Юрий Селиванов: Очень хороший знак!

Россия и Турция явно настроены на дальнейшее развитие военно-политического сотрудничества в рамках набирающей силы парадигмы совместного противостояния глобализму и гегемонизму

Центральным политическим событием Международного авиационно-космического салона в подмосковном Жуковском, стало, несомненно, рандеву президентов России и Турции.

«Рад приветствовать участников и гостей Международного авиационно-космического салона. Прежде всего, нашего доброго друга, президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана.

Мы глубоко ценим международное внимание к авиасалону. Видим в этом признание высокого интеллектуального, научно-технического потенциала нашей страны, уникальных традиций самолетостроения, которые позволяют России оставаться в числе флагманов. Тесные кооперации разработок наших ученых, эффективное использование разработок», — заявил Владимир Путин.

Прибытие на московский авиасалон Реджепа Эрдогана, безусловно, очень хорошая новость. Особенно потому, что этот визит состоялся на фоне объективно сложной ситуации в сирийской провинции Идлиб, где интересы России и Турции, мягко говоря, не вполне совпадают. И даже дают повод аналитикам определенного сорта пророчить «неизбежный крах» российско-турецких отношений, которые якобы раздирают неустранимые противоречия.

Однако, будь ситуация действительно настолько безвыходной и угрожающей, как её расписывают в иных неровно дышащих к этой теме изданиях, вряд ли следовало ожидать столь торжественного и демонстративного прибытия турецкого лидера на подмосковный аэродром. Причем, судя сразу по двум вместительным бортам с  опознавательными знаками ВВС Турции, прибыл он туда далеко не один.

Весьма примечателен и тот факт, что местом встречи двух президентов избран именно Московский международный авиасалон. Это трудно понимать как-то иначе, чем как знак очень серьезного взаимного интереса России и Турции к сотрудничеству в аэрокосмической области. Со стороны Эрдогана это еще и недвусмысленный сигнал Вашингтону. О том, что на их перехваленном Ф-35  свет клином отнюдь не сошелся.

И думаю, совсем не случайно, центральное место в авиационном шоу на аэродроме Жуковский было  отведено российским истребителям «пятого поколения» Су-57, пилоты которых творили в небе буквально чудеса высшего пилотажа. А при заходе на посадку применяли и вовсе уникальный для боевой авиации прием сокращения посадочного пробега путем раскрытия еще в воздухе тормозных парашютов.

Судя по всему, турецкий лидер отнюдь не намерен ограничивать свое военное сотрудничество с Россией только приобретением  лучших в мире зенитно-ракетных систем С-400. Кстати, именно сегодня, что явно не случайно,  началась поставка в Турцию второй партии этих вооружений.

Представители российского авиапрома уже предложили турецкой стороне задуматься о закупках российской военной авиатехники. В том числе уже стоящего на конвейере многоцелевого истребителя Су-35,   поставка которого для турецких ВВС может быть начата буквально в режиме он-лайн.

Однако демонстрация Эрдогану в Жуковском пилотажных возможностей Су-57 говорит о том, что и этот российский инновационный проект может стать предметом рассмотрения лидеров  двух стран.

Этому способствует и недавно принятое Владимиром Путиным решение о начале серийного производства Су-57 для нужд министерства обороны России. А это означает, что главное условие,  делающее любой вид оружия популярным в мире – принятие его на вооружение собственной армии, полностью выполнено.

Турецкий гость наверняка по достоинству оценит этот факт, который четко говорит о том, что Су-57 это  не банальный  кот в мешке, а вполне серьезное оружие, к которому стоит присмотреться.

Думаю, однако, что и этой темой вопросы взаимодействия Москвы и Анкары в военной сфере отнюдь не исчерпываются.

Из-за становящихся все более напряженными и нестабильными отношений с Вашингтоном, под  угрозой оказался и турецкий военно-морской флот. Он принимает сейчас на вооружение универсальные десантные корабли (УДК) типа «Анадолу», которые планировались в качестве носителей самолетов палубной авиации с укороченным взлетом и посадкой.

Турки ориентировались в этом плане на американский Ф-35Б. Однако не факт, что США откажутся от запрета на поставку Турции самолетов этого семейства, который они ввели в отместку за решение Эрдогана купить русские С-400 вместо их дефективных «Пэтриотов».

Если Вашингтон, что называется, упрется в этом вопросе, турецкие УДК фактически станут бесполезными посудинами, не имеющими собственной палубной авиации. Для турок это станет  серьезным ударом по их военно-морским и национальным амбициям. И потому взоры турецкого руководства могут вновь обратиться к России. В свое время именно Советский Союз стал создателем первого в мире полноценного палубного истребителя сокращенного взлета/посадки Як-141. Который лишь спустя много лет  скопировали американцы.

С учетом того, что о разработке в России нового истребителя палубной авиации для кораблей класса УДК было официально объявлено еще в прошлом году,  можно предположить,  что данная тема может представлять для турок очень большой интерес. Иного пути для этой честолюбивой и не желающей вечно быть в услужении  Америке державы, по большому счету, просто нет.

Для России же это новые, причем, весьма серьезные возможности продвижения своего оружия на мировой, в том числе и натовский рынок. В сочетании с немалыми финансовыми выгодами, которые могут быть получены от активного участия Турции в совместной программе разработки нового палубного самолета.

В общем, президентам  двух соседних великих черноморских держав  явно  было о чем поговорить в ходе нынешнего Московского авиасалона. И коль скоро этот диалог состоялся и наверняка будет продолжен, можно не опасаться того, что разного рода частности, пусть даже и довольно серьезные, но явно второстепенные,  могут помешать России и Турции придерживаться в своих отношениях тех объективных приоритетов, которые составляют основу национальных интересов этих двух государств и при этом, практически совпадают.

Юрий Селиванов, специально для News Front

Источник ➝

Лукашенко рискует

  «Нефтяная война» Москвы и Минска близится к завершению

В последние дни начали поступать сообщения, позволяющие предположить, что в затянувшемся конфликте между Белоруссией и Россией по вопросам поставок из нашей страны энергоносителей и их транзита в Европу все-таки наметились хоть какие-то позитивные сдвиги. По имеющейся информации, зашедшие в полный тупик переговоры о ставке за транспортировку нефти по белорусскому участку «Дружба», временно прекращены в связи с тем, что сторонам удалось достичь временного компромисса.



Также имеется прогресс и в вопросе выплат Минску компенсаций за «грязную нефть», нарушившую работу как трубопровода, так и белорусских НПЗ в прошлом году. Сегодня уже можно пытаться делать некоторые прогнозы относительно того, к чему в конечном итоге может прийти урегулирование очень непростого для обеих стран «нефтяного вопроса». Кто же в конечном итоге окажется в выигрыше, а кто будет подсчитывать потери?

На войне, как на войне

Как стало известно из информированных источников, цена транзита российской нефти через Белоруссию 1 февраля 2020 года будет проиндексирована автоматически. Минск требовал ее повышения на 16.6%, припоминая Москве «потери, понесенные в результате загрязнения «Дружбы» хлоридами». Тем не менее, российская сторона попытки «поставить в счет» все подряд, нещадно смешивая постоянные и разовые выплаты, не поддержала и на подобный вариант не согласилась. Максимум, что удалось «выдавить» белорусам – поднятие транзитной платы на 6.8%. При этом 3.8% – это заранее оговоренная «поправка» на инфляцию. В «победный зачет» белорусы могут записать себе разве что еще 3%. Впрочем, это все, как уже было сказано выше – лишь временный компромисс. Уже нынешним летом белорусская сторона твердо намерена приняться за старое – снова начать «выкручивать руки» нашей «Транснефти», только уже с учетом придуманного Лукашенко «экологического налога» и компенсаций за «грязную нефть». При этом пресс-служба белорусского правительства на днях заявила о том, что в ходе переговоров с участием заместителя премьер-министра Белоруссии Игоря Ляшенко, уже достигнуто соглашение об «общих подходах и методике» возмещения этого ущерба российской стороной. Какие-либо точные цифры и сроки пока не оглашаются. Остается только надеяться на то, что в Минске сегодня подходят к вопросу более реалистично, чем в октябре, когда первый замглавы тамошнего МИД Андрей Евдоченко, говоря об «ущербе», заявлял о «примерно 1.5 миллиарда долларов недополученных по экспортной программе».

При этом дипломат, правда, по, как видно, прочно укоренившейся у некоторых его соотечественников привычке, опять свалил в одну «кучу» и «грязную нефть», и «налоговый маневр», и что-то, кажется, еще. Главное, цифра получилась очень внушительная. Посмотрим, насколько эти безразмерные аппетиты будут уменьшены к моменту новых переговоров. Не будем забывать: в последнее время Минск вполне конкретно давал понять, что в случае продолжения конфликта, «оружием» в нем, скорее всего, станет препятствование транзиту российских энергоносителей в Европу, осуществляемое под теми или иными предлогами. К примеру, в ОАО «Гомельтранснефть Дружба» предупредили о своих намерениях устраивать ежемесячные ремонты на принадлежащем ей участке трубопровода в 1300 километров. Оказывается, в ходе проводившейся в прошлом году проверки там было выявлено прямо-таки «скопление дефектов». Понятно, что это автоматически будет означать полное или частичное прекращение транспортировки «черного золота» на какое-то время. Первое «показательное выступление» такого рода уже было проведено: 14 января ремонт проводился на участке «Мозырь – Брест-3», в результате чего прокачка нефти в направлении Польши упала сразу на 50% – до 70 тысяч тонн в сутки. 17 января трубопровод вернулся в нормальный режим работы и поставки возобновились в полном объеме. Тем не менее, воспринимать этот демарш однозначно следует как предупреждение Москве: захотим, и никакого транзита не будет!

Другой «мерой психологического воздействия» на Россию Минск выбрал демонстративные поиски «альтернативной нефти». По заявлению тамошнего первого вице-премьера Дмитрия Крутого, «соответствующие предложения были разосланы всем» – в Казахстан, Азербайджан, Польшу, Прибалтику и даже на Украину. Как утверждает чиновник, «все заводы белорусской нефтяной компании ведут переговоры в ежедневном режиме» по данному вопросу. Одну из главных надежд при этом Минск возлагал как раз на Казахстан и делал в отношении его более, чем конкретные «реверансы», что подтверждается тамошним Министерством энергетики. Его руководитель, Нурлан Ногаев принимал личное участие во встрече с чрезвычайным и полномочным послом Белоруссии в Казахстане Анатолием Ничкасовым и вице-президентом концерна «Белнефтехим» Андреем Бунаковым, в ходе которого последний заявил о желании приобретать более 3 миллионов тонн казахской нефти в год. Идея заманчивая, но в Нур-Султане прекрасно понимают, что ее реализация целиком и полностью зависит от благосклонности Москвы, являющейся основным владельцем все той же «Дружбы». Именно поэтому казахская сторона пока что весьма сдержанно говорит о «проработке вопроса» и необходимости «коммерческой заинтересованности» ее компаний в поставках в Белоруссию, особенно – в том случае, если осуществляться они будут не через трубопровод... Впрочем, как утверждают там, «устная договоренность» с «Транснефтью» об использовании ее мощностей для такого транзита уже, вроде бы, достигнута. Так у Белоруссии обстоят дела на Востоке. А что же Запад? Ведь там, кажется, многие наперебой рвались оказать Минску помощь в «избавлении от энергетической зависимости от Москвы»?

Европейский «облом»: поддержка есть, нефти нет...

Одной из стран, прямо-таки сломя голову бросившейся к своим соседям «на выручку», была Латвия. Еще бы – ведь выручка в случае удачи обещала быть неплохой... Лукашенко даже с тамошним премьер-министром Кришьянисом Кариньшем встречался – наверняка «за диверсификацию» перетереть. Однако выступивший после этого министр сообщения Латвии Талис Линкайтст вылил на голову Минска изрядный ушат ледяной водички, способной не то что остудить, а заморозить в лед его горячие порывы к «рывку на Запад».

Качать нефть мы готовы! Необходимая инфраструктура имеется, вот только нюансы надо обговорить...


– заявил министр.

«Нюансы», как выяснилось, заключаются в необходимости вложить весьма немаленькие суммы в «реанимацию» нефтепровода Полоцк – Вентспилс, вот уже бог знает сколько лет тихонечко ржавеющего в совершенно нерабочем состоянии. Делать это придется, понятно, белорусской стороне – латыши не дураки в такое вкладываться. Можно, конечно, возить нефть и по «железке», но так транспортировка обойдется намного дороже, чем по трубам. Совершенно аналогичная ситуация и с еще одними потенциальными «помощниками» – польскими. 14 января пресс-службой польского оператора нефтепровода «Дружба» компании PERN было сделано официальное заявление о том, что реверсные поставки энергоносителей в Белоруссию на сегодняшний день невозможны в принципе. То есть теоретически Варшава как бы готова, но... Опять-таки, «требуются инвестиции». И делать их придется, естественно, Минску.

Более того, в силу своих гораздо больших аппетитов и амбиций, Польша не готова ограничиться исключительно экономической стороной вопроса. Там Лукашенко более, чем прозрачно, намекают на необходимость принятия определенных «политических деклараций», которые, понимаете ли, «гарантируют надежность и долгосрочность проекта». То есть – выражаясь человеческим языком, разрыва отношений с Россией и полного отказа от поставок энергоносителей с ее стороны. Иначе – никак. Ну, и, наконец, самое главное. Трубопроводы и компрессорные станции и у поляков, и у латышей имеются. Нет у них другого – своей нефти. Прокачивать-то они готовы что угодно, вот только покупать это «что-то» белорусам придется непонятно у кого и по какой цене. Скорее всего – у тех, на кого укажут транзитеры, заинтересованные в решении за счет этого своих собственных вопросов. То, что при этом содержимое идущих в Белоруссию трубопроводов можно будет называть «черным золотом» уже без всяких кавычек, ни малейшего сомнения не вызывает. На мировых рынках никто никаких скидок и льгот Александру Григорьевичу предоставлять не будет – даже в обмен на самые горячие заверения в «братстве» и «дружбе». Да и проектом союзного с ним государства в той же Саудовской Аравии вряд ли заинтересуются. То есть ситуация с производством качественных и недорогих нефтепродуктов из сверхдешевого сырья, всегда востребованных на рынках, долгие годы поддерживавшая белорусскую экономику «на плаву», накроется медным тазиком в любом случае.

Между прочим, те же поляки по этому поводу откровенно недоумевают: по их подсчетам, в прошлом году при мировых ценах на нефть в 67 долларов за баррель (в среднем) Белоруссия имела ее от России долларов эдак по 50, а то и дешевле. Плохо, что ли?! Ну, понятно, сейчас грядет налоговый маневр, однако, так все равно выгоднее, чем покупать ту же нефть бог знает где, да еще и с серьезными накладными расходами на переделку трубопроводов или, того хуже, транспортировку по железной дороге. Нет, хотите – будем качать, будем возить. Жалко, что ли? Любой каприз за ваши денежки... Пока что единственной реальной сделкой по «альтернативной нефти», вроде бы заключенной Минском, можно считать осуществленную Белорусской нефтяной компанией (БНК) закупку партии норвежской нефти Johan Sverdrup с поставкой в литовский порт Клайпеда, куда она должна поступить 22 января. Однако, во-первых, речь идет о 80 тысячах тонн, что для Белоруссии попросту капля в море, а, во-вторых – тут как раз тот случай, когда полученная нефть будет «золотой». Ее перевалка и доставка до Новополоцкого НПЗ обойдутся более, чем в 20 долларов за тонну. И это – при покупке по рыночным ценам... Напомним: Россия планирует поставить в Белоруссию в 2020 году более 24 миллионов тонн нефти. Минск сегодня говорит о потребностях в 17 с половинной миллионов тонн, очевидно, твердо рассчитывая на «альтернативы» в виде энергоносителей из Казахстана и других источников. Как бы то ни было, но львиная доля все равно должна поступить из нашей страны. А тот же «казахский транзит» – это вообще отлично! Наверняка, Москва согласится на то, чтобы он шел через наши участки «Дружбы». Это станет лучшей гарантией того, что в будущем не возникнут проблемы для потока российского «черного золота», идущего в Европу. Неважно, из-за ремонтов или по какой-либо еще причине...

Надо полагать, острая фаза «нефтяной войны» закончится совсем скоро. Взаимные претензии и требования, конечно, останутся, но решаться будут уже в рабочем порядке. Для России однозначно лучше утратить некоторую небольшую часть белорусского рынка энергоносителей, чем выполнять совершенно вымогательские требования Минска. В свою очередь, тот же Лукашенко должен понимать, что продолжая затягивать переговоры по транзиту российской нефти, выставляя раз за разом в их процессе надуманные, явно нереальные условия, он рискует остаться без энергоносителей вообще. Заменят ли белорусам «горячая поддержка» Запада или туманные обещания Востока топливо в баках их автомобилей? Очень сомневаюсь.


Автор: Александр Неукропный

Популярное в

))}
Loading...
наверх