл он туда далеко не один.
Весьма примечателен и тот факт, что местом встречи двух президентов избран именно Московский международный авиасалон. Это трудно понимать как-то иначе, чем как знак очень серьезного взаимного интереса России и Турции к сотрудничеству в аэрокосмической области. Со стороны Эрдогана это еще и недвусмысленный сигнал Вашингтону. О том, что на их перехваленном Ф-35 свет клином отнюдь не сошелся.
И думаю, совсем не случайно, центральное место в авиационном шоу на аэродроме Жуковский было отведено российским истребителям «пятого поколения» Су-57, пилоты которых творили в небе буквально чудеса высшего пилотажа. А при заходе на посадку применяли и вовсе уникальный для боевой авиации прием сокращения посадочного пробега путем раскрытия еще в воздухе тормозных парашютов.
Судя по всему, турецкий лидер отнюдь не намерен ограничивать свое военное сотрудничество с Россией только приобретением лучших в мире зенитно-ракетных систем С-400. Кстати, именно сегодня, что явно не случайно, началась поставка в Турцию второй партии этих вооружений.
Представители российского авиапрома уже предложили турецкой стороне задуматься о закупках российской военной авиатехники. В том числе уже стоящего на конвейере многоцелевого истребителя Су-35, поставка которого для турецких ВВС может быть начата буквально в режиме он-лайн.
Однако демонстрация Эрдогану в Жуковском пилотажных возможностей Су-57 говорит о том, что и этот российский инновационный проект может стать предметом рассмотрения лидеров двух стран.
Этому способствует и недавно принятое Владимиром Путиным решение о начале серийного производства Су-57 для нужд министерства обороны России. А это означает, что главное условие, делающее любой вид оружия популярным в мире – принятие его на вооружение собственной армии, полностью выполнено.
Турецкий гость наверняка по достоинству оценит этот факт, который четко говорит о том, что Су-57 это не банальный кот в мешке, а вполне серьезное оружие, к которому стоит присмотреться.
Думаю, однако, что и этой темой вопросы взаимодействия Москвы и Анкары в военной сфере отнюдь не исчерпываются.
Из-за становящихся все более напряженными и нестабильными отношений с Вашингтоном, под угрозой оказался и турецкий военно-морской флот. Он принимает сейчас на вооружение универсальные десантные корабли (УДК) типа «Анадолу», которые планировались в качестве носителей самолетов палубной авиации с укороченным взлетом и посадкой.
Турки ориентировались в этом плане на американский Ф-35Б. Однако не факт, что США откажутся от запрета на поставку Турции самолетов этого семейства, который они ввели в отместку за решение Эрдогана купить русские С-400 вместо их дефективных «Пэтриотов».
Если Вашингтон, что называется, упрется в этом вопросе, турецкие УДК фактически станут бесполезными посудинами, не имеющими собственной палубной авиации. Для турок это станет серьезным ударом по их военно-морским и национальным амбициям. И потому взоры турецкого руководства могут вновь обратиться к России. В свое время именно Советский Союз стал создателем первого в мире полноценного палубного истребителя сокращенного взлета/посадки Як-141. Который лишь спустя много лет скопировали американцы.
С учетом того, что о разработке в России нового истребителя палубной авиации для кораблей класса УДК было официально объявлено еще в прошлом году, можно предположить, что данная тема может представлять для турок очень большой интерес. Иного пути для этой честолюбивой и не желающей вечно быть в услужении Америке державы, по большому счету, просто нет.
Для России же это новые, причем, весьма серьезные возможности продвижения своего оружия на мировой, в том числе и натовский рынок. В сочетании с немалыми финансовыми выгодами, которые могут быть получены от активного участия Турции в совместной программе разработки нового палубного самолета.
В общем, президентам двух соседних великих черноморских держав явно было о чем поговорить в ходе нынешнего Московского авиасалона. И коль скоро этот диалог состоялся и наверняка будет продолжен, можно не опасаться того, что разного рода частности, пусть даже и довольно серьезные, но явно второстепенные, могут помешать России и Турции придерживаться в своих отношениях тех объективных приоритетов, которые составляют основу национальных интересов этих двух государств и при этом, практически совпадают.
Юрий Селиванов, специально для News Front
Свежие комментарии