Пожар на крейсере «Адмирал Кузнецов» в Мурманске. Фото: Лев Федосеев / ТАСС
На тяжёлом авианесущем крейсере Северного флота «Адмирал Кузнецов» произошёл пожар, в ходе которого погиб человек, а ущерб оценивается в десятки миллионов рублей и минимум полгода продления ремонта
Это в любом случае была диверсия,
– решительно ответил один из понимающих в своём деле морских специалистов на вопрос Царьграда о возможности такого варианта.
А вопрос, признаём, был закономерен. По сообщениям из Мурманска, здесь на ремонтирующемся у стенки 35-го судоремонтного завода АО «Центр Судоремонта «Звёздочка» тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» произошёл довольно значительный и весьма неприятный пожар. О ходе его ликвидации сообщалось до поздней ночи. Хотя, по словам президента Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, загорание было локализовано, причём сказано это было ещё в районе 15 часов. Данные о пострадавших разнятся, но это не менее 12 человек. Один человек, матрос-контрактник, погиб, ещё один, офицер службы живучести, числится, по последним сообщениям, пропавшим без вести.
Причина пожара – человеческий фактор
Причиной инцидента глава ОСК, в которую структурно входит «Звёздочка», назвал «человеческий фактор». Согласно тому, как передали его слова информационные агентства, причиной возгорания стало то, что при сварочных работах в первом энергоотсеке корабля «произошло попадание окалины на нижние палубы». А там находились демонтированное оборудование и остатки горючих жидкостей. Этот, как его назвали в сообщениях, «мусор» и загорелся.
Далее источниками информагентств высказывалась версия, что в результате этого загорелся кабель, проложенный по разным отсекам и палубам корабля, что осложняло тушение пожара. Дополнительным проблемным фактором стало то, что кабель будто бы был плавким и горючим.
Не исключено, что по меньшей мере часть правды в этих сообщениях есть, так как в течение дня поступали сообщения об увеличении площади горения с первоначальных 20 кв. метров до 120, 400 и даже 600 кв. метрах. Хотя, конечно, кабель из пожароопасных материалов – это нечто, что заставляет скептически хмыкнуть.
Впрочем, «Кузнецов» был заложен ещё в 1982 году, а в те годы уже могло быть всякое. Образцом надёжности корабль на флоте никто во всяком случае не считал. Поломки на нём случались, включая даже такие неприятные, как отказ аэрофинишёра, вызвавший даже потерю самолёта. И случилось это в самый неподходящий момент – когда «Кузя» призван был проверить себя в ходе боевой операции, а заодно продемонстрировать мощь русского оружия в Сирии в 2016 году. Да и регулярное прохождение ремонтов в 2001-2004 годах, затем в 2008-м и 2015-м говорят сами за себя.
Как бы то ни было, налицо нарушение техники безопасности при проведении сварочных работ. Моряки, с которыми на эту тему беседовал Царьград, отметили, что действующие регламенты требуют убрать все пожароопасные материалы, не говоря уже о «промасленной ветоши», – от которой всё, как говорят, и загорелось, – прежде чем приступать к сварочным работам. Да о чём говорить, когда даже ответственный таджик железяку на даче «болгаркой» режет, загородив искры листом металла!
Чего ожидать дальше
В любом случае в этом нет ничего хорошего,
– ответил Царьграду на вопрос, как оценивать случившееся и чего ждать дальше, один из не раз доказывавших свою компетентность морских специалистов.
Пока трудно судить, что реально произошло, находясь не на месте происшествия, подчеркнул он, но пожар на корабле – всегда несчастье. И почти всегда – признак чьей-то некомпетентности или разгильдяйства. А уж если корабль такой старый, как «Адмирал Кузнецов», внимательность при проведении огнеопасных работ на нём должна быть самой высокой пробы.
С другой стороны, отметил собеседник, никакой особенной сенсационности в таком происшествии нет. Подобные инциденты происходят во всех странах и во всех флотах.
Да, тот самый человеческий фактор, – развёл руками эксперт. – Всегда был, всегда будет.
Именно в этом смысле назвал диверсией случившееся другой собеседник Царьграда.
Да, в каноническом смысле под диверсией понимается целенаправленное действие вражеской агентуры, направленное на нанесение вреда объектам противника, – согласился он. – Но если рассуждать не по канону, а по существу, то какая в принципе разница, кто поджёг корабль – чужой диверсант или свой разгильдяй? При, если говорить по старине, объективно вменяемом содействии тех, кто должен был контролировать обеспечение и ведение ремонтных работ. И какая разница, умышленно это было сделано или по детской незамутнённости сознания, если убытков на миллионы, а сроки ремонта явно уйдут вправо?
Впрочем, представителя «Звёздочки», как и ОСК, покамест заверяют, что сроки окончания ремонта «Адмирала Кузнецова» – а это 2022 год – не сдвинутся. А некоторые источники уверяют, что, мол, оборудование из подвергшихся опасности отсеков было демонтировано прежде и не пострадало, а погоревший кабель, дескать, всё равно намеревались менять на более новый и безопасный.
Насколько верить этим словам и заверениям – каждый может решать сам. Но в любом случае надо принять во внимание, что после подобных ЧП плотный туман умолчаний, недосказанностей, переложения вины и бодрых заверений прячет истинную картину не менее, нежели тот едкий дым, что клубился над «Кузей» и мешал быстрому обследованию пострадавших отсеков крейсера.
Пока ни о чём определённом в смысле сроков, цены и прочего для окончания ремонта говорить не приходится, – подчеркнул в разговоре с Царьградом компетентный эксперт в морской отрасли. – Пока нет полноценного обследования повреждений, пока нет дефектации – говорить, в общем, не о чем. В любом случае можно повторить только одно: ничего хорошего в этом нет…
Цена вопроса
По меньшей мере один погибший – это уже чрезмерная цена за любую аварию. Если она стала следствием «человеческого фактора», то и вдвойне.
Но и, кроме того: действующий контракт на ремонт «Кузнецова», включающий прежде всего модернизацию энергосистем и вооружения корабля, оценивается в открытых источниках в около 60-65 млрд рублей. Во всяком случае такая цифра приводится в компетентном издании «Коммерсантъ», и эти данные не опровергают и источники Царьграда. Коли так, то это примерно равно цене трёх (!) ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) четвёртого поколения типа «Борей».
Неплохая цена «нарушения техники безопасности»?
Нет, понятно, что нынешний пожар не сорвёт ремонт «Адмирала Кузнецова» полностью. Вполне может быть, что даже и не отодвинет вправо график ремонтных работ. Но сама цена вопроса – не данного конкретного возгорания, а всего комплекса работ на авианесущем крейсере – должна как минимум предполагать сугубое предохранение от разгильдяйства и безответственности. Сравнимое с обороной в море от вражеской авианосной группировки.
Иначе в самом деле – какое объективное отличие от диверсии или попадания противокорабельной ракеты врага?
Автор:
Цыганов Александр
Свежие комментарии